«Пение – как средство развития вокальных способностей дошкольников»
статья

Садыкова Ольга Николаевна

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Пение – как средство развития вокальных способностей дошкольников»

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

В данной работе я представляю опыт развития вокальных способностей у детей дошкольного возраста в нашем детском саду в период с 2017 (со средней группы) по 2020 год (до подготовительной к школе группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

Основанием для выбора направления работы: «Пение - как средство развития вокальных способностей дошкольников» послужили результаты диагностики развития певческих навыков по методике О.П.Радыновой в начале 2017 – 2018 учебного года, где было выявлено, что 60% детей 5-6 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети застенчивые, робкие, с замедленной речью и слабой памятью.

Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологическиевозможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Представляет интерес технология В.Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей: научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий.

Формирование вокальных способностей – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса.

Цель: развить вокальные способности дошкольников посредством пения.

Были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Для реализации цели поставила задачи:

1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

2. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

3. Формирование вокальных навыков;

4. Развитие исполнительского мастерства;

5. Расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития вокальных способностей детей.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вокально-хоровые навыки: дыхание; звукообразование; дикция; чистота интонирования; ансамбль. (Приложение№2)

Вначале я работаю над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. 

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходимы певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например:«Я иду и пою»).

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Начиная с младшей группы учу детей петь протяжно, напевно. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Работу над дикцией я начинаю с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я учу детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому сначала определяю содержание песни, расшифровываю детям непонятные слова, нахожу кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции использую: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. (Приложение №3)

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повысились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшились музыкальная память и внимание.

В моей работе неоценимое значение оказали упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические. (Приложение №3)

На одном музыкальном занятии перед пением я беру не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, ввожу новые упражнения.

В работе над пением я также использую метод ритмодекламации. Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?

Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучаниеили наоборот снизу вверх.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я учу детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения. Чтобы дети пели одновременно, выразительно, делали мягкие окончания фраз, меняли динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, я работаю над ансамблем.

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п.«Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие).В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель).

В старших группах к пению «по цепочке» добавляю «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения полностью оправдала себя: цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон реализована.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, я использовала следующие приемы:перед началом пения обращаю внимание детей на себя. Если в песне есть фортепианное вступление, даю знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то играю начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

Работа над песней

(ее условно можно разделить на несколько этапов)

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
  • пояснение непонятных слов;
  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
  • разгадывание загадок, ребусов;
  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

2 этап – разучивание песни.

На этом этапе я создаю атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Для этого я красиво, эмоционально исполняю новую песню, чтобы заинтересовать детей.

После прослушивания песни провожу беседы с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором?«Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников, публикую консультации на сайте нашего учреждения («Почему дети не поют?», «Семь правил для взрослых»)

В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста мною оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

В работе с воспитателями использую открытые просмотры презентаций музыкально – дидактических игр («Путешествие Язычка», «Что лишнее?» и другие), консультации («Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях», «Развитие речи средствами музыки», и другие), где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучиваю песенный репертуар, даю рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, могу сказать, что поставленная мною цель достигнута:

  • дети полюбили петь,
  • научились владеть своим голосом,
  • стали понимать многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
  • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Пример использования методических приемов

в работе над вокально-хоровыми навыками

с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети свободно входят в зал, останавливаются ближе к инструменту. Приветствие друг друга «по трезвучию».

Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте! (1 – 3 раза)

Упражнение: «Правильная осанка». [2]

И.п. стоя на месте, руки на поясе.

М уз.руководитель и дети:https://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_1.png

У меня спина прямая

Я наклонов не боюсь, - пружинка на месте

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

Поворачиваюсь.

Раз, два - наклон, выпрямиться

Три, четыре - прогнуться, выпрямиться

Три, четыре - поворот туловища вправо

Раз, два - поворот туловища влево

Я хожу с осанкой гордойhttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_2.png

Прямо голову держу, - пружинка на месте

Никуда я не спешу.

Раз, два, - руки за голову,

Три, четыре - 4 шага вперед

Три, четыре, - руки на поясе,

Раз, два - 4 шага назад

Ну-ка, дружно не лениться - стоя на месте, руки на поясе

И присесть, и наклониться - присесть, выпрямиться, наклониться,

выпрямиться

Повернусь туда-сюда - повороты вправо, влево

Ох, прямешенька спина. - притопнуть ногой, руки на поясе

Упражнение на дыхание.

  1. «Паровозик».

И.п. стоя на месте, руки вдоль туловища.

Вдох через нос, через сомкнутые зубы выпустить воздух, сомкнуть губы (закрылись воротики на звуке «м-м-м»).

  1. «Заведем мотор у самолета».

И.п. стоя на месте, руки опущены вдоль туловища.

На едином вздохе выполнить три раза круговые движения.

Вдох, руки вверх.

Медленный выдох, руки вниз на звуке «У», постепенно динамика звука ослабевает.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_7.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_8.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_9.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_10.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_11.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_12.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_13.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_9.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_7.png

f mf p

у-у у-у у

Упражнение для речевого аппарата.

  1. «Укольчик» языком в щеку
  2. «Кусака» разминаем губы.
  3. «Сладкое варенье» облизываем рот.
  4. «Мамочка-папочка» повторить в быстром темпе несколько раз («разогреваем» губы).
  5. Скороговорки повторить несколько раз четко, в быстром темпе:

«Три сороки-тараторки тараторили на горке».

«Наш Полкан попал в капкан».

Упражнение для разогрева связок. [1]

  1. «Волна»

ХХХ – скрип

- восходящая интонацияhttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_18.png

А - произнести звук «А» максимально открытым ртом, протяжно.https://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_18.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_18.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/10/s_5f08ab1738544/1492663_18.png

ХХХ А, ХХХ А, ХХХ А

Распевание на гласные звуки (а, о, у, я), а также траспонирование несложных русских народных напевок («Веселые гуси» и др.), послушаем себя и товарища (пропевание звука «М»).

В заключении музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в музыкальную игру «Наш концерт» (исполнение детьми знакомых песен).

Артикуляционная гимнастика

1. Покусать кончик языка.

2. Покусать язык, высовывая его вперед и убирая назад, покусывать всю поверхность.

3. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

4. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.

5. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

6. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

7. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику лица, поднимая лицевые мышцы, как гантели

8. Поставив указательный палец на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

Примеры статических артикуляционных упражнений.

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

4. «Язычок» -артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.

Примеры динамических артикуляционных упражнений

1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

Речевая зарядка:

Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали? - шагаем

Вот так, вот так, весело шагали.

Налетели комары, мы их отгоняли. – отгоняем комаров руками

Вот так, вот так, мы их отгоняли.

Рассердились и потом шишки в них кидали, - кидаем шишки

вот так, вот так, шишки в них кидали.

Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались, - побежали

позабыли мы про шишки, и домой помчались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пение как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Презентация на городском методическом обьединении музыкальных руководителей ДОУ Мертвищевой О.Г....

«Обучение пению как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.   Цель:  определение ...

Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует ...

Вокальное искусство- как средство развития творческих способностей дошкольников.

Вокальное искусство-как средство развития творческих способностей детей....

Развитие вокальных способностей дошкольников в рамках дополнительного образования в условиях ДОУ

В  рамках общеобразовательной  деятельности  у  условиях  ДОУ  пению  отводится  лишь четвертая  часть  занятия,  а  потребность  в...