Обобщение опыта работы по теме «Развитие пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений»
статья (подготовительная группа)
На сегодняшний день образовательная область «Познавательное развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и многое другое. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36»
Обобщение опыта работы по теме
«Развитие пространственных представлений
у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений»
Подготовила: воспитатель Беспалова Н.Г.
2022 год
Актуальность.
На сегодняшний день образовательная область «Познавательное развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и многое другое. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и другие). Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.
Сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Исходя их этого, считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Цель моей работы: развитие пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- Закрепление умений детей ориентироваться в окружающем пространстве, определять пространственное направление относительно себя через дидактические игры и упражнения;
- Формирование умений детей определять и обозначать пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве в дидактических играх и упражнениях;
- Формирование умений и навыков детей ориентироваться на ограниченной территории;
- Способствование применению полученных знаний о пространственных представлениях в самостоятельной деятельности;
- Создание развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей эффективность работы по развитию пространственных представлений;
- Повышение компетенции семей воспитанников по вопросам развития пространственных представлений дошкольников.
Работа по развитию пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством игр и упражнений проходила в 3 этапа:
- Подготовительный этап:
- Наблюдение за детьми;
- Анкетирование семей; воспитанников;
- Анализ РППС;
- Разработка перспективного плана, обеспечивающего развитие пространственных представлений детей 6-7лет;
- Разработка
- перспективного плана
- работы с семьями воспитанников по
- развитию пространственных представлений дошкольников;
- Разработка конспектов ООД математического содержания;
- Разработка картотеки дидактических игр по развитию пространственных представлений детей 6-7 лет.
- Основной этап:
- Реализация системы работы по развитию пространственных представлений детей 6-7 лет;
- Организация ООД математического содержания;
- Продуктивная деятельность;
- Проведение индивидуальной работы с детьми;
- Игровые и проблемные ситуации;
- Беседы, подвижные, дидактические, интерактивные игры по теме.
- Заключительный этап:
- Обогащение РППС руками родителей и детей;
- Реализация проекта;
- Самостоятельное применение полученных знаний в самостоятельной деятельности.
Для успешной работы по этой теме мной была разработана система работы по развитию пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений, которая включает три раздела.
I РАЗДЕЛ
«Я и пространство»
Цель: закрепление у детей умений ориентироваться в окружающем пространстве, определять пространственное направление относительно себя.
На этом этапе работы с ребятами были проведены:
- Игровая ситуация «Знакомство с пространством»
- Игровое упражнение «Составь предложение»
- Интерактивная игра «Найди пару»
- Дидактическое упражнение «Найди свое место»
- Подвижная игра «Лесные приключения»
- Дидактическая игра «Помоги гномикам добраться до своего домика»
- Дидактическая игра «Добавь слово»
- Дидактическая игра «Вверху – внизу, слева - справа»
II РАЗДЕЛ
«В мире пространства»;
Цель: формирование умений детей определять и обозначать пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Во втором разделе вместе с ребятами определяли и закрепляли пространственные отношения объектов, дети более точно располагали предметы в указанном направлении, стали меньше их путать, и проявляли интерес к играм и упражнениям на эту тему.
- Игровое упражнение «Следопыты»
- Игровая ситуация «Безопасный переход»
- Индивидуальная работа «Весёлые задачки на смекалку»
- Игровое упражнение «Где спрятан клад?»
- Конструирование «Гараж для машин»
- Игровая ситуация «Кафе»
III РАЗДЕЛ
«Волшебные клеточки»
Цель: формирование умений и навыков детей ориентироваться на ограниченной территории.
Ребята на этом этапе ознакомились с клеткой, учились ориентироваться на плоскости, обозначать словонаправление в пространстве.
- Игровое упражнение «Графический диктант»
- Дидактическая игра «Озорные шнурки»
- Настольная игра «Быстрые гонки»
- Настольная игра «Быстрые гонки»
- Оригами «Военный пароход»
- Интерактивная игра «Экскурсия в зоопарк»
- Дидактическая игра «Волшебная комната»
- Игровое упражнение «Помоги животному найти свой дом»
В течении всего года мы с детьми играли не только в дидактические игры, но так я помогала им усваивать информацию через подвижные игры, но подвижные игры были связаны не только с двигательной активностью, а и с знаниями детей о пространственных представлениях.
В январе я провела семинар-практикум на тему «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений будущего первоклассника» Цель: Информировать родителей о важности развития пространственных представлений будущих школьников.
В марте мной была проведена консультация «Мы пространство изучаем – вместе весело играем»
Цель: формирование у родителей представления о развитии у детей пространственных представлений.
Следует отдельно отметить, что моя работа, возможно, не имела бы такого успеха, если бы не активное участие родителей. Большинство из них с интересом поддержали меня, играли и занимались с детьми дома.
В течении всего года я делала для детей дидактические игры, в конце года ребята уже сами выбирали во что им играть, им очень нравились новые дидактические игры, так как они были разнообразны, яркие, красивые.
В конце года, был разработан проект совместно родителей и детей «Безопасный маршрут», в нем приняли участие родители вместе с детьми. Мной было предложено родителям вместе с детьми нарисовать свой маршрут от дома до детского сада. В конце реализации проекта, каждый ребенок защитил свою выполненную работу.
Так же мною были разработаны:
- перспективный план, обеспечивающий развитие пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений;
- перспективный план работы с семьями воспитанников по развитию пространственных представлений детей 6-7 лет;
- Разработаны конспекты ООД математической направленности;
«Увлекательное математическое путешествие к тетушке Совунье», «Путешествие с Незнайкой в страну знаний», «Волшебница Математики»;
- Разработан буклет для родителей: «Мы пространство изучаем – вместе весело играем»;
- Разработаны папки – передвижки для родителей: «Играйте вместе с нами»; «Роль семьи в развитие пространственных представлений»
- Разработана картотеки:
-Дидактических игр по развитию пространственных представлений детей 6-7лет;
- «Задачки на смекалку» по развитию пространственных представлений детей 6-7лет;
- Серия интерактивных игр по развитию пространственных представлений детей 6-7 лет.
В результате изучения темы:
«Развитие пространственных представлений детей 6-7 лет», сделала следующие выводы: работа по данному вопросу должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, она должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей.
Однако следует помнить, что расширение пространственных представлений детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
В результате проведенной работы, были достигнуты следующие результаты:
- Дети умеют ориентироваться в окружающем пространстве, определять пространственное направление относительно себя;
- Детей определяют и обозначают пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве;
- Дети ориентируются на ограниченной территории;
- Дети применяют полученные знания о пространственных представлениях в самостоятельной деятельности;
- Создана развивающая предметно - пространственная среда, обеспечивающая эффективность работы по развитию пространственных представлений;
- Семьи воспитанников проявляют интерес к вопросам развития пространственных представлений дошкольников.
Перспективы на следующий год:
Продолжить работу по теме: «Развитие пространственных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений» (согласно возрастной группе);
Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
Изучить новинки методической литературы;
В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, обмен опытом.
Выводы:
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Я считаю, что мною была проведена большая работа и она достигла положительных результатов. В дальнейшем я планирую продолжить работу, добавив изучение таких фигур, как трапеция, параллелепипед и некоторые геометрические тела (конус, пирамида).
- Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
- Михайлова, З.А., Носова, Е.Д., Столяр А.А. «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»
- Федеральный государственный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273 – ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 36»
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка-Синтез, 2018
- Помораева И.А. , В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений
- Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/ Т.В. Тарунтаева - М.: Просвещение, 2003.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005
- Шорыгина Т.А. «Учимся ориентироваться в пространстве»
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"...
Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».
Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста на основе воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...
Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
Обобщение опыта работы по теме«Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...
" Обобщение опыта работы по теме " Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста , посредствам дидактических игр""
Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом...
Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»
Обобщения опыта работы по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...