Проект "Адаптация без слёз"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Воскресенский детский сад №2 «Семицветик»
Проект «Адаптация без слёз»
Выполнила:
воспитатель группы раннего возраста
Ремезова Юлия Геннадьевна
2020г.
Проект «Адаптация без слез!» направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Вид проекта: информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой.
Место реализации проекта: МДОУ Воскресенский детский сад № 2 «Семицветик»группа раннего возраста № 2.
Сроки проекта: 2-3 месяца.
На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость и т.д.
Проблема
.. Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка. Сухомлинский В. А.
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие плачут, как только закроется дверь за мамой. Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психологической травмой.
Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Актуальность
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель:
- создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
- создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения; работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- повышение коммуникабельности между родителями;
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
- Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
- Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
- Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
- Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
- Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
- протекание адаптации.
Формы работы с родителями:
- Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
- Беседы.
Основные направления проекта:
- Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
- Изучение методической литературы;
- Повышение уровня педагогической компетенции;
- Подбор диагностического материала, анкетирование родителей;
- Составление планов работы с детьми, родителями;
- Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
- Повышение педагогической компетенции родителей;
- Прогноз вероятной степени адаптации детей.
2. Основной
- Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
- Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации);
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка;
- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
- Работа с детьми.
3. Заключительный
Анализ проведенной работы, определение степени адаптации ребёнка, подведение итогов адаптации на родительском собрании в виде презентации и отчета.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Коммуникативные игры: «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Чудесный мешочек», «Назови друга ласково».
Игры с воздушными шарами«Поймай солнечных зайчиков» .
Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Пузырь», «Карусели», «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Самолеты», «Поезд», «Птички летают», и т.д.
Пальчиковые игры: «Этот пальчик…», «Ладушки, ладушки – где были?», «Я пеку, пеку, пеку…», «Мы капусту рубим, рубим…», «Пальчики здороваются», «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», «Кот на печи…».
Чтение художественной литературы: Потешка: «Водичка, водичка, умой мое личико», Чтение потешки «Ладушки, ладушки», Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол», Потешка во время прогулки: «Солнышко», Потешка: «Теньтень, потетень», Рассказывание «Сказки о глупом мышонке», Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри», Чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда», Рассказывание сказки «Курочка Ряба», Рассказывание сказки «Теремок», Чтение песенки-потешки «Баю, баю за рекой», Потешка «Кран, откройся, нос, умойся», Рассказывание сказки «Репка», Потешка «Чики, чики,чикалочки» и т.д.
Конструктивная деятельность:Сооружение заборчика из кирпичиков, Дорожка для кота Леопольда, Постройка дорожки, Башенки из кубиков, Знакомство со строительным материалом, Лесенка из кирпичиков, Машина, Стул, Построим теремок, и т.д.
Сенсорное воспитание: Выкладывание цветной мозаики, Башня из кубиков для кота Леопольда, Дидактическая игра «Найди такой же», Дидактическая игра «Спрячь мышку», Сложи в коробочку шарики, игровые упражнения с прищепками «Весёлые прищепки», «Разноцветный заборчик», Игры с массажными мячиками «Бежит ежик по дорожке», «Крепко мячики сжимаем», Игры с платочками «Помощники», «Прятки» и т.д.
Элементы театрализованной деятельности: показ настольного театра«Колобок», инсценировкастихотворения «Мама спит, она устала», инсценировка сказки «КурочкаРяба», игра- инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» и т.д.
Речевое развитие: «Кого как зовут», «Угадай, что звучит», Игры на подражание «Бьем в барабан»,
Дидактические игры: «Узнай и назови», «Поручения», «Кто что делает», «Какой?», «Узнай иназови овощи», «Чудесный мешочек», «Кто позвал», «Кто как кричит?», «Разложи по цвету» и т.д.
Физическое развитие: «По ровненькой дорожке», «Кто тише» , «Перешагни через палку», «По камушкам через ручеек»,«Принеси игрушку», «К куклам в гости», «Догони мяч» ,«Доползи до погремушки».
Работа с родителями
1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей — повышение
психолого — педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания,
обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Родительские собрания – способствуют овладению
родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми,
осознанию возможных проблем в системе дети — родители.
3. Подбор специальной психолого — педагогической литературы по
вопросу адаптации детей к условиям детского сада.
4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и
удовлетворенности родителями работой.
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях
данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Заключение
Невозможно предложить единый для всех метод адаптации— каждый
ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом
является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к
новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка
невозможно.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе
привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить
детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку,
уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и
анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации
педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в
сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей
детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими
воспринята, что положительно повлияло на различные виды
деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую,
музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный
отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая
активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую
деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду
прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра
помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети
стали общаться друг с другом. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут
на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко
расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
Использованные информационные источники
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое
пособие / Авт. -сост. Белкина JI. В. – Воронеж, Учитель, 2006. — 236 с.
2. Адаптация ребёнка к детскому салу, Советы педагогам и родителям:
Сборник. СПб.. Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. — 128 с.
(илл.)
3. Еpмaкoвa И. A. Paзвивaем мелкую моторику у малышей. — CПб.:
Издaтельскийдoм, 2008. — З2 с.: ИЛ. — (Сepия «Первые шаги»).
4. Колдина Д.Н. Игровые занятая с детьми 1—2 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
— 112 с. — (Ранний возраст).
- Игры с прищепками: творимиговорим. – М.: ТУ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека логопеда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: "ДЕТСКИЕ СЛЁЗЫ - ВЗРОСЛЫЕ НЕВРОЗЫ"
Почему он такой капризный и несговорчивый? Наверное, все родители не однажды задавали себе этот вопрос, глядя на свое заплаканное после очередной ссоры чадо. Зачастую ответ напрашивается сам с...
Слёзы - это грозное оружие малыша
Этот материал будет полезен всем, кто имеет детей или собираются стать родителями. Как правильно реагировать на детский плач, вы узнаете, прочитав эту заметку....
И смех, и слёзы, и любовь...
Рекомендации родителям по организации слушания музыки с детьми раннего возраста....
В детский сад хожу без слёз
В моем материале "В детский сад хожу без слёз" раскрыты ряд преимуществ пребывания ребенка в детском саду: обретение самостоятельности, детское окружение, избавление от эгоцентрическмх установок. Даны...
Консультация для воспитателей "В детский сад без слёз"
В данном материале представлены рекомендации по адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ....
Познавательная игра по правилам дорожного движения «Не будет в семье ни слёз, ни печали, если в семье ПДД изучали»
Познавательная играпо правилам дорожного движения...
Педагогический проект: "В детский сад хожу без слёз"
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...