Семинар-практикум «Оздоровительные гимнастики как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Освоение и последующее применение оздоровительных гимнастик в практической деятельности воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_zdorovesberegayushchie_gimnastiki.docx | 52.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Оздоровительные гимнастики как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста»
Цель семинара: освоение и последующее применение оздоровительных гимнастик в практической деятельности воспитателей.
Вступительное слово. (слайд 1)
- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами проведем семинар-практикум по теме «Оздоровительные гимнастики как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста».
Начать нашу встречу мне хотелось бы с небольшого упражнения.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека). (слайд 2)
- Нарисуйте, пожалуйста, воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
- А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности).
(Один из ведущих записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья и т.д.)
- Вот видите, даже у нас, взрослых здоровье не у всех является главной жизненной ценностью и стоит не на первом месте.
I блок семинара – теоретический
- Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: «Здоровье - это еще не все. Но без него все остальное - ничто!»
Когда впервые детям задаешь вопрос, «что же самое дорогое и ценное, в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете дети?» Все дружно говорят: «Да» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?» - «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства «ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь».
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Актуальность педагогического опыта:
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации показывают, что XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников требует новых, современных и более гибких подходов к организации педагогической деятельности, внедрению осознанных и простых в употреблении форм оздоровления, доступных самим дошкольникам. Имеющийся дефицит в построении предметно-пространственной оздоровительной среды путем приобретения дорогостоящего спортивно-игрового оборудования заставляет педагогов искать более доступные пути для физического развития детей. Использование оздоровительных гимнастик, дает возможность укреплять здоровье детей, не затрачивая дополнительные финансовые средства.
Мы хотим поделиться своим опытом работы по вышеназванной теме.
- Назовите, пожалуйста, какие виды гимнастик вы используете в своей практике?
- Как вы думаете, нужно ли искать новые методы и технологии в здоровьесберегающей деятельности или достаточно уже известных? Почему?
(слайд 3) В группе «Дюймовочка» ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания и двигательной деятельности детей, что способствует укреплению и сохранению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Мы попытались систематизировать свою работу, составив расписание оздоровительных гимнастик, которые мы практикуем в своей группе.
Режимные моменты | Оздоровительные мероприятия | Дни проведения | Длитель-ность |
I половина дня | |||
Утро | Утренняя зарядка. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Игровой самомассаж. Подвижная игра. | Ежедневно Пн. Ср. Пт. Вт. Чт. Ср. Пт. Ежедневно | 5-12 мин. 5-9 мин. 7-10 мин. 5-15 мин. 3-15 мин. |
НОД | Динамические паузы или Физминутки. Зрительная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Релаксация под музыку во время НОД художественно-эстетического цикла (лепка, рисование, аппликация). | Ежедневно Ежедневно Ежедневно В соответствии с расписанием НОД | 3-5 мин. 2-5 мин. 3-5 мин. 12-20 мин. |
Прогулка | Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Песочная терапия (в летнее время). | Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно | |
Перед сном | Засыпание под релаксирующую музыку. Чтение перед сном. Прослушивание аудио сказок. | Пн. Пт. Ср. Чт. Вт. Ср. Чт. Вт | 5-10 мин. 5-10 мин. 5-10 мин. |
II половина дня | |||
После пробуждения | Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры. Босохождение по корригирующим дорожкам. Корригирующая гимнастика (включает ортопедические упражнения). Игровой самомассаж. Взаимомассаж. | Ежедневно Ежедневно Ежедневно Пн. Вт. Пт. Чт. | 7-15 мин. 3-8 мин. 2-3 мин. 15-30 мин. 5-15 мин. |
После полдника | Танцевальная минутка. Ритмопластика. Кинезиологические упражнения. Подвижная музыкальная игра. Психогимнастика. | Ежедневно Ср. Чт. Пт. Ежедневно | 3-10 мин. 25-30 мин. 5-12 мин. 3-15 мин 25-60 мин |
Что же такое гимнастика? Гимнастика (с греческого «gymnastike», от «gymnazo» — тренирую, упражняю) – это система специально подобранных физических упражнений, оказывающих на организм человека комплексное воздействие, развивающее его физические возможности.
На сегодняшний день существует большое количество видов оздоровительных гимнастик, в комплексах которых могут перекликаться физические упражнения разной направленности, в зависимости от их назначения (слайд 4.)
Кратко поговорим о всех видах представленных оздоровительных гимнастик.
- Утренняя гимнастика (проводят специалисты). (слайд 5)
Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней.
- Гимнастика пробуждения или бодрящая гимнастика. (слайд 6)
Гимнастика пробуждения после дневного сна — это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, и при правильном руководстве имеет оздоровительный характер.
Комплекс состоит из нескольких частей:
- разминочные упражнения в постели;
- выполнение простого самомассажа (пальчиковая или ортопедическая гимнастики);
- выполнение ОРУ в помещении с контрастной температурой воздуха;
- ходьба по «дорожке здоровья»;
Заканчиваться может обширным умыванием или контрастным обливанием ног.
Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
- Пальчиковая гимнастика. (слайд 7)
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Виды пальчиковых игр:
- народные игры-потешки «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Этот пальчик» для детей раннего возраста;
- игры с речевым сопровождением (стихами);
- игры с мелкими предметами (перекладывание пальчиками мелких предметов в емкости, нанизывание бусин на шнурок, различные застежки, шнуровки и т.д.);
- игры с кинетическим песком;
- пальчиковый театр.
Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:
- 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками
- 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».
- Гимнастика для глаз или зрительная гимнастика. (слайд 8)
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
В своей работе мы используем следующие моменты:
- зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
- массаж глаз, он помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
- гимнастика для глаз, даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся в деятельности по рисованию, лепке, аппликации, при рассматривании картин, длительном наблюдении.
- Дыхательная гимнастика. (слайды 9, 10)
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.
Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет. Её необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Во время совместной образовательной деятельности отводится 3—6 минут в зависимости от возраста.
- Звуковая или артикуляционная гимнастика. (слайд 11)
Звуковая гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, а также произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать, и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку. Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
- Когда лучше всего проводить артикуляционную гимнастику?
- Корригирующая гимнастика. (слайд 12)
Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата.
В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости позвоночника и чувства
равновесия, укрепление мышц спины и подвижности суставов.
Желательно проводить занятия 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-5 лет – от 15 до 20 мин., для детей 6-7 лет – от 25 до 30 мин.
- Ритмопластика. (слайд 13)
Ритмопластика — это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
Ритмопластика для дошкольников решает следующие задачи:
- повышение эмоционального настроя детей;
- формирование двигательной культуры;
- совершенствование чувства ритма и музыкальности.
В комплексах по ритмопластике используются следующие средства двигательного воздействия:
- Музыкально - ритмические движения.
- Упражнения с предметами (ленты, мячи, султанчики и др.)
- Элементы хореографии (основные позиции рук и ног).
- Элементы спортивного танца.
- Упражнения корригирующей гимнастики.
- Дыхательные упражнения.
Все эти средства объединяются в комплексы в определённой последовательности и используются в хореографических композициях.
Проводится 1-2 раза в неделю во второй половине дня, начиная со средней группы. Общая продолжительность занятий для детей 5-6 лет - 25 минут, для детей 6 -7 лет - 30 минут.
- Танцевальная минутка. (слайд 14)
Танцевальные минутки - проводятся в качества активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности, и повышению умственной работоспособности.
Включается современная ритмичная детская музыка или чаще всего песни и дети свободно танцуют под неё. Для успешного проведения танцевальных минуток и игр необходимо учитывать возрастные особенности детей.
- Как вы думаете, в какие режимные моменты можно включить танцевальные минутки?
- Игровой самомассаж. Взаимомассаж. (слайды 15, 16)
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Взаимомассаж – это массаж, выполняемый детьми друг другу. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Самомассаж или взаимомассаж проводится в игровой форме в 1-2 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляет от 5 до 15 минут.
. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:
- Поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
- Растирание - энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
- Разминание - основной прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.
- Поколачивание - прием, выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой.
- Релаксация. (слайд 17)
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Основной задачей выполнения релаксирующих упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения.
Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минут – в младшем возрасте и 4-5 минут – в старшем. Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц. Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил.
- Психогимнастика (эмоциональное здоровье). (слайд 18)
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
В дошкольном возрасте используются следующие упражнения психогимнастики:
- Игры со сменой характера движений (например, игра малой подвижности «Совушка»);
- Упражнения на развитие умения чередовать напряжение и расслабление мышц (например, «Солнце и тучка»).
- Этюды на имитацию эмоциональных состояний (например, после чтения сказки «Машенька и медведь» взрослый просит ребенка изобразить сердитого медведя, показать, как испугалась Машенька, увидев его, как обрадовались возвращению Машеньки её дедушка и бабушка).
- Расслабляющие упражнения (например, «Спящий котенок»: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает).
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.
- Динамическая пауза на НОД или физминутка. (слайд 19)
Физминутки или динамические паузы – помогают активно отдохнуть нашим воспитанникам после умственной нагрузки (а в подготовительной группе она достаточно большая) или вынужденной статической позы. Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин. образовательной деятельности – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала), когда это необходимо для восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предотвращения переутомления и нарушений осанки.
Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием образовательной деятельности.
Комплекс физкультминуток обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
- Подвижные и подвижные музыкальные игры. (слайд 20)
Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.
Более подробно остановимся на технике проведения кинезеологической гимнастики.
- Кинезиологическая гимнастика. (слайды 21 -24)
Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово». Это направление возникло на стыке разных практик и дисциплин: телесно-ориентированной психотерапии, психологии личности, общей психологии, психосоматической медицины, нейропсихологии, нейрофизиологии и физиологии движения.
Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека.
Для чего используют такие упражнения?
Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины, хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма. Использование упражнений кинезиологии позволяет: укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
Немного физиологии
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?
Левое.
Помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает:
Правое.
Отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения.
Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий. Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой» или гимнастикой мозга.
Условия проведения кинезиологических упражнений.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
- занятия проводятся в любое время;
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
II блок семинара – практический.
Сейчас я проведу с вами пару упражнений.
Упражнение «Ухо – нос».
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Упражнение «Змейка».
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
В комплексы упражнений включены:
- растяжки;
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- телесные упражнения;
упражнения для развития мелкой моторики;
упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Упражнение «Тряпичная кукла и солдат».
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Упражнение «Дышим носом».
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнение «Слон».
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.
Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на НОД.
Упражнение «Мельница».
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время
выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
III блок семинара – заключительный.
Подводя итоги сегодняшнего семинара, хотим сказать, что созданная в группе система по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей позволяет нам качественно решать задачу развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости, ловкости. Целостная система оздоровления, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует не только гармоничному физическому развитию детей нашей группы и их успешной подготовке к обучению в школе, но и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и формированию культуры здоровья. Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую умную личность!
- Рефлексия: «Гусеница интереса и настроения» (слайд 25).
Завершая семинар, предлагаем вам, уважаемые коллеги, проанализировать своё эмоциональное состояние, интерес к данной теме и выразить его с помощью цветовых маркеров.
Обозначения цветовых маркеров:
- Зелёный – всё понравилось, хочу узнать больше, использовать в практике;
- Жёлтый – всё понравилось, интересно, познавательно;
- Красный - идеи не заинтересовали.
- Предлагаю каждому из участников взять условное изображение настроения того цвета, какой подходит к его отношению к данной теме и представленному опыту, и выложить из них гусеницу интереса, которая тянется к солнышку, как мы с вами тянемся к здоровому образу жизни.
Каждый участник выбирает круг с соответствующим цветом. На магнитной доске с изображением полянки и солнца все по очереди выкладывают из выбранных кругов гусеницу, тянущуюся к солнцу. Ведущий завершает изображение своим кругом (с рожками и глазками), благодарит участников за сотрудничество.
- Гусеница – насекомое неторопливое, но она хоть и медленно, но верно ползёт к своей цели и в конце концов становится прекрасной бабочкой.
Так и мы, педагоги, не всегда быстро, но, верно, идём к поставленным целям, преодолевая сомнения, трудности и проблемы, встречающиеся у нас на пути. Пусть наши мысли и дела, наши старания превратятся в прекрасный результат, чтоб в душе каждого ребёнка раскрылась и взлетела эта бабочка радости, интереса и желания расти и становиться лучше. Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум на тему: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического здоровья детей дошкольного возраста»
Цель: Ознакомление педагогов с современными идеями обеспечения физического развития детей дошкольного возраста.Задачи: Совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных техно...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».
laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....
Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционного оборудования»
Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.Задачи:· Познакомить слушателей мастер-класса с приемами ...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит» (для старшего дошкольного возраста)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТдыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит»(для старшего дошкольного возраста)...
"Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста"
Дыхательная гимнастика- одна из форм здоровьесберегающих технологий....
Отчет по теме самообразования: « Зрительная гимнастика. Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»
Цель моего проекта: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей ...