Консультация «Артикуляционная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей с ОВЗ»
консультация
В консультации говорится, что такое здоровьесберегающие технологии, для чего они нужны. Что такое артикуляционная гимнастика, как ее нужно проводить с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_uchitelya-logopeda_art._gim_1.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ по теме «Артикуляционная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей с ОВЗ»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств
Достижение эффективности в оздоровительно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, и коррекционных задач.
Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно — ориентированную направленность процесса оздоровления детей.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Задачи:
1.Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
2.Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
3.Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
4.Коррекция недостатков моторного недоразвития;
Ни для кого не секрет, что мы — учителя-логопеды работаем в тесной взаимосвязи со всеми специалистами ДОУ. И используя те или иные коррекционные технологии, мы также делимся ими с педагогами. А они в свою очередь активно внедряют их в свою ежедневную работу.
Вот и сейчас, хотела бы поделиться опытом работы по использованию артикуляционной гимнастики как одного из видов здоровьесберегающих технологий.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка (группы детей), то есть воспитатель выделяет, какие звуки нарушены у детей (рекомендации логопеда).
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Рекомендации для проведении комплексов:
1. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся.
2. Подходить к выполнению упражнений творчески, эмоционально, в игровой форме.
3. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал.
Придерживаться общепедагогических принципов — идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно (именно это прослеживается в разработанных нами комплексах).
- Выполнение упражнений по показу воспитателя.
- Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Небольшие хитрости, чтобы детский интерес к артикуляционной гимнастике не угасал:
- Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме (придумываем сказки: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике», «Как язычок с друзьями чай пил» и т. д.)
- Можно помочь герою, выполнив задания.
- Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме: «Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
- Использование дидактических кукол;
- Адаптированные сказки с движениями;
- Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;
- Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.
- Неделя артикуляционной гимнастики для мальчишек (девчонок)
- Неделя гимнастики со Смешариками.
- Ко всем артикуляционным упражнениям можно добавить движение кистью.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Не забываем!!!
Что при подборе упражнений следует опираться на основные комплексы артикуляционной гимнастики (общий, для свистящих звуков, для шипящих, для сонорных Л,Ль, для сонорных Р,Рь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционного оборудования»
Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.Задачи:· Познакомить слушателей мастер-класса с приемами ...
Здоровьесберегающая технология для детей с ТНР Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит» (для старшего дошкольного возраста)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТдыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит»(для старшего дошкольного возраста)...
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ по теме "Артикуляционная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей с ОВЗ"
В консультации говорится, что такое здоровьесберегающие технологии, для чего они нужны. Что такое артикуляционная гимнастика, как ее нужно проводить с детьми....
Семинар-практикум «Оздоровительные гимнастики как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста»
Освоение и последующее применение оздоровительных гимнастик в практической деятельности воспитателей....
"Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста"
Дыхательная гимнастика- одна из форм здоровьесберегающих технологий....
Краткосрочный проект «Дыхательная гимнастика,как здоровьесберегающая технология развития детей».
Краткосрочный проектдля дошкольников 4-5 лет«Дыхательная гимнастика,как здоровьесберегающая технология развития детей»....