Ранняя профориентация дошкольников (из опыта работы)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлен опыт воспитателей детского сада №83 г. Комсомольска-на-Амуре по формированию у дошкольников базовых знаний о профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ранняя профориентация в детском саду. | 948.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация дошкольников (из опыта работы)
Детский сад является первой и важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, способствует ранней профориентации.
Профессиональная ориентация дошкольников – это система мероприятий, которые помогают выявить личностные особенности, интересы и способности каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе будущей профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
В нашем детском саду мы уделяем много внимания формированию у дошкольников базовых знаний о профессиях. Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учителя-логопеды, психолог, инструктор по физкультуре и плаванию.
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ мы используем тематические сюжетно-ролевые игры, клубные часы, мастер-классы, экскурсии, посещения выставок, наблюдения и беседы (в соответствии с тематикой перспективных планов и праздниками в нашей стране). Они помогают активному взаимодействию педагогов и дошкольников, а также детей между собой.
В рамках реализации образовательных проектов за несколько лет в детском саду были организованы крупные мероприятия, посвященные профориентации дошкольников:
- Клубный час «Мастерград»
(мероприятия клубного часа были проведены в течение 2 дней из-за большого интереса к ним родителей и детей)
В нем участвовали родители, воспитатели, сотрудники детского сада, дети разного возраста. Активными участниками стали воспитанники старшего дошкольного возраста.
Целью данного мероприятия было не только формирование у детей позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий, но и решение следующих задач:
- Обучение :
способам взаимодействия со сверстниками;
ориентированию в пространстве детского сада;
проявлению инициативы в заботе об окружающих;
умению вежливо выражать свою просьбу и благодарить за оказанную услугу.
- Обогащение содержания сюжетно-ролевых игр.
Клубный час проводился в помещениях старших и подготовительных групп.
Проведение клубного часа «Мастерград» предполагало поочередное посещение детьми группой (10-12 человек) в сопровождении взрослого нескольких профориентационных зон.
Заранее была составлена программа, продумано расположение профориентационных зон и маршрут каждой группы детей, чтобы избежать их пересечения друг с другом.
Каждая зона, которую представлял воспитатель или родитель, имела название в соответствии со своим профориентационным направлением и игровые задания для дошкольников:
- Мультимедийный вернисаж: «Все профессии важны»;
- «Мы-спасатели» (сюжетно-ролевая игра);
- «Все профессии важны «Учительница первая моя»;
- «Театральное закулисье»: мастер-класс «Театральная маска», нанесение театрального грима;
- «Кабинет лечебной физкультуры» (сюжетно-ролевая игра);
- «Ярмарка рабочих мест».
Первая профориентационная зона: мультимедийный вернисаж «Все профессии важны» - профессия космонавта.
Здесь воспитанникам средних и старших групп удалось «побывать» в центре подготовки космонавтов, послушать подробные сообщения о профессии космонавта, подготовленные детьми старшей группы, а также получить в подарок, изготовленные из бросового материала, атрибуты и инструменты профессиональной деятельности космонавтов. Все это позволило детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности космонавта.
Две следующие профессиональные зоны были основаны на организации и проведении сюжетно-ролевых игр «Мы-спасатели», «Кабинет лечебной физкультуры» (дети подготовительной компенсирующей группы знакомили с профессиями спасателей, а ребята старшей группы – с медицинскими профессиями).
Сюжетно-ролевая игра «Кабинет лечебной физкультуры»
Следующая творческая профессиональная зона – «Театральное закулисье»: мастер-класс «Театральная маска», нанесение театрального грима. Здесь свои творческие способности и практические навыки показали воспитанники подготовительной группы, посещающие в течение 3 лет кружок «Затейники» – детский театр и хорошо освоившие практически все театральные профессии.
Все дошкольники, посетившие мастер-класс по нанесению театрального грима пополнили свои знания о труде людей, участвующих в подготовке театральных спектаклей.
Мастер-класс «Театральная маска»
Для детей подготовительных групп совместно с учителем начальных классов МОУ СОШ №37 Валевич Мариной Владимировной была организована профориентационная зона по теме : «Все профессии важны «Учительница первая моя» - знакомство с профессией учителя.
Здесь воспитанники не только познакомились с секретами профессии учителя, но и побывали в роли учителей и провели короткие уроки по математике и чтению для своих сверстников.
И последней профориентационной зоной клубного часа стала «Ярмарка рабочих мест», организованная воспитанниками подготовительной группы (знакомство с профессиями ветеринар, фотограф, психолог, птичница, торговый представитель)
Здесь каждый «работодатель» подробно рассказал об общественной значимости труда той или иной профессии, подробно описал цель, мотив и предмет труда, а также инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
- Выставка и презентация поделок «Дома бывают разные»
Это мероприятие было посвящено изучению строительства домов в разных частях света и знакомило ребят со строительными профессиями, а также строительными материалами и устройством домов у людей разных национальностей.
- Открытие и презентация музея книги
В течение определенного времени в нашем саду был организован музей книги, где ребята подготовительной группы знакомили сверстников с процессом создания книги и профессиями, связанными с ним: писатель, иллюстратор, наборщик, редактор, переплетчик, печатник.
Презентация музея книги
- Экскурсия в библиотеку МОУ СОШ №37
Знакомила ребят с профессией «библиотекарь», устройством и работой библиотеки, профессиональными инструментами.
- Показ спектакля «Колобок на новый лад»
Подготовка и премьера спектакля познакомили ребят подготовительной группы с такими профессиями, как: актер, режиссер, костюмер, гример, суфлер, художник. После спектакля была организована мини-презентация, где актеры рассказали своим сверстникам из других групп о профессиях театрального закулисья.
Хорошо организованная работа по ранней профориентации в ДОУ позволила нашим ребятам принять участие в чемпионате Беби-Абилимпикс.
Подготовка велась по трем направлениям: флористика, робототехника, медицинское дело.
Ребята первой подгруппы знакомились с профессией флорист: изучали разновидности цветов, материалов и профессиональных инструментов, в саду делали поделки из природного материала, составляли букеты, присутствовали на мастер-классе в салоне флористики.
Ребята второй подгруппы знакомились с профессией инженер- робототехник: посетили детский центр «Кванториум», где увидели все разнообразие движущейся техники, узнали о направлениях робототехники; побывали на мастер-классе у ребят, которые готовились к конкурсу, в Лего-центре; проектировали модели в саду из специального конструктора по схемам; научились с помощью программы на компьютере делать движущиеся модели; вместе с воспитателями и логопедами учились составлять рассказ о своем изобретении.
Ребята третьей подгруппы изучали медицинское дело и знакомились с профессией медсестра: посетили мастер-класс у настоящего специалиста, учились правильно накладывать повязки, запоминали названия инструментов, вместе с родителями участвовали в викторине «Первая помощь», где соревновались в умении оказывать первую помощь, закрепляли знания о профессиях с помощью дидактических игр и составления рассказов о них.
Молодые инженеры. МДОУ д/м №83 г.Комсомольск-на-Амуре
Наши участники чемпионата Беби-Абилимпикс 2022.
МДОУ д/с №83 г.Комсомольск-на-Амуре
Таким образом, работа по ранней профориентации в нашем дошкольном учреждении ведется в системе. И, возможно, это позволило нашим ребятам не только принять участие в чемпионате Беби-Абилимпикс 2022, но и занять призовое место.
Мы планируем продолжить работу по ранней профориентации дошкольников. По возможности организуем «Встречи с интересными людьми», новые клубные часы и мастер-классы, где будем знакомить ребят с профессиями, востребованными на территории РФ, а также нашего города и края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада» (из опыта работы)
Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным явля...
Выступление из опыта работы «Ранняя профориентация дошкольников»
Если дети получат практические представления о труде взрослых в детском саду, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми....
Обобщение опыта работы «Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников в свете ФГОС».
Опыт работы по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников....
Проект «Азбука профессий» как ранняя профориентация дошкольников.Из опыта работы.
laquo;Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» - этому мы учим детей с самых ранних лет. Не потому, что эта пословица часть народного фольклора, а потому, что без труда невозможен прогресс...
Статья из опыта работы «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»
Статья из опыта работы "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников"...
Презентация из опыта работы «Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников»
Презентация из опыта работы "Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников"...
Культурные практики в ранней профориентации дошкольников (Из опыта работы детского сада)
Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно развиваю в формате культурных практик, обеспечивающих условия для применения культурного опыта, ...