Долгосрочный проект. Развитие мелкой моторики рук для детей 2-ой младшей группы раннего возраста
проект
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании педагогического совета Заведующий МАДОУ
Протокол №___ от ____ ____ 202__г.
Долгосрочный проект по развитию речи
Во второй группе раннего «Гномики»
МАДОУ «Детский сад №122»
на тему: «Реализация системы занятий по развитию речи и мелкой моторики рук, с использованием разнообразных
форм пальчиковых игр»
2021-2022 учебный год
Разработал воспитатель:
Кусанова Ж.С.
Саратов 2021г.
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.
От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.
Паспорт проекта:
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2021– май 2022г.)
Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей раннего возраста.
Предметом - комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Цель: разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики.
Задачи:
- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.
- Подготовить дидактический материал.
- Разучить с детьми пальчиковые игры.
- Формировать навыки предметной деятельности детей.
- Формировать навыки самообслуживания.
- Привлекать родителей к совместной деятельности.
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ.
Прогнозируемый результат:
1. Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
4. Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.
Реализация проекта.
I этап – подготовительный.
Изучение:
- психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал.
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
- Изучение анализа полученных результатов, выводы.
- Создание предметно-развивающей среды;
- Изучить мнение родителей по данной проблеме.
II этап – основной.
Работа выстраивалась в следующих направлениях:
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
- с педагогами – проведение семинара-практикума, консультаций.
- с родителями - посредством проведения консультаций, родительских собраний.
III этап – заключительный.
- Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.
- Презентация проекта на родительском собрании.
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
Работа
с родителями
сентябрь
Изучить психолого-педогогическую, методическую
литературу
Игры
с пальчиковыми бассейнами (различные крупы, макароны, горох, фасоль)
Игры с массажными мячами
Пальчиковые игры:
«Ладушки»
Консультации по адаптации детей к
Детскому саду.
Консультация «Развитие мелкой моторики рук»
октябрь
Изучить мнение родителей по данной проблеме.
Изучение анализа полученных данных
Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук
Пальчиковые игры:
«Цветные карандаши»
«Молоточек»
Родительское собрание. Познакомить родителей
с проектом.
ноябрь
Подобрать дидактический, раздаточный материал (природный и бросовый материал)
Игры с природным материалом(камешки, ракушки, листья)
Пальчиковые игры:
«Помоем ручки»,
« Массажный мяч»
Папка-передвижка: «Ум ребенка на кончиках пальцев»
декабрь
Картотека
«пальчиковые игры»
«пальчиковая гимнастика»
Игры с бумагой (мнут,рвут), пирамидками
Пальчиковые игры:
«Погреем ручки»
«Идет коза рогатая»
Игры с конструктором ЛЕГО
Пополнение развивающей среды
Фотовыставка
«Пока мама на кухне»
январь
Изготовить дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками
игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками
пальчиковые игры:
«Сорока белобока»
«Человечик»
Консультация
«Влияние мелкой моторики рук на речь детей»
Выставка «Игры своими руками»
февраль
Изготовить пальчиковые театры к сказкам: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».
Самомассаж кистей рук и пальчиков
Игры с пальчиковыми театрами
Пальчиковые игры:
«Засолка капусты»
«Перчатки»
Фотовыставка
«Наши пальчики
умеют»
март
Изготовить игры-шнуровки
Семинар-практикум с педагогами «Игры на развитие мелкой моторики»
Игры с мелкими деталями ЛЕГО, игры-шнуровки
Пальчиковые игры: «Гуси щиплют травку»
«Моя семья»
Конкурс:
«Игры-шнуровки своими руками»
(участниками конкурса являются папы)
апрель
Диагностика уровня сформированности
навыков развития мелкой моторики рук
Игры с различными мозайками, вкладышами.
Рисование на крупе.
Игры с тестом.
Родительское собрание «развитие мелкой моторики»
май
Разработать рекомендаций по развитию мелкой моторики рук
Пальчиковые упражнения: «Клубочек», «Волчки».
Пальчиковые игры: «Дружные пальчики», «Жучок».
Презентация проекта: «речь ребёнка на кончиках пальцев.
Развитие мелкой моторики рук
у детей раннего возраста
Консультация для родителей
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование << речевых>> зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны.
В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками- стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду др.
Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторике рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопатки и др., застегивание и расстегивание и т.д.) в дошкольном возрасти является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развивать недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
В настоящем пособии представлены упражнения массажа рук и игры, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребёнку.
Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:
1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
2. Играйте с мозаиками и пазлами.
3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
8. Лепите вместе из пластилина.
9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.
14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.
15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
«Пальчики здороваются»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев»
Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Слоненок»
Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Паучок»
Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
«Перетяжечки»
Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
«Колечки»
Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.
Для нормального развития ребенка вторым по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать, их мелкую моторику.
Умение манипулировать очень важно для ребенка.
Во-первых, потому, что малыш его использует во многих своих действиях. И чем выше это умение, тем лучше получается результат: увереннее перелистывает страницы книги, рисует, вырезает из бумаги, застёгивает пуговицы, пользуется ложкой и вилкой.
Во- вторых, установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. Исследования М.Кольцовой доказали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. От того, насколько умеет ребенок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей. Он состоит вот в чём: сначала ребёнка просят показать один пальчик, потом - два и наконец – три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, наверняка умеют говорить. Если пальчики остаются напряжёнными, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, они вялые и изолированно двигаться не могут, значит, их обладатели не умеют говорить. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, успехов в развитии речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Секрет этого явления несложен. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Умение работать пальчиками к малышу приходит не сразу.
Что поможет развить мелкую моторику рук? Для этого нужно следующее:
- Учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу.
- Учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться вилкой и ложкой, снимать и одевать колготки и носки.
- Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должны быть такие, которые можно было бы раскручивать, перекручивать, детали которых можно было бы вращать по кругу.
-У ребенка обязательно должны быть конструктор и пирамидки
Как играть в пальчиковые игры.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Группы пальчиковых игр.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки… », «Сорока-белобока… » - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?. », «Мы делили апельсин… », «Этот пальчик хочет спать… », «Этот пальчик – дедушка… », «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?. », «Пальчики пошли гулять… » - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно) .
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») .
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) .
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку) .
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем
кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) .
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев») .
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Используемая литература
- Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996
- Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко- М: Эксмо, 2011
- Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко- Эксмо 2006
- 20 лексических тем. Пальчиковые игры, загадки, потешки для детей 2-3 лет. Никитина А.- Каро 2009
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), Е.А. Янушко- Мозаика- Синтез, 2010
- Разговорчивые пальчики «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева.– М., 2001
- Мышление и речь Л.С. Выготский. – М., 1982
- Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А.- Генезис, М – 2008
- Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996
Предварительный просмотр:
Отчет о работе по проекту: «Развитие мелкой моторики рук детей 2 группы раннего возраста».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей группы раннего возраста»
По продолжительности: долгосрочный сентябрь 2021г. – май 2022г.
Проблема: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. У большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Научно доказано, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга – это проекции кисти руки. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.
Работу проводила поэтапно:
В основу входили "Пальчиковые игры"я включила следующие виды игровых упражнений:
- Пальчиковая гимнастика
- Пальчиковые шаги.
При выполнении пальчиковой гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма. Пальчиковая гимнастика дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, она развивает их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Шишки, грецкие орехи и массажные мячики я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
Конструкторы развивают пространственноемышление, моторику, творческие способности;
- Пазлы, разрезные картинки способствуют развитию внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
- Мозаика крупная и мелкая – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
- Игры вкладыши («Найди фигуре место», «Рыбалка» и др.) развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление;
- Игры-шнуровки являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
- В своей работе я уделяю время играм с водой– это помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков. Используя различные предметы(пластиковые игрушки, резиновые игрушки, муляжи овощей и фруктов). Включая ролевые игры с куклами и животными, рыбалку с удочкой служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти;
- Игры с прищепками. («Кто что ест?», «Чья мама? Чей малыш?» и др). Они способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук и сообразительности.
- Игры с бумагой, чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, предлагаем игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать.
- Игры с крупой: «Рисуем фасолью» по трафаретам, «Бусы из макарон», «Я - художник». (Рисуем пальчиком по крупе, “Золушка” (сортирование крупы).
Игры на развитие тактильного восприятия:
Применяю в своей работе игры на развитие тактильного восприятия: «Ощупай и расскажи», «Горячая – холодная», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
В игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь.
Популярен у детей пальчиковый театр. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т. к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
В начале года родителям была разработана консультация на тему : «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей. Рекомендую родителям давать детям больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем...
Долгосрочный проект "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями"
В данной статье говориться как развить мелкую моторику у детей с тяжелыми речевыми нарушениями...
Кружок по развитию мелкой моторики рук для детей 1-2 младшей группы "Веселые ладошки"
Методическая разработка для проведения кружка...
Конспект занятия для развития мелкой моторики рук у детей во второй младшей группе.
Тема: " День рождения Лисички!"1. Потешка "Рыжая Лисица".2. Пальчиковая гимнастика "Вот так Лиса!".3. Подарок для Лисички "разноцветные бусы." Развитие ме...
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Согласно ФГОС ДО познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, инт...
Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...
Родительское собрание по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей в первой младшей группе"
Родительское собрание...
- Мне нравится (1)