РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКА.
статья

Радченко Полина Анатольевна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство –это небольшой отрезок в жизни человека. Ребенок познает окружающий мир и «впитывает» в себя все происходящее вокруг. В это время проявляются его черты характера, формируется мировоззрение и определение ценности. Это наиболее важный период жизни человека, так как он определяет его судьбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazka_2021.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКА

Ларионова О.Н., Радченко П.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №146

Polina_radchenko_2014@mail.ru

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство –это небольшой отрезок в жизни человека. Ребенок познает окружающий мир и «впитывает» в себя все происходящее вокруг. В это время проявляются его черты характера, формируется мировоззрение и определение ценности. Это наиболее важный период жизни человека, так как он определяет его судьбу. Опыт великих педагогов, философов, писателей и родителей, показывает, что большое значение в развитии творческого воображения, а также в воспитании и обучении детей они уделяли метафорической, наиболее доступной для понимания ребенка, форме изложения материала, в который созданы сказки, истории, притчи.  Психологи считают (Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, И.В. Вачкова, Л.С.Выгорский), работа со сказкой, использование красивой и точной метафоры развивают не только личность ребенка, но и способствуют развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым. Василий Александрович Сухомлинский говорит о том, что важно заложить в ребенка правильные ценности и воспитать (посеять) в нем положительные качества. Одним из компонентов поддержания эмоционального равновесия и создания психологического комфорта в процессе обучения является сказка.                                                    

По словам В.А. Сухомлинского, сказка – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, поэтому невозможно представить себе обучение, как в школьном, так и в дошкольном учреждении без слушания и без создания сказки. В своем опыте В.А.Сухомлинский использовал народные, авторские сказки, собственного сочинения и старался, чтобы каждый ребенок сам создал свою сказку, свой выразительный художественный образ. Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающего мира, выражает отношение к добру и злу. Именно поэтому сказки с древних времен взрослые рассказывают детям, приучая их к правильным поступкам, обучая умению отличать плохое от хорошего.                                                                

 В.А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка». Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Детская книга должна учить добру, а именно сказка. Сказка- это такое эстетическое творчество, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка- его ум, чувства, воображение, волю.  Сказочные истории производят на детей огромное впечатление. Слушая сказки, дети следят за развитием событий, отождествляют себя с тем или иным героем произведения. Так они учатся вставать на сторону добра и справедливости, стараются быть похожими на любимых героев, стремятся подражать их поступкам. В.А. Сухомлинский утверждал, что сказки открывают не только красоту, но и истину, что без сказки и сказочной ситуации все объяснения для ребенка мертвые, ибо молчит сердце. Без сказки живой и яркой, обладающей сознанием и чувствами ребенка- невозможно представить детское мышление и детский язык. Очень важно чтобы дети не только слушали сказку, но и сами ее творили. В обращении к детям В.А. Сухомлинский писал: «Не наноси своим поступкам, своим поведением боль, обиды, заботы, тяжких переживаний, другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека».      Самыми первыми сказками, с которыми знакомятся дети – это русские народные сказки. Эти сказки вводят детей в круг необычных событий, превращений, происходящих с их героями. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решений, так как в сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это важно в воспитании детей на сказках.  Сказка – обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.  Сказка не дает наставлений детям: «Не уходи из дома без разрешения», «Слушай родителей», в ее содержание заложен урок который дети постепенно воспринимают, много кратно возвращаясь к тексту сказки. В детской сказке содержится все самое главное в жизни.   Русские народные сказки – содержат жизненную и социальную философию народа, которая определяет его быт, историю. Они хранят в себе знания и опыт народа, носят нравственно- воспитательный характер.                                                        Ш.А.Амоношвили говорит: «Детям очень хорошо в гуманно-личностном образовательном пространстве, ибо они в нём не к жизни готовятся, а уже живут. А «клетка» Сухомлинского- духовная общность- заполняет сущность Ребенка радостью успеха, уверенностью в себе, чувством сотрудничества, мыслью о благе…».                                                                                                            В своей работе с детьми мы используем произведения В.А. Сухомлинского, русские народные сказки, так же сказки других авторов. Читая сказки детям, мы беседуем о прочитанном произведении, задаем вопросы требующие размышления и доказательства.  Рассуждаем с детьми, что смешного, грустного, хорошего, плохого произошло в сказке. Это позволяет понять, о чем думают дети, насколько богат их личный опыт. Создаем проблемные ситуации, решая которые дети проявляют гуманность. Предлагаем продолжить сказку или придумать свой конец сказки. Дети любят обыгрывать друг перед другом сценки из сказок, распределяя роли. Родители нашей группы принимают активные участники педагогического процесса.   С удовольствием читают сказки детям в группе. Участвуют в театрализованных действия, в изготовлении атрибутов, костюмов. Взрослые и дети за участие в мероприятиях награждаются грамотами, благодарственными письмами, подарками.  Уже несколько лет наш сад является социальным партнером филиала библиотеки им. И. И. Молчаново-Сибирского.

Литература:

  1. Л.Г.Гарбуза: Духовно-нравственное воспитание дошкольников   со    сказкой/Текст/М.: Дошкольная педагогика, 2012.
  2. Годы детства это, прежде всего, воспитание сердца. [Электронный ресурс]: Gigabaza.ru. URL: https://gigabaza.ru/doc/10376.html 
  3. Даниленкова, Т.О. В.А. Сухомлинский О воспитании здорового ребенка в процессе обучения [Текст] / Т.О. Даниленкова // Омский научный вестник: психологические и педагогические науки. 2010. №1.
  4. А.В. Запорожец: Психология восприятия сказки ребенком дошкольником/Текст/М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Проблема воспитания детей. Высказывание Сухомлинского: «Годы детства...». [Электронный ресурс]: Kritika24.ru. URL: http://www.kritika24.ru/page.php?id=41879 
  6. Цитаты из книги «Сердце отдаю детям». [Электронный ресурс]: Livelib. URL: https://www.livelib.ru/book/1001548998/quotes-serdtse-otdayu-detyam-v-a-suhomlinskij 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»

Проект по методической теме «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»Рассказывает о моих наработках....

Работа с родителями по теме Роль сказки в развитии нравственных чувств дошкольников.

СКАЗКА – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для  ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, что...

Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников.

Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников.   «Отечество моё, Россия!» - вслушайтесь в звучание этих слов. Повторите их для себя. В них гордость за свою Родину, в ко...

"Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольника"

Консультация для родителей о влиянии семьи на патриотическое воспитание ребёнка...

РОЛЬ ПРАВИЛ В ВОСПИТАНИИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ И ОТНОШЕНИЙ

РОЛЬ  ПРАВИЛ  В  ВОСПИТАНИИ  ГУМАННЫХ ЧУВСТВ  И ОТНОШЕНИЙ...

«Роль сказки в воспитании патриотических чувств по средствам использования технологии «ЛЭПБУК»

Роль сказки в воспитании патриотическихчувств по  средствам использования технологии «ЛЭПБУК»   Актуальность темыБыстрый темп современной жизни, информатизация общества...