Влияние фольклора на развитие речи дошкольников
материал (средняя группа)

Влияние фольклора на развитие речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_folklora_na_rech_doshkolnikov.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цацульникова Лариса Александровна,

воспитатель БДОУ города Омска

«Детский сад № 339 общеразвивающего вида»

Влияние фольклора на развитие речи дошкольников

       Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта

       Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию, а так же использования русского фольклора.

 Главным критерием выбранной мною темы является её воспитательная значимость, заключающаяся в использовании элементов устного народного творчества для развития речи дошкольников.

Целью работы  - создание специальных условий для развития речи старших дошкольников путем использования элементов устного народного творчества.

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk – «народ» и lore – «мудрость». История фольклора уходит в далёкую древность. Её начало связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и своё место в нём. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью

К малым фольклорным формам относятся: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы, перевёртыши, прибаутки, заклички, скороговорки, считалки.

Я использую в работе с детьми следующие фольклорные формы:

Загадывание и отгадывание загадок является своеобразной игрой со смыслом

Юлия Георгиевна Илларионова считала, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать — это не только умение правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в тонкую словесную форму.

Примеры:

  • Колосится в поле рожь.
    Там, во ржи, цветок найдешь.
    Ярко-синий и пушистый,
    Только жаль, что не душистый.(василек)
  • У него огромный рот,
    Он зовется …(бегемот)

 Пословицы - одни из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании.

«Будешь трудится - поешь», - говорят казахи.

«Потрудишься - добро получишь», - советуют киргизы.

Примеры русских пословиц:

Хлеб - всему голова.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Семеро одного не ждут.
Сытый голодному не товарищ.

Поговорка - широко распространённое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщённого поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением:

«Лёгок на помине», «Как снег на голову», «Бить баклуши» - все это типичные поговорки, лишённые характера законченного суждения. 

Скороговорка — короткая фраза с искусственно усложнённой артикуляцией, содержит близкие по звучанию, но различные фонемы (например, «с» и «ш») и сложные для произношения сочетания фонем. По В. П. Аникину - это своего рода весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. 
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку
Рак за руку грека— цап!
   Считалки - это небольшие весёлые стихотворные тексты с чёткой рифмованной структурой. В древности люди использовали считалку для распределения работы. В наши дни дети применяют считалку при распределении ролей в игре. Они родились в игре и неразрывно с нею связаны.         Считалки тренируют память, развивают у детей чувство ритма. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи, произнося считалки не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шёпотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). 

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает новый месяц.

Кто до месяца достанет,

тот и прятаться не станет.

Потешки развлекают малыша, создают у него весёлое настроение. Потешки также дают простейшие знания о мире, воспринимают первоначальный счёт. Они являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Пример  потешки:

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушки дадим

Всем по одному,
А Лёшеньке — два.

 

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

 Пестушки связаны с наиболее ранним периодом развития ребёнка. Они сопровождают физические процедуры, необходимые ребёнку. Их содержание связано с конкретными физическими действиями.

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает!

Этот пальчик

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья
Молчанки имеют ряд специфических черт, присущих только этим произведениям. Они обычно представляют собой рифмованное стихотворение и содержат в форме заклинания уговор молчать. 

Мы бежим, Бежим, бежим,

 Добежали и молчим!

 Кто начнет говорить,

Тому и водить!

* * *

Первый скажет и молчит,

А второй - всё говорит!

Кто нарушит наказ,

Съест лягушек целый таз!

 * * *

 Летели три утки,

Молчи три минутки!  
Заклички и приговорки – это, пожалуй, самые древние формы детского фольклора.

заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге - тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки:

Жаворонушки,
Уж вы матушки, 
Прилетите к нам,
Принесите нам 
Весну – красну, 
На сохе, на бороне,
На ржаном калаче.

Приговорки – это общение с природой один на один, стихотворные обращения к живым существам. Они воспитывают уважительное отношение к объектам живой и неживой природы. 
Пример приговорки:

Улитка-улитка

Улитка-улитка,

Выпусти рога!

Дам тебе хлеба

И кусок пирога!

Улитка, улитка,

Высуни рожки —

Дам тебе горошка!

 ♥♥♥

Улитка-улитка,

Высунь рога,

Дам тебе, улитка

,Кусок пирога!

Ползи по дорожке

,Дам тебе лепёшки!

♥♥♥

Улитка, улитка,

Высунь рога,

Дам кусок пирога

!Пышки, ватрушки,

Мягкой лепёшки.

Высунь рожки

Дразнилки - короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Например:
Алёша – белеша,
Стоит три гроша:
Шейка - копейка,
Алтын - голова,
По две денежки нога 
Вот и вся ему цена.

   Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивает какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Например:
Воображала хвост поджала, 
И под печку убежала, 
А под печкой крокодил 
Воображалу проглотил.
Впрочем, на всякую дразнилку найдётся и отговорка:
«Обзывайся целый год, всё равно ты - бегемот, обзывайся целый век, всё равно я - человек!».

Ябеда-корябеда, зеленый огурец: никто с ним не играет, никто его не ест.
  Играя в 
молчанку, нужно как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполняет заранее условленное задание. А вот пример  современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми:
Кони, кони, кони, 

Сидели на балконе 
Чай пили, в ложки били, 
По-турецки говорили: 
«Чиби-чиби-чибичок,
Кто слово скажет, 
Тому щелчок!».

   Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
  Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи.        Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

     Дети с большим удовольствием откликались на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, поговорке лил пословице. Ознакомление ребёнка с малыми формами фольклора является средством осуществления развития его речи и усвоение языка в эстетической функции. В процессе ознакомления с малыми формами фольклора обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

В дальнейшей планирую продолжать работу по данному направлению.

Спасибо за внимание.

Список использованной литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. 400 с.
  2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.
  3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. М.: Академия. 2005. С. 35-52.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. М.: Просвещение, 1981. 255 с.
  5. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С.С. Бухвостова. Курск: Академия Холдинг. 1976. С.178.
  6. Виноградов, Г. С. Детский фольклор / Г.С. Виноградов // Из истории русской фольклористики. Л. 1978. С. 169-188. 
  7. Генералова, Н.Е. Русские народные потешки в жизни малышей / Н.Е. Генералова // Дошк. воспитание. 1985. № 11. С. 21-24.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества - фольклора....

Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...

Консультация для родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

В этой консультации рассказываю о пользе сказок, потешек, считалок, дразнилок. и других форм фольклора для развития речи детей...

Консультация для воспитателей и родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Огромное влияние на грамотность, яркость, эмоциональность и выразительность которой оказывает русское народное творчес...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.Цель работы: формирование г...

Презентация «Влияние фольклора на развитие речи младших дошкольников».

О роли фольклора и его влиянии на развитие речи младших дошкольников....