Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
материал (старшая группа)
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy_po_razdelu.docx | 683.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
раздел «Количество и счёт»
Есть у Ёжика работа – |
Младшая группа (3-4 года) | «Яблоки созрели». Цель: Учить детей счету. Материал: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы. Ход игры: Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам. Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки. Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые. Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят. (Приложение №1) |
Средняя группа (4-5 лет) | «Читаем и считаем»
(Приложение №2) |
Старшая группа (5-6 лет) | «Не зевай!» Цель: Закреплять в игре счет от 1 до 10. Чтение и запись чисел Материал: Числовые карточки, фанты
Ход игры: Детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Ведущий (воспитатель, ребенок) рассказывает сказку (читает стихотворение), в тексте которой встречаются числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен быстро ее поднять. Кто не успел, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу шутку, отгадать загадку и др.) (Приложение №3) |
Подготовительная группа (6-7 лет) | «Радуга» Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?» Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку. Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету). Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается. (Приложение №4) |
Картотека дидактических игр и упражнений по разделу
«Величина»
Раз под старою сосной Звери спорили зимой. Ушки, чьи длиннее, Прекраснее и милее Белый зайка прискакал, Хвастать ушками он стал: «Мои ушки вот такие, Самые длин-н-ые!» Мишка слушал, лоб чесал, Долго думал и сказал: «А мои какие? Смешные, шерстяные. Мне скорее помогите И длину определите!» Короткие у тебя ушки. |
Младшая группа (3-4 года) | «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов. Ход игры: По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матрешка, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой. (Приложение №4) |
Средняя группа (4-5 лет) | «Строим башню» Цель: учить детей строит башню из пяти кубов, располагая их в убывающем порядке. Развивать моторику пальцев, аккуратность в работе со строительным материалом. Активизировать словарь детей: самый большой, большой, чуть поменьше, еще меньше, самый маленький Материал: по 5 кубиков разного размера на каждого ребенка. Ход игры: воспитатель просит детей построить башню из кубиков. Чтобы она не упала и не качалась, надо правильно ее построить. Дети вместе с воспитателем рассматривают кубики, показывают самый большой, самый маленький. Уточняют, в какой последовательности строить башню, чтобы она была устойчивой. По окончании работы дети рассказывают, как огни это сделали. Воспитатель предлагает взять другие игрушки по желанию и поиграть рядом со своей постройкой (Приложение №5) |
Старшая группа (5-6 лет) | «Сложи дощечки» Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию. Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки. Ход игры: Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
(Приложение №6) |
Подготовительная группа (6-7 лет) | «Бабочки и гусеницы» Цель: научить детей сортировать предметы по величине, учить быстро и обдуманно выполнять свои действия. Оборудование: фигурки яблок и цветов, возрастающие по величине. Ход игры: дети делятся на две команды: у одной название «Бабочки», у другой – «Гусеницы». Для игры используется три стола. На одном из них располагаются фигурки яблок и цветочков, на два других команды будут раскладывать свои фигурки. Дети выстраиваются в две колонны. По команде воспитателя игра начинается: дети, стоящие в колоннах первыми, подбегают к столу, выбирают самую большую из лежащий там фигурок: «Бабочки» – фигурку цветка, «Гусеницы» – фигурку яблока, подбегают к своему столу и кладут туда фигурку на левый край стола, затем возвращаются в колонну и встают в конец. Следующая пара детей выбирает из оставшихся фигурок самые крупные, бегут к своему столу и кладут свои фигурки после тех, что уже лежат. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки не будут сложены по убыванию. После этого проверяется порядок выложенных фигур, исправляются ошибки, если они есть. Побеждает та команда, которая первой без ошибок справилась с заданием (Приложение №6) |
Картотека дидактических игр и упражнений по разделу «Ориентировка во времени»
Сутки Пробегут часы, минутки Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, И стрелки творят чудеса.
Стрелка первый круг проходит, — Полдень в гости к нам приходит, А она спешит опять Час за часом отмечать. Стрелка круг второй прошла, — В гости полночь к нам пришла, День прошел, прошла и ночь, — Убежали сутки прочь. |
Младшая группа (3-4 года) | «Назови все части суток»
Материал: картинки с временем года
|
Средняя группа (4-5 лет) | «Детский сад» Цель: закрепить знания о частях суток. Материал: мяч Ход игры: Ведущий начинает предложение и бросает мяч одному из играющих, ребенок ловит и заканчивает предложение Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой… Мы делаем зарядку когда?… Мы спим в.д.с когда?... Мы ужинаем когда?... (Приложение №6) |
Старшая группа (5-6 лет) | «Живая неделя» Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение. Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т.д. Второй вариант: Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по центру группы. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой (Приложение №7) |
Подготовительная группа (6-7 лет) | «Времена года» Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени. Материалы: модель времени года. Ход игры: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый. Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.) Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели. (Приложение №8) |
Картотека дидактических игр и упражнений по разделу «Ориентировка в пространстве»
Справа, слева у дорог |
Младшая группа (3-4 года) | «Укрась платочек» Цель: Научить ребенка ориентироваться где право, где лево, верх, низ, посередине. Материал: набор вырезанных из цветного картона геометрических фигур Ход игры: Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом, обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая она или есть уголки? Если есть уголки, то сколько их- 3 или 4? Как она называется? Назовите формы- это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. Например: «Смотри, в серединке круг, а в уголках квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигуры на своем платочке так же» Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные- из 3-х разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает (Приложение №9) |
Средняя группа (4-5 лет) | «Кто где» Цель: учить детей различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху) Материал: игрушки Ход игры: Расставить игрушки в разных местах комнат. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева (Приложение №10) |
Старшая группа (5-6 лет) | «Добавь слово» Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди». Воспитатель говорит: - Стол стоит… (называет имя ребенка) . - Позади. - Полочка с цветами висит… - Справа. - Дверь от нас… - Слева. Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет. - Какая рука у тебя ближе к окну? - Правая. |
Подготовительная группа (6-7 лет) | «Правильно пойдёшь - клад найдёшь» Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Материалы: игрушки Ход игры: Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». |
Картотека дидактических игр и упражнений по разделу «Геометрическая фигура. Форма»
Треугольник Треугольный треугольник Круг
Квадрат
|
Младшая группа (3-4 года) | «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона. Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото. Ход игры: Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру. (Приложение №11) |
Средняя группа (4-5 лет) | «Три квадрата». Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур. Материал. Комплекты кругов, треугольников и квадратов разной величины. Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая фигуры друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры). (Приложение №12) |
Старшая группа (5-6 лет) | Цель: Развивать умение расчленять узор на геометрические фигуры разной формы, цвета и величины по образцу. Совершенствовать умение называть из каких фигур и в какой последовательности сложен узор. Материал. Карточка с узором из геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Узор выполнен путем наложения фигур меньшего размера на фигуры большего размера. Набор таких же отдельных фигур. Ход игры: Детям предлагается по образцу узора, выполненного из геометрических фигур разного цвета, формы и размера, выложить из отдельных фигур такой же узор. дети должны правильно подобрать фигуру по цвету, форме и величине. (Приложение №13) |
Подготовительная группа (6-7 лет) | «Чудесный мешочек» Цель: способствовать закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь. Материалы: мешочек, геометрические фигуры разного цвета и размера (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырёхугольники) Ход игры: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например: это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета. (Приложение №14) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Дидактических игр и упражненийпо ФЭМП Развитие внимания, логики, мышления...
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников...
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста...
"Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."
Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений." Консультация содержит ...
Картотека дидактических игр и упражнений направленных на ФЭМП у детей среднего и старшего дошкольного возраста
В предложенной картотеке собраны разнообразные игры по ФЭМП, которые сгруппированы по разделам. Всего 5 разделов: ориентировка в пространстве, цвет и геометрические фигуры, развитие логического мышлен...
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Картотека по ФЭМП по пяти разделам...