Конспект методической разработки «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»
методическая разработка

Сизова Екатерина Александровна

Конспект методической разработки «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moderatsiya.docx76.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95»

Конспект

методической разработки

«Взаимодействие с родителями воспитанников

в рамках реализации образовательных проектов»

Конспект подготовила:

Старший воспитатель

Сизова Е.А.

город Дзержинск,

2022 год


Тема: «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»

Форма проведения: модерация на уровне взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в общей группе, а также в малых группах).

Методы: кейс-метод, метод SWOT-анализа,творческая лаборатория, метод «обратной связи».

Цели: повышение компетентности педагогов ДОО по вопросам организации совместной проектной деятельности с родителями воспитанников с наиболее полным вовлечением всех педагогов в рабочее заседание. Активизация творческого мышления педагогов. Помощь каждому педагогу в определениисобственного уникального пути освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в саморазвитие педагога.

Задачи:

1. Методическая помощь педагогам ДОО в осознании своей роли, значения и возможностей в организации проектной деятельности совместно с родителями воспитанников, а также ознакомление с эффективными формами работы с семьями;

2. Разработка содержательно значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности;

3. Формирование группы педагогов детского сада, заинтересованных в участии в создании условий для оптимального взаимодействия ДОО и семьи.

Целевая аудитория: педагогические работники ДОО.

Оснащение:

ТСО: мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Материал для выбора темы проекта («Ромашка»).

Раздаточные материалы:

- на каждого педагога:текст кейса, таблица для SWOT-анализа, карта для самоанализа,памятка по формам работы с родителями воспитанников ДОО.

- на каждую малую группу: карта проекта.

Новизна: заключается в использовании новых открытых форм и методов работы с педагогами ДОО. Привлечениепедагогов к активному вовлечению в работу группы. Совместное решение педагогических задач.

Список используемой литературы и электронных источников:

  1. Качалина Е.Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа// Инновации в образовании. – 2009. – № 1. – стр. 110-117.
  2. ДавыдовскийА.Г., Пищова А.В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
  3. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю.П. – Киев.: Центр инноваций и развития, 2002.
  4. Материалы сайта https://www.babyblog.ru/
  5. Кораблева А.С. Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2015. – стр. 196-203.

План проведения:

I этап. Приветствие.Вводное слово модератора.

II этап.Вхождение в тему (кейс-метод).

III этап.Определение и формулировка проблемы (визуализация) –SWOT-анализ.

IV этап.Творческая лаборатория. Обсуждение темы по существу вмалая группах (вербализация). Подготовка карт проектов.

V этап. Обобщение и конкретизация результатов работы микрогрупп (презентация).

VI этап.Рефлексия, подведение итогов работы и обмен впечатлениями (обратная связь).

Старший воспитатель выступает в качестве модератора, он авторитарен по процессу, но нейтрален по содержанию, отдаёт всё содержание в группу, должен иметь системное видение, уметь «провести» малые группы от начала до конца работы.

Правила модерации:

  • Общаемся друг с другом открыто, ясно и лаконично.
  • Даем возможность высказаться до конца.
  • Внимательно выслушиваем друг друга.
  • Не существует глупых вопросов, вклад каждого имеет значение.

Ход работы:

Модератор. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поднимаем одну из наиболее актуальных тем нашей педагогической деятельности:взаимодействие с семьями воспитанников. В п. 3.2.5.ФГОС ДО говорится, что «условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают «…» взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявленных потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Поэтому важно понимать, насколько необходимо вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, а также их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию рассмотреть кейс «Товарищи, а у Вас в детском саду практикуют такое?», в котором описана ситуация, которая сложилась в одном детском саду г. Москвы.

Чтение кейса (см. Приложение 1).

Модератор.Предлагаю вам проанализировать данную ситуацию в общей группе, а затем в каждой малой группе определить, какие из форм работы с родителями воспитанников являются наиболее эффективными.

Для начала предлагаю восстановить последовательность событий.

– С чего началась история?

– Откликнулись ли родители на предложение воспитателей?

– Как отнеслись родители к предложенным темам проектов?

– Есть ли у родителей своё мнение по поводу тем проектов?

– Как воспитатели реагируют на предложения родителей?

Модератор.Отлично! Мы восстановили последовательность событий. Теперь попробуйте проанализировать эту ситуацию, ответив на вопросы к кейсу.

– Опишите состояние родителей воспитанников в данной ситуации.

– Дайте мотивационную оценку характера взаимоотношений педагогов группы с родителями воспитанников.

Модератор.Проанализируйте данную педагогическую ситуацию с помощью метода SWOT-анализа (см.Приложение 2), а для этого требуется выделить

  • сильные стороны ситуации;
  • слабые стороны ситуации;
  •  возможности;
  • угрозы.

Модератор.Начнем со слабых сторон. Что привело к такому развитию ситуации? Что воспитатели сделали не так? Почему?

– Перейдем к сильным сторонам. Какие положительные моменты в данной ситуации? Обратите внимание на то, как быстро включились в обсуждение родители.

– Перейдем к угрозам. Что может последовать дальше? Возможно ли возникновение конфликта?

– Остались возможности.Их мы может сформулировать, если проанализируем сильные и слабые стороны, которые уже выделили.

Модератор.Спасибо за работу. После того, как вы детально проанализировали данный кейс,выявите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.

Проблема: недостаточно эффективное взаимодействие ДОО и семьив рамках реализации образовательных проектов.

Модератор.Предложите возможные решения со стороны педагогов группы, которые не допустили бы возникновения проблемы.

Организуется работа творческой лаборатории. Каждой малой группе предлагается заполнить карту проекта (см. Приложение 3)конкретным содержимым. Темы проектов черпаются из самого кейса, формы работы предложены в памятке (см. Приложение 4). Педагог-модератор активно учувствует в работе лаборатории, контролируя темп работымалых групп, оказывая необходимую помощь и поддержку.По одному представителю от каждой группы выступает с защитой проекта. Организуется обсуждение.

Модератор. Проанализируйте, какие чувства вызвала у Вас сегодняшняя работа? Что нового Вы открыли, исследуя данную проблему?

Индивидуальное заполнение карт самоанализа (см. приложение 5).


Приложения.

Приложение 1.

Кейс «Товарищи, а у Вас в детском саду практикуют такое?»

Воспитатели 2 младшей группы детского сада г. Москвы решили организовать проектную деятельность с целью активизации взаимодействия с родителями воспитанников. В чате они разместили своё сообщение:

Родители сразу откликнулись на предложение. Завязалась переписка.

Уважаемые родители, добрый вечер.У нас начинается конкурс проектов.Темы:

1)Юный техник и изобретатель;

2)История моей улицы (Узнай Москву);

3)Юный эколог Москвы;

4)Мастерская сказки.

Проект может быть выполнен в виде макета или мультфильма.

Какой срок выполнения макета?

А проект с каждого родителя индивидуально или общий на всю группу?

Проект должен быть выполнен родителями с детьми.

То есть с каждого отдельно?

Да. Проекты должны быть сделаны до апреля. Обязательно к проекту должна быть презентация + в конце итог (отвечающий на вопрос «для чего это все?»)

А можно пример проекта посмотреть?

А почему темы как в школе в 4 классе, а не детские 4-х летнего возраста деток? Они еще толком говорить не могут, а темы такие тяжелые. Да и как они это рассказывать будут?

А можно сделать проект на тему:

  1. Любимый мультик.
  2. Любимый персонаж.
  3. Моя семья?

А презентация что из себя представлять должна? На компьютере делать или рисовать?

Хотя какая разница… Дети маленькие, сами не расскажут.

        Данная переписка была опубликована родителями на сайте https://www.babyblog.ru/и получила множество комментариев от посетителей сайта.

Уважаемые родители, хорошие наши, в проектах участвуют по желанию. Вас никто не обязывает делать то, что Вы не хотите. Темы даны, изменять их мы никак не можем.

Я против этой презентации.

Тему полегче хотя бы, можно на свободную тему сделать?

Да уж, запросы не по возрасту. Хорошо, макет сделаем, но презентация под большим вопросом. Дети еще толком разговаривать не умеют.

Вопросы и задания к кейсу.

  1. Восстановите последовательность событий, описанных в данном кейсе.
  2. Опишите состояние родителей воспитанников в данной ситуации.
  3. Дайте мотивационную оценку характера взаимоотношений педагогов группы с родителями воспитанников.
  4. Проанализируйте данную педагогическую ситуацию с помощью метода SWOT-анализаи выявите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.
  5. Предложите возможные решения со стороны педагогов группы, которые не допустили бы возникновения проблемы.
  6. Проанализируйте: какие чувства вызвала у Вас работа над кейсом. Что нового Вы открыли, исследуя данную проблему?


Приложение 2.

Проанализируйте данную педагогическую ситуацию с помощью SWOT-анализаи выявите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3

КАРТА ПРОЕКТА

Тема проекта

Проблема, побудившая организовать проект

Цель проекта

(общая для всех

участников)

Сроки реализации

 проекта

Средства реализации проекта (конкретные мероприятия)

п/п

Форма проведения, тема мероприятия

Цели, задачи

Краткое содержание

Кульминация проекта

(конкретное мероприятие)

Ожидаемый результат:


Приложение 4

ПАМЯТКА

«Формы работы с родителями воспитанников ДОО,

рекомендуемые к использованию

при организации проектной деятельности»

Форма

Задачи, которые она решает

Информационно-аналитические формы взаимодействия

Опрос (анкетирование, интервьюирование)

Задачи: сбор информации по изучению интереса родителей к проектной деятельности, выявление причин, которые могут активизировать сотруднические отношения между педагогом и родителем, а также сдерживать их активность.

«Горячая линия»

Задачи: вовлечение родителей в проектную деятельность; создание условий для выявления причин, которые могут активизировать сотруднические отношения между педагогом и родителем.

Чат

Задачи: анализ обращений родителей, поступивших в чат, их учет при разработке и реализации проектной деятельности.

Наглядно-информационные формы взаимодействия

Информационные стенды в группе («объявления»)

Задачи: информирование родителей о предстоящих проектах, о ходе реализации текущего проекта, о результатах проектной деятельности.

Папки-передвижки

Задачи: просветительская работа с родителями по теме проекта; привлечение родителей к участию в проектной деятельности (т.е. может выступать как «приглашение в проект»).

Портфолио проекта

Задачи: целенаправленный сбор и систематизация информации о проведенном проекте, фиксация достижений воспитанников, полученных в ходе реализации проекта, активизация взаимодействия с родителями.

Сайт ДОО, персональные сайты педагогов

Задачи: информирование родителей о предстоящих проектах, о ходе реализации текущего проекта, о результатах проектной деятельности посредством сети Интернет.

Выпуск семейных стенгазет

Задачи: формирование осознания ценности семьи и детства, распространение положительного семейного опыта.

Открытый показ НОД

Задачи: демонстрация непосредственно образовательной деятельности различной направленности педагогов МБДОУ с детьми; установление партнёрских отношений с семьями воспитанников.

Показ НОД, проводимой совместно с родителями

Задачи: демонстрация непосредственно образовательной деятельности различной направленности, проводимой самими  родителями; установление партнёрских отношений с семьями воспитанников.

«День открытых дверей»

Задачи: формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей; демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива МБДОУ с детьми; установление партнёрских отношений с семьями воспитанников.

Фотовыставка, фотоотчет

Задача: информирование родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе, после проведенных мероприятий.

Семейная презентация

Задачи: распространение положительного семейного опыта средствами ИКТ, формирование осознания ценности семьи и детства.

Познавательные формы взаимодействия

Родительское собрание

Задача: взаимное общение педагогов и родителей; обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении; моделирование перспектив и задач в учебном году.

Мастер-класс

Задачи:создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей в семье.

Семинар-практикум

Задачи: привлечение внимания родителей к конкретной педагогической проблеме посредством распространения практических навыков в процессе взаимодействия с ребенком.

Тренинг

Задачи:решение вопросов воспитания детей,расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка; активизация коммуникаций родителей; повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка.

Консультация

Задачи: позволяет педагогу дифференцированно дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.

Мультимедийная презентация

Задача: взаимное общение педагогов и родителей; обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении посредством ИКТ.

Дискуссия

Задачи: формирование общих интересов у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Творческая семейная мастерская

Задача: способствование сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности с последующей организацией выставок, на которых представлены  результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

«Школа родителей»

Задачи: изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания, активизация и обобщение педагогических умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

«Маршрут выходного дня» (экскурсия, культпоход, турпоход и т.п.)

Задачи: вовлечение семьи в единое образовательное пространств, повышение активности родителей в организации досуга детей, сплочение родителей и педагогов группы.

Выпуск памяток

Задачи: привлечение внимания родителей к конкретной педагогической проблеме в форме кратких тезисов, схем, фотографий и т.п.

Выпуск периодического издания

Задачи: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ.

Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр.

Семейный клуб

Задачи: объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей; повышение психолого-педагогической компетенции родителей; обмен опытом семейного воспитания; укрепление детско - родительских отношений; предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Организация мини-библиотеки для родителей

Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.

Альбом «Ваши добрые дела»

Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Досуговые формы взаимодействия

Совместные праздники, досуги, развлечения, спартакиады

Задачи: сплотить участников в едином деле, заинтересовать их новой информацией и развивать их физически и интеллектуально.

Семейный театр

Задачи: развивать взаимодействие детского сада с семьей дошкольника, открывать новые возможности для совместного творчества.

Участие родителей в конкурсах, выставках продуктов совместной с детьми деятельности

Задачи: способствование сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности, сплотить участников в едином деле, заинтересовать их новой информацией.

Совместные акции (экологические, здоровьесберегающие и т.п.)

Задачи: вызвать у детей и взрослых положительный эмоциональный отклик на совершаемую совместную деятельность, ощутить себя участником необходимого и эффективного мероприятия.


Приложение 5.

Проанализируйте: какие чувства вызвала у Вас работа над кейсом. Что нового Вы открыли, исследуя данную проблему?

Познакомилась со следующими источниками информации…

Решила задачу…

Представила её решение в виде продукта…

Столкнулась с такими трудностями…

Проявила инициативу в…

С наибольшим интересом…

С наименьшим интересом…

Внесла свой вклад в групповой проект в виде…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...

Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....

интерактивная педагогическая мастерская «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»

Повышение компетентности педагогов ДОО по вопросам организации совместной проектной деятельности с родителями воспитанников с наиболее полным вовлечением всех педагогов в рабочее заседание. Активизаци...

Конспект методической разработки в форме модерации "Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов"

Форма проведения: модерация на уровне взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в общей группе, а также в малых группах).Методы: кейс-метод, метод SWOT-анализа, творческая лаборатория, метод &laqu...

Памятка для воспитателей "Формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов"

Памятка для воспитателей "Формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов"...

Проект «Вместе - дружная семья!» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (старший дошкольный возраст)

Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Задачи.1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обы...