Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста
консультация

Тарасова Ольга Александровна

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_repertuar_dokument_microsoft_office_word.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста

 

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.

Вокально-хоровое пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании детей. Основная цель вокально-хорового пения – воспитание у детей певческой и общемузыкальной культуры. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны и заключаются в развитии музыкально-творческой деятельности,певческих коммуникативных навыков, музыкальных способностей, в формировании устойчивого интереса к пению, способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных. Рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором надо приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Обучая малышей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Важно не допускать громкого пения детей, крика, пения на улице в холодную и сырую погоду.

Целесообразно тщательно продумать весь вокально-хоровой репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками. Песенный репертуар должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих воспитательное и познавательное значение.

Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Необходимо использовать мелодии из классических произведений, удобных для воспроизведения детьми, для распеваний.

Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, мы должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и др.

Вопрос же доступности содержания музыки должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.

Практика показывает, что некоторые педагоги формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков. Необходимо, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей.

Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.

Анализируя основные образовательные программы дошкольного образования: «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы», «Истоки», можно сделать вывод о том, что во всех программах в разделе «Музыкальное развитие» присутствует вокально-хоровое направление, имеются и свои особенности. Особенность программы «Детский сад 2100» - синтез искусств. Дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства, знакомятся со средствами художественной выразительности различных видов искусства. Содержание образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

Комплексная программа «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой содержит в себе три части, посвященные разному возрастному периоду детей. Цель программы - развитие музыкальной культуры дошкольника. Каждый раздел делится еще на две составляющие: музыкальное восприятие и музыкальное исполнительство.

Комплексная программа «Истоки» Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой направлена на всестороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В музыкальный репертуар входит классическая музыка, фольклор, современная музыка. Главным фактором в данной программе является диалог педагога с ребенком, между детьми, педагогами.

Но репертуар по данному направлению в данных программах не достаточно насыщен и разнообразен. В результате приходится использовать дополнительные, парциальные программы по музыкальному воспитанию.

Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям.

Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора.

Программа «Камертон» Э.П. Костиной направлена на разностороннее музыкальное образование. Она характеризует семь лет жизни ребенка с семью ступенями звукоряда. Музыкальное воспитание и обучение - это первая, вторая и третья ступени, а ступени музыкального обучения, воспитания и развития с четвертой по седьмую. Главное место отводится такому виду деятельности, как восприятие музыки. Авторы спроектировали модель педагогического процесса, поэтому образцов, методически разработанных музыкальных занятий программа не содержит.

Многие педагоги используют в практике парциальную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста "Ладушки" (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа включает разработку занятий для четырех возрастных групп для детей от 3до7 лет. Наличие музыкального материала устраняет проблему поиска нотного материала. Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий. Вокально-хоровой репертуар соответствует всем требованиям музыкального воспитания.

Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Вокально-хоровой репертуар усложняется с каждым возрастным этапом, добавляются новые формы, приемы. На слайде представлены направления работы по вокально-хоровому пению по возрастным группам:

Для детей 3-4 лет. в первую очередь используется фольклор. Попевки и песенки включают в качестве упражнений, распеваний и подпеваний, они построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту.

Используются песенки «Петушок», «Ладушки», «Птичка», «Солнышко-ведрышко», музыка В.Карасевой, и многие другие; Упражнения на развитие ритмического слуха: «Кто как идет?», «Петушок, курочка и цыпленок»; на развитие тембрового и динамического слуха «Громко-тихо», «Веселые дудочки».

Для детей 4-5 лет. В качестве упражнений на развитие слуха и голоса в этом возрасте используются песенные импровизации мелодий на заданный текст. Например: «Как тебя зовут», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты»;

Игры с пением «Огородная-хороводная», муз. Б.Можжевелова, «Гуси-лебеди и волк», муз. Е.Тиличеевой.

Песенное творчество: «Котенька-коток», р.н.п.; «Лошадка», «Марш», муз. А.Гречанинова.

Песни: «Как на тоненький ледок», «Паучок», «Кисонька-мурысонька», р.н. песни.

Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Андрей-Воробей», «Зайка».

Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Где мои детки?», «Ступеньки».

Упражнений на развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».

Песни: «Барабан», муз. Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», муз.А.Александрова; «Голубые санки», муз. М.Иорданского.

Игры с пением: «Ворон», р.н.м; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева.

Хороводы: «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», р.н.п.

Песни из мультфильмов советских композиторов Ю. Чичкова, В.Шаинского, Б.Савельева.

Для детей 6-7 лет. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Скок-поскок», «А я по лугу».

Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Звуки разные бывают», «Подумай, отгадай».

Песни: «Листопад», «Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко; «Праздник Победы», «Брат- солдат» муз. М. Парцхаладзе;

Игры с пением: «Плетень», «Теремок», р.н.п; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова. Хороводы: «На горе-то калина», р.н.п.; «К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик.

Песни из мультфильмов советских композиторов.С детьми данного возраста можно работать над инсценировками и музыкальными спектаклями. Например, «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка?», р.н.м.; «Золушка», «Муха-цокотуха», муз. М.Красева.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него народных песен, произведений классиков, советских и зарубежных, а также современных композиторов), применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей способствует воспитанию у них чувств патриотизма и расширяет их кругозор.

Работая в этом направлении, воспитанники могут себя проявить в конкурсах певческого мастерства различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и  общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера...

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование как средство развития  творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...

Консультация "Особенности детского экспериментирования как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит...

Декоративное рисование в детском саду, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедл...