«Родительское собрание по функциональной грамотности»
методическая разработка

Вишневская Татьяна Дмитриевна

Формирование предпосылок для овладения функциональной грамотностью у дошкольников через авторскую технологию «Методический театр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в региональном конкурсе

«Родительское собрание по функциональной грамотности»

Название образовательной организации, город/район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Петушок» Каменского района

ФИО, должность участника

Вишневская Татьяна Дмитриевна, старший воспитатель

Тема

Формирование предпосылок для овладения функциональной грамотностью у дошкольников через авторскую технологию «Методический театр»

Цель и задачи

Цель: обеспечить педагогическую поддержку семьи и повышение  компетенции родителей по формированию функциональной грамотности детей.

Задачи:

- познакомить родителей с понятием «функциональная грамотность»;

- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком через интерактивные технологии;

-вызвать интерес к  развитию функциональных компетенций у детей, как фактору успешной социализации;

- создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, снятие барьеров в общении.

Сценарий родительского собрания

Повестка:

  1. Райген «Здравствуйте, друзья!»
  2. Лекция-диалог «Очевидное – вероятное»
  3. Воркшоп «Учимся общаясь»
  4. Творческая лаборатория «В сказки играем – знания получаем»
  5.  Рефлексия

Ход собрания:

  1. Райген «Здравствуйте, друзья!»

Я приветствую всех  на нашей встрече! Хотелось бы, чтобы наше общение сегодня было плодотворным, позитивным. А для этого я думаю, нам нужно настроиться на правильный лад. Мы все очень занятые люди, у всех куча дел, еще больше – куча мыслей, которые не отпускают нас круглосуточно… Сейчас я предлагаю вам все-таки попытаться отстраниться от насущих проблем и подумать о том, какой же сегодня прекрасный день (погода), но все-таки он прекрасен, прекрасен только от того, что мы с вами познакомились, от того, что все вы готовы саморазвиваться, двигаться вперед! Что бы настроить нашу встречу на позитивный лад приглашаем вас на позитивную зарядку!

(Музыкально-двигательная композиция «Здравствуйте, друзья»)

И так все бодры! Все заряжены позитивом! Начинаем.

  1. Лекция-диалог «Очевидное – вероятное»

         Тема нашей встречи «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников». Вы сейчас наверняка подумали: «Опять что-то заумное…». Поверьте, нет! Сейчас вы сами в этом убедитесь и поймете, что эта тема самое очевидное и самое вероятное, что требуется для успешной социализации ваших детей.

         Что же такое функциональная грамотность?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий:

  • «личность»,
  • «функционировать»,
  • «грамотность».

Высказывания участников встречи

     Обратите внимание на слайд. (Презентация Приложение 1) Как вы видите, здесь представлена творческая интерпретация этих понятий, из которой хорошо видно, что конкретно входит в функциональную грамотность личности. Следуя нашим логическим выводам, получается, что функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

     Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в детских садах, и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.

 Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т.к.  функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

      Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее. (Авторский коллектив под. рук. Н. Ф. Виноградовой)

      Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

  1. Воркшоп «Учимся общаясь»

     Наиболее актуальными и эффективными в настоящий момент являются активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов, родителей и детей в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

     Использование  интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает  к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, личностному развитию, росту.

       «Интерактивный» означает – способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (например, с человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога, родителей и детей.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» – это «взаимный», «act» – «действовать».

Сегодня я познакомлю вас с авторской технологией наших педагогов – «Методический театр».

Методический театр – активная форма деятельности, которая стимулирует поиск, творческую, познавательную и  исследовательскую деятельность участников образовательного процесса.

В методическом театре разыгрывается спектакль-сказка,  целью которой является повышение и закрепление знаний, развитие коммуникативных навыков.

Методические сказки могут иметь разнообразную тематику и направленность. В данной форме объединяются различные образовательные ситуации: игровые, проблемные, ситуации, обращённые к личному опыту ребёнка и др.

Основные методические инновации данной технологии, связаны с применением интерактивных методов обучения, где процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения.

Во-первых, значительно повышается мотивация деятельности участников, их социальная и познавательная активности.

Во-вторых, реализуются те качества личности участников, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения и развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Итак, методический театр – это спектакль-импровизация с интерактивным включением всех участников, целью которого является получение или закрепление определённых знаний, умений, навыков.

Алгоритм проведения:

Прямой комментированный показ-разыгрывание определённой методической сказки. Минимум декораций. Выбор роли – случайное вытягивание карточек-ролей.  

Рассказчик  рассказывает сказку, а артисты-участники, ориентируясь на его слова, с помощью движений, слов, жестов и мимики изображают соответствующие действия или эмоции.

Итак, я приглашаю вас в нашу творческую лабораторию, где мы все вместе разыграем методическую сказку.

  1. Творческая лаборатория «В сказки играем – знания получаем»

Разыгрывание методической сказки «Как человек формулу здоровья искал…» (Приложение 2)

  1. Рефлексия «Все в твоих руках»

Ну а сейчас я предлагаю вам вернуться к началу нашей встречи и еще раз подумать: С какой целью мы сегодня собрались? Для чего мы здесь? Какие ожидания подтвердились? Какие – не подтвердились? Удалось ли получить все ответы?

«Отрефлексируй»,
что ты мыслил, 
Что ощущал ты «от» и «до»,
Не бойся, как обычно, если
Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль - 
к открытью дверца,
Любое чувство - к мысли путь,
Мы все способны - в это верьте - 
За горизонты заглянуть!

      Участникам предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

                    Большой палец – для меня важно и интересно;

                    Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

                    Средний – для меня было недостаточно;

                    Безымянный палец – мое настроение;

                    Мизинец – мои предложения.

Озвучивание результатов рефлексии

Огромное спасибо, друзья, вам за ваше мнение, за ваше активное участие. До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учимся быть грамотными пешеходами". Подготовительная группа

Родительское собрание "Учимся быть грамотными пешеходами". Подготовительная группа ...

Родительское собрание по финансовой грамотности

Родительское собрание по финансовой грамотности в детском саду...

Родительское собрание на тему: «Грамотный пешеход»

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ по правилам дорожного движения....

Конспект родительского собрания "Учимся говорить грамотно"

Цель: создание мотивации у родителей к совместным занятиям по развитию речи...

Конспект родительского собрания "Уроки финансовой грамотности в семье"

Работа по формированию финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы....

Родительское собрание "Уроки финансовой грамотности"

Родительское собрание "Уроки финансовой грамотности"...