И смех, и слёзы, и любовь...
материал (младшая группа) по теме

Каштанова Евгения Александровна

Рекомендации родителям  по организации слушания музыки с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_smeh....rar7.92 КБ

Предварительный просмотр:

И СМЕХ, И СЛЁЗЫ, И ЛЮБОВЬ…

Музыка – постоянный спутник нашей жизни. Она способна развеселить, придать бодрости в минуты уныния или навеять легкую грусть. Мы, взрослые люди, хорошо чувствуем настроение звучащих мелодий и откликаемся на них. Но понимают ли характер и настроение музыки наши дети? Вот в этом нам предстоит разобраться.

РАССКАЖИ О НЕЙ. Все будущие мамы прекрасно знают как полезна музыка для малыша. Это значит, что еще не родившийся малыш слушает звучащие мелодии и реагирует на них. Уже на первом году своей жизни кроха подсознательно улавливает характер и настроение музыки. Под веселую, задорную мелодию малыш начинает энергично двигать ножками и ручками, весело улыбаться и агукать. Слушая печальную, мрачную музыку, малютка может даже расплакаться.

Музыкальное         воспитание малышей – задача не из простых. Но это не означает, что заниматься с ребёнком может только преподаватель музыки. Вы никогда не учились в музыкальной школе? Не беда. Во время занятий с крохой важно слушать, чувствовать и понимать музыку. А  играть на фортепиано или скрипке при необходимости научит профессионал.

Взрослея, ребёнок начинает внимательнее прислушиваться к  окружающим его звучащим мелодиям. И теперь задача – научить кроху разбираться в характере музыки.

        Прежде всего вам надо запастись необходимым музыкальным материалом.. Музыкальные произведения могут быть самыми разнообразными, но легкими для слушания и восприятия. К примеру, можно взять диски со следующими произведениями: «Турецкий марш» Моцарта, Лунная соната Бетховена, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, «Полонез» Огиньского, русские народные танцы «Барыня», «Сударушка». Конечно, сначала вам самим необходимо прослушать эти произведения и определить характер музыки. Также вы должны подобрать нужные слова, чтобы охарактеризовать звучащее произведение. Например, слушая «Танец маленьких лебедей», выразить характер музыки можно словами «легкая, воздушная». Для пьесы Чайковского «Осенняя песня» из его альбома «Времена года» подберите слова «унылая, тоскливая». При прослушивании пьесы Грига «В пещере горного короля» можно сказать, что это «таинственная, загадочная» музыка.  Слушая марши, объясните крохе, что эта музыка бодрая и энергичная. В любом случае не бойтесь фантазировать, рассказывая малышу о характере и настроении звучащего произведения.

Старайтесь подбирать правильные слова при описании музыки: таким образом вы значительно обогатите словарный запас крохи.

К трем годам словарный запас вашего ребёнка уже довольно обширен, поэтому можно предложить малютке самостоятельно подбирать подходящие слова. Сначала дайте крохе послушать несколько одинаковых по характеру произведений. Например, весёлые детские польки композитора Глинки. По окончании слушания спросите у малыша, какое настроение  у него было во время звучания музыки, что бы он хотел сделать под эту мелодию. Если ребёнок правильно оценил характер музыки, скорее всего, ему захочется весело подвигаться под звучащую польку. Затем можно включить что-нибудь более спокойное, грустное, к примеру, Лунную сонату Бетховена. После прослушивания так же поинтересуйтесь у крохи, какие чувства  вызвала у него эта музыка. В этом случае у малютки должно возникнуть желание спокойно посидеть на месте, и даже, может быть, о чем-нибудь призадуматься. Во время каждого прослушивания внимательно следите за мимикой и выражением лица ребёнка, так как именно на нём должно отражаться настроение вашего крохи.

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО. Выберите несколько песен с шутливым, жизнерадостным текстом, а так же песни печального содержания. К примеру, подойдут песенки типа «Антошка», «Вместе весело шагать», «Пропала собака», «Раненая птица». Дайте малышу внимательно послушать песню, а затем предложите ему определить характер музыки. С уверенностью можно утверждать, что кроха правильно охарактеризует мелодию, ведь в этом ему помогут слова песни. Стремясь научить ребёнка правильно определить характер и настроение музыки, вы развиваете у крохи и другие немаловажные качества, такие как память, мышление, разговорная речь.

РИСУЕМ МУЗЫКУ.

Все малыши, едва научившись держать в руках карандаш, тут же стремятся в самых неподходящих местах создать свой художественный шедевр. Используйте это стремление вашего малютки и предложите ему «нарисовать» музыку. Для начала поставьте диск с весёлой, задорной музыкой. Это может быть «Шутка» И.С.Баха или Итальянская полька Рахманинова. В первую очередь кроха должен просто внимательно прослушать звучащее произведение. Если во время слушания он будет бурно выражать свои эмоции, не останавливайте его. Это значит, что малыш правильно определил характер исполняемого произведения. А теперь дайте ребёнку лист бумаги и цветные карандаши и вместе с ним под эту музыку попробуйте нарисовать какую-нибудь картинку. Перед началом рисования поинтересуйтесь у крохи, какого цвета карандаши он хочет взять для рисунка. Логично предположить, что малыш выберет карандаши ярких, красочных тонов. Теперь можно приступить к рисованию. Естественно, во время всего процесса должна звучать та же музыка. По окончании работы. По окончании работы вместе  с ребёнком рассмотрите выполненный рисунок и по возможности проанализируйте его. Попросите малыша рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Помогите крохе наводящими вопросами: весёлая или грустная музыка звучала во время рисования, какое настроение было у малютки в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку? Ребёнок 3-х лет в состоянии вполне связно ответить на ваши вопросы и охотно расскажет о своем впечатлении от прослушанного произведения.

        Точно такое же задание можно выполнять и под музыку грустного характера. В этом случае вы можете включить произведение Шуберта «Аве Мария» или «Лебедь» Сен-Санса. Теперь ребёнок, скорее всего, выберет карандаши более темных оттенков, а созданный им рисунок будет разительно отличаться от предыдущего. Поговорите с малышом. Если малютка самостоятельно не сможет выбрать сюжет для своего рисунка, помогите ему ненавязчивыми советами. К примеру, под весёлую, радостную музыку предложите ему нарисовать голубое небо с ярким солнышком, а под звучание произведения грустного характера  -  серое небо с темными тучами. Возможно, малыш будет просто беспорядочно закрашивать лист бумаги одним каким-нибудь цветом. Ни в коем случае нельзя критиковать его рисунок. Это – тоже выражение чувства и настроения.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ.

А теперь вам предстоит стать художником и по мере своих сил и возможностей нарисовать несколько картинок, контрастных по цвету и содержанию.

Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Это может быть разноцветная радуга, зелёная лужайка с пестрыми цветами, яркие воздушные шарики. В противоположность этим красочным изображениям создайте несколько рисунков с мрачным сюжетом: сломанное деревце, разбитая чашка или унылая рожица с капельками слез.

Может быть, вы сможете создать картинки с более сложными и интересными сюжетами, например, весёлым клоуном, игрушечным медвежонком с оторванной лапкой. Сначала дайте рассмотреть рисунки вашему крохе, чтобы в последующем ему было легко в них ориентироваться. Затем включайте для прослушивания разные по характеру музыкальные произведения. Не нужно заставлять малютку прослушивать целиком всю пьесу, достаточно будет просто небольшого отрывка. Попросите малыша из всех имеющихся у него картинок выбрать ту, которая, по его мнению, соответствует звучащей музыке. После того как ребёнок покажет вам выбранную им картинку, поинтересуйтесь у него, почему именно она подходит к этому произведению. Малыш должен суметь связать характер музыкальной пьесы с сюжетом рисунка. К примеру: всем становится весело, когда на небе появляется разноцветная радуга. Поэтому звучит такая весёлая, радостная музыка.

Такое занятие принесёт вашему крохе двойную пользу, так как помимо музыкального развития, будет способствовать и развитию речи.

При помощи музыки можно прекрасно изобразить любые погодные явления. Подойдут пьесы Чайковского «Подснежник» и  «Осенняя песня» из альбома «Времена года», Вальс цветов и Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик».

СКАЗКИ ПОД МУЗЫКУ. Сейчас во всех книжных магазинах есть огромный выбор литературы для детей самого разного возраста. Купите вашему малютке красочно иллюстрированные книжки с популярными сказками для  самых маленьких. Это могут быть сказки «Теремок», «Курочка Ряба», или любые другие на ваш выбор. Так же для такого занятия прекрасно подойдет книжка Агнии Барто.

Сначала прочитайте малышу сказку и вместе с ним внимательно рассмотрите иллюстрации к тексту. Затем выберите одну какую-нибудь картинку и поинтересуйтесь у крохи, какая по характеру музыка должна соответствовать этому рисунку. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» можно взять картинку с изображением плачущих деда и бабки и спросить ребёнка, какую музыку он хотел бы сейчас послушать. Скорее всего, малыш выберет грустную, спокойную мелодию. Включите крохе произведение соответствующего характера и во время прослушивания поясните словами, что звучащая музыка жалобная и печальная, потому что изображенные на рисунке дед и бабка плачут о разбитом яичке.

Таким же образом можно рассматривать картинку с радостным сюжетом. В этом случае и музыкальное произведение, само собой, надо выбрать более оживлённого темпа и веселого озорного характера.

Вы прослушали пь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "И смех, и слезы, и любовь"

Музыка ‒ постоянный спутник нашей жизни. Она способна развеселить, придать бодрости в минуты уныния или навеять легкую грусть. Мы, взрослые люди, хорошо чувствуем настроение звучащих мелодий и отклика...

«Про луковые слёзы и про весёлый смех, которого, конечно же, хватит на всех!»

Конспект занятия посвященный писателю Джанни Родари...

"И смех, и слезы, и любовь"

       Музыка ‒ постоянный спутник нашей жизни. Она способна развеселить, придать бодрости в минуты уныния или навеять легкую грусть. Мы, взрослые люди, хорошо чувствуем нас...

И смех и слезы и любовь

И смех и слезы и любовь...

Консультация "Смех, и слёзы, и любовь"

Консультация "Смех, и слёзы, и любовь"...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...

Консультация для родителей "И смех, и слезы, и любовь"

Музыка ‒ постоянный спутник нашей жизни. Она способна развеселить, придать бодрости в минуты уныния или навеять легкую грусть. Мы, взрослые люди, хорошо чувствуем настроениезвучащих мелодий и откликае...