Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру
методическая разработка (младшая группа)

Кириличева Ирина Владимировна

Опыт  работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   1слайд: Визитная карточка

Кириличева Ирина Владимировна, воспитатель структурного подразделения МБОУ «Пожарская СОШ» Пожарский детский сад.

Педагогический стаж: 20 лет

Образование: высшее,

Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара

Поощрения: Почетная грамота управления образования администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, 2016г.

2слайд:Тема

Представляю вашему вниманию опыт своей работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

                                                       3 слайд:
Условия формирования личного вклада в развитие образования

Работа по формированию элементарных математических представлений через дидактическую игру включает в себя наличие научно-исследовательских, методических и организационных условий.

                                       4 слайд: Актуальность.

Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.

5 слайд:

Теоретическое обоснование личного вклада

Для того, чтобы качественно подойти к данному вопросу, мной была изучена и проанализирована литература по математическому развитию детей.Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л. С. Выготский, С. А. Шмаков и др.

Так же были просмотрены и изучены интернет ресурсы, тем самым пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя дидактические игры.

6слайд.

Цель и задачи

Основная цель моей работы: создать условия для формирования элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру.

Данная цель достигается путем решения задач, представленных на слайде.

  • создать условия, способствующие освоению детьми свойств предметов, отношений идентичности, порядка, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности, в процессе игр и практических действий;
  • развивать самостоятельность познания, поощрять проявление детской инициативы;
  • поощрять детей в освоении и применении познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в процессе игрового сотрудничества;
  • организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие
  • Обеспечить сотрудничество в работе родителей и педагогов ДОО по ФЭМП детей младшего возраста.

7слайд.

 Ведущая педагогическая идея опыта работы:

Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, а главное, средством всестороннего развития личности ребенка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опытаявляется создание эффективных условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процесса воспитания, развития и обучения детей младшего дошкольного возраста.

8слайд:

Деятельностный аспект

Работу по данному направлению разделила на 3 этапа

  1. Организационно-информационный
  2. Практический
  3. Заключительный

9 слайд:

На первом этапе была изучена методическая литература по теме.

Постоянный анализ достижений воспитанников - обязательное условие работы с детьми. Диагностирование помогает определить реальную картину развития ребенка, удается решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Была проведена диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Николаева, которая предполагала выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, умение выделять цвет как признак предмета, уровня развития целостного образа предмета. Итоги диагностики были представлены следующим образом  (ссылка)

Дети испытывают проблемы с временными и пространственными ориентирами, путают цвета, затрудняются, при группировке, сопоставлении предметов. Включение детей в непосредственную образовательную деятельность идёт медленно, недостаточно сформирована познавательная мотивация. Изучив данную проблему, я решила преодолеть выявленные трудности у детей с помощью дидактических игр.

Для того чтобы выявить насколько родители воспитанников знакомы с таким направлением как дидактические игры в развитии ребенка, было проведено анкетирование родителей (ссылка)

Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

11 слайд:

Развивающая предметно-пространственная среда

в соответствии с ФГОС ДО.

Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно- развивающей среды и непосредственно дидактических игр. При создании среды придерживалась принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы.

В центре творчества представлены наборы геометрических фигур разного цвета и разной величины, из которых дети выкладывают узоры, раскраски с цифрами и геометрическими фигурами. В центре строительных игр в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек, который способствует закреплению представлений о величине и форме. 

12 слайд:

Своими руками, были сделаны игры «Подбери по цвету шарфик шапку для куклы», «Спрячь мышку», «Наряди солнышко» - на закрепление цвета. «стручок горошка», «Три медведя» - на закрепление величины предмета.

После того, как дети овладевали игровым правилом и игровым действиями, выставляла игры для совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности детей.

13 слайд:

Так в группе появился Центр математического развития «Занимательная математика». В нем я разместила и разнообразный занимательный материал. Игры в уголке расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Центр мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.

Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в центре занимательной математики, вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.

14 слайд:

Играя с детьми в дидактические игры, отметила их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, использовала дидактические игры «Подбери по цвету», «Стручок горошка», «Спрячь мышку» для закрепления представлений о шести цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков. В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь. В играх с пирамидками и башенками, закрепляла у детейпредставление о цвете, форме, величине и размере предмета.В процессе игр у детей возникало желание узнать, как правильно выполнять задание, а затем и выполнить его. Рассказывая детям правила игры и способ действия, учила их играть. В некоторых случаях приходилось показывать способ действия. Он содержал в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило.

Например, играя с детьми в игру «Собери пирамидку», выбирала колечко за колечком, надевала его на стержень, давала детям наглядный образец игрового действия. Затем обращала внимание детей, какая ровная и красивая пирамидка. Это потому, что мы собрали ее правильно. Играя в игру «Найди свой домик», закрепляла с детьми умение различать цвет, форму. Формировала представления о символическом изображении предметов. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.

15 слайд:

Дидактическая игра «Разрезные картинки» позволяет формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивает внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорила детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.

16 слайд:

Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, величине,  использовала дидактическую игру: «Форма и цвет» Фрёбеля. Сначала дала детям их для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняли, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер. Затем, осваивая качества логических блоков, дети играли с ними как с конструктором, называя одно из свойств предмета.

Когда дети научились находить предметы по одному свойству, задания стала усложнять: учились различать и находить предметы по форме, цвету и величине. Сначала зрительно, а затем и на ощупь (игры «Найди такой же» и «Чудесный мешочек»). Следующие игры были сложнее предыдущих, например, «Выложи дорожку с условием, чтобы фигуры не повторялись по форме или цвету», «Подари Мишке все красные фигуры, а Зайчику – все синие». В работе с блоками использовала карточки-схемы, символы. как видим на слайде поселим в дом фигуры одного цвета на 1этаж –треугольник,2-этаж круг,3этаж -квадрат

Дидактические игры Фрёбеля, способствуют активизации мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности

16 слайд:

Чтобы знания, даваемые детям в процессе дидактических игр, не были разрозненными, составила перспективный план дидактических игр(ссылка) для детей младшего дошкольного возраста. Игры были распределены в порядке усложнения заданий - от простого к сложному. Все игры распределила по группам.

1. Игры для сенсорного развития:ссылка

- на закрепление цвета предмета: «Посади бабочку на свой цветочек», «Разноцветные зонтики», «Подбери по цвету», "Найди пару" и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

- на закрепление формы предмета: «Какой это формы?», «Круг и квадрат», «Заплатки для коврика», «Найди предмет по форме» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Найди такое же колечко», «Какой мяч больше», «Три медведя» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

2. На ориентировку в пространстве.ссылка

Такие игры, как « новоселье Куклы Маша » и «чудо-паровоз». Эти игры учат детей ориентироваться в пространстве, развивать у них образное мышление.

3. Игры с палочками:ссылка

«Собери по образцу»С помощью счетных палочек можно с успехом:

- закрепить название геометрических фигур;

-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый и др;

- закреплять счет;

- развивать у детей воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать отзывчивость, желание помогать другу.

4. Игры с предметами:ссылка

«Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку». Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Перед ребенком всегда ставится задача. Он старается добиться результата - собрать бусы, башенку и т. д.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

22 слайд:

Следующим шагом продумала возможность использования игр в непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений провожу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Определяя объем знаний, опираюсь на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей, и избежать их пассивности в ходе образовательной деятельности.

Включаю дидактические игры непосредственно в содержание образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Если в ходе образовательной деятельности использую дидактическую игру, то ее место в структуре определяю в соответствии с целью, назначением и содержанием.

Есть занятия, полностью состоящие из набора дидактических игр, объединенных одним сюжетом или игровым персонажем. Например, в гости к детям часто приходят Незнайка и Лисенок приносят им задания. Или же дети отправляются в гости к Мишке, преодолевая по дороге ряд препятствий и решая занимательные упражнения.

23 слайд:

Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега. Я знакомила детей с разными понятиями, например «далеко-близко». «Ваня уехал далеко на ледянке, а Катя близко». Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.

Организуя дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной детской деятельности, закрепляю, углубляю, расширяю представления детей, одновременно решая обучающие и игровые задачи.

24 слайд:

Работа с родителями

Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Поэтому родители являются моими помощниками. В уголке для родителей постоянно размещаю информацию о развитии элементарных математических представлений и о роли дидактических игр в данном процессе. Использую разные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, изготовление игр совместно с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, совместное создание рппс, анкетирование.

25 слайд:

Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста дала свои результаты. Диагностика уровня развития познавательных способностей детей показала, что в целом наблюдается динамика в развитие познавательных способностей детей. Увеличилась доля детей с высоким и средним уровнем развития познавательных способностей, и, соответственно, уменьшилась доля детей с низким уровнем развития познавательных способностей.

26 слайд:

Достигнутые результаты

Таким образом, результатом своей работы считаю углубление и обобщение знаний у детей, посредством развития их познавательных способностей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи) в результате использования, в процессе развития, воспитания и обучения детей, различного рода дидактических игр.

Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру);

умеют различать предметы по размеру: длине, ширине, высоте;

научились обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам;

в процессе игры дети умеют последовательно выполнять 2-3 шага игрового действия.

Дети используют дидактические игры математического содержания в самостоятельной деятельности.

27 слайд

Транслируемость практических достижений

С целью трансляции своего опыта я использую современные технологии для обмена опытом через интернет-ресурс.

С опытом работы по данной теме выступала на педагогическом совете ДОУ.

Так же принимаю участие в РМО, опытом своей работы делилась на РМО воспитателей разновозрастных групп

Мной разработано Дидактическое пособие « Чудо паровоз». В котором собраны дидактические игры по формированию элементарных математических представлений. Я принимала участие в муниципальном конкурсе "Фестиваль педагогических идей» в номинации «Педагогическая мастерская».

Перспектива. Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр является долгосрочной. Поэтому продолжить работу по данной теме нужно дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.

Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игр...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников через дидактические игры

Использование дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников...

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...

Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Статья на тему "Формирование элементарных матеатических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

«Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Содержание: Пояснительная записка…………………………………………………………… 3 Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников. ……………. 5 ...