Обобщение опыта работы по теме «Развитие пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений»
статья (подготовительная группа)

Беспалова Наталья Геннадьевна

На сегодняшний день образовательная область  «Познавательное развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и многое другое. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

 Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36»

Обобщение опыта работы по теме

«Развитие пространственных представлений

у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений»

Подготовила: воспитатель Беспалова Н.Г.

2022 год

Актуальность.

На сегодняшний день образовательная область  «Познавательное развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и многое другое. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

 Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и другие). Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

Сформированность пространственных  представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Исходя их этого, считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Цель моей работы: развитие пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений.

            Задачи:

  1. Закрепление умений детей ориентироваться в окружающем пространстве, определять пространственное направление относительно себя через дидактические игры и упражнения;
  2. Формирование умений детей определять и обозначать пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве в дидактических играх и упражнениях;
  3. Формирование умений и навыков  детей ориентироваться на ограниченной территории;
  4. Способствование применению полученных знаний  о пространственных представлениях в самостоятельной деятельности;
  5. Создание развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей эффективность  работы по развитию пространственных представлений;
  6. Повышение компетенции семей воспитанников по вопросам развития пространственных представлений  дошкольников.

Работа по развитию пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством игр и упражнений проходила в 3 этапа:

  1. Подготовительный этап:
  • Наблюдение за детьми; 
  • Анкетирование семей; воспитанников;
  • Анализ РППС;
  • Разработка перспективного плана, обеспечивающего развитие пространственных представлений детей 6-7лет;
  • Разработка
  • перспективного плана
  • работы с семьями воспитанников по
  • развитию пространственных представлений дошкольников;
  • Разработка конспектов ООД математического содержания;
  • Разработка картотеки дидактических игр по развитию пространственных представлений детей 6-7 лет.
  1. Основной этап:
  • Реализация системы работы по развитию пространственных представлений детей 6-7 лет;
  • Организация ООД математического содержания;
  • Продуктивная деятельность;
  • Проведение  индивидуальной работы с детьми;
  • Игровые и проблемные ситуации;
  • Беседы, подвижные, дидактические, интерактивные игры по теме.
  1. Заключительный этап:
  • Обогащение РППС руками родителей и детей;
  • Реализация проекта;
  • Самостоятельное применение полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Для успешной работы по этой теме мной была разработана система работы по развитию пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений, которая включает три раздела.

I РАЗДЕЛ

«Я и пространство»

Цель: закрепление у детей умений ориентироваться в окружающем пространстве, определять пространственное направление относительно себя.

На этом этапе работы с ребятами были проведены:

  • Игровая ситуация «Знакомство с пространством»
  • Игровое упражнение «Составь предложение»
  • Интерактивная игра «Найди пару»
  • Дидактическое упражнение «Найди свое место»
  • Подвижная игра «Лесные приключения»
  • Дидактическая игра «Помоги гномикам добраться до своего домика»
  • Дидактическая игра «Добавь слово»
  • Дидактическая игра «Вверху – внизу, слева - справа»

             II РАЗДЕЛ

«В мире пространства»;

Цель: формирование умений детей определять и обозначать пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

Во втором разделе вместе с ребятами определяли и закрепляли пространственные отношения объектов, дети более точно располагали предметы в указанном направлении, стали меньше их путать, и проявляли интерес к играм и упражнениям на эту тему.

  • Игровое упражнение «Следопыты»
  • Игровая ситуация «Безопасный переход»
  • Индивидуальная работа «Весёлые задачки на смекалку»
  • Игровое упражнение «Где спрятан клад?»
  • Конструирование «Гараж для машин»
  • Игровая ситуация «Кафе»

III РАЗДЕЛ

«Волшебные клеточки»

Цель: формирование умений и навыков  детей ориентироваться на ограниченной территории.

Ребята на этом этапе ознакомились с клеткой, учились ориентироваться на плоскости, обозначать словонаправление в пространстве.

  • Игровое упражнение «Графический диктант»
  • Дидактическая игра «Озорные шнурки»
  • Настольная игра «Быстрые гонки»
  • Настольная игра «Быстрые гонки»
  • Оригами «Военный пароход»
  • Интерактивная игра «Экскурсия в зоопарк»
  • Дидактическая игра «Волшебная комната»
  • Игровое упражнение «Помоги животному найти свой дом»

В течении всего года мы с детьми играли не только в дидактические игры, но так я помогала им усваивать информацию через подвижные игры, но подвижные игры были связаны не только с двигательной активностью, а и с знаниями детей о пространственных представлениях.

В январе я провела семинар-практикум на тему «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений будущего первоклассника» Цель: Информировать  родителей о важности развития пространственных представлений будущих школьников.

В марте мной была проведена консультация «Мы пространство изучаем – вместе весело играем»

Цель: формирование у родителей представления о развитии у детей пространственных представлений.

Следует отдельно отметить, что моя работа, возможно, не имела бы такого успеха, если бы не активное участие родителей. Большинство из них с интересом поддержали меня, играли и занимались с детьми дома.

В течении всего года я делала для детей дидактические игры, в конце года ребята уже сами выбирали во что им играть, им очень нравились новые дидактические игры, так как они были разнообразны, яркие, красивые.

В конце года, был разработан проект совместно родителей и детей «Безопасный маршрут», в нем приняли участие родители вместе с детьми. Мной было предложено родителям вместе с детьми нарисовать свой маршрут от дома до детского сада. В конце реализации проекта, каждый ребенок защитил свою выполненную работу.

Так же мною были разработаны:

  • перспективный план, обеспечивающий развитие пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений;
  • перспективный план работы с семьями воспитанников по развитию пространственных представлений детей 6-7 лет;
  • Разработаны конспекты ООД математической направленности;

«Увлекательное математическое путешествие к тетушке Совунье», «Путешествие с Незнайкой в страну знаний», «Волшебница Математики»;

  • Разработан буклет для родителей: «Мы пространство изучаем – вместе весело играем»; 
  • Разработаны папки – передвижки для родителей: «Играйте вместе с нами»; «Роль семьи в развитие пространственных представлений»
  • Разработана картотеки:

-Дидактических игр по развитию пространственных представлений детей 6-7лет;

- «Задачки на смекалку» по развитию пространственных представлений детей 6-7лет;

- Серия интерактивных игр по развитию пространственных представлений детей 6-7 лет.

В результате изучения темы:

 «Развитие пространственных представлений детей 6-7 лет», сделала следующие выводы: работа по данному вопросу должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, она должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей.

    Однако следует помнить, что расширение  пространственных представлений детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

В результате проведенной работы, были достигнуты следующие результаты:

  1. Дети умеют ориентироваться в окружающем пространстве, определять пространственное направление относительно себя;
  2. Детей определяют и обозначают пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве;
  3. Дети ориентируются на ограниченной территории;
  4. Дети применяют полученные знания  о пространственных представлениях в самостоятельной деятельности;
  5. Создана развивающая предметно - пространственная среда, обеспечивающая эффективность  работы по развитию пространственных представлений;
  6. Семьи воспитанников проявляют интерес к вопросам  развития пространственных представлений  дошкольников.

Перспективы на следующий год:

Продолжить работу по теме: «Развитие пространственных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений» (согласно возрастной группе);

Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

Изучить новинки методической литературы;

В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, обмен опытом.

Выводы:

По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.

Я считаю, что мною была проведена большая работа и она достигла положительных результатов. В дальнейшем я планирую продолжить работу, добавив изучение таких фигур, как трапеция, параллелепипед и некоторые геометрические тела (конус, пирамида).

  1. Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
  2. Михайлова, З.А., Носова, Е.Д., Столяр А.А. «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»
  3. Федеральный государственный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273 – ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 36»
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка-Синтез, 2018
  7. Помораева И.А.  , В.А. Позина Формирование  элементарных математических представлений
  8. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/ Т.В. Тарунтаева - М.: Просвещение, 2003.
  9. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005
  10. Шорыгина Т.А. «Учимся ориентироваться в пространстве»
  11.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме«Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...

" Обобщение опыта работы по теме " Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста , посредствам дидактических игр""

Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...