Занятие "Составление дидактической игры"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия "Составление дидактической игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_sostavlenie_didakticheskoy_igry.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»
664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова,
ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174
Технологическая карта
занятия
«Составление дидактической игры «Признаки зимы»
Возрастная группа: Подготовительная
Воспитатель:
Шиповалова Светлана Сергеевна
Цель: Обобщение представлений о признаках зимы при создании дидактической игры в игровой деятельности.
Задачи:
- Учиться составлять дидактическую игру своими руками.
- Закреплять знания о зиме, зимних явлениях, признаках; умение называть слова-признаки и слова-действия.
- Осмысливать важность помощи при работе в коллективе.
Форма совместной деятельности: занятие.
Форма организации: коллективная.
Культурно-смысловой контекст: подгрупповая работа при создании дидактической игры «Признаки зимы».
Культурная практика: игровая.
Материал и оборудование:Изображение закрытых дверей на экране, изображения зимы и весны, снежинки, магниты, изображение дерева, снежинка, ноутбук, фломастеры, карандаши, бумага, клей, картон.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок.
- Чтение художественной литературы.
- Прослушивание музыкальных произведений о зиме.
- Реализация проекта «Зимушка-зима».
Словарная работа: дидактическая игра.
Этапы | Содержание деятельности | Действия педагога в совместной деятельности с детьми | Действия детей в совместной деятельности с педагогом | Планируемый результат |
I этап Организационный Введение в ситуацию | Воспитатель совместно с детьми подготавливается к предстоящему занятию. (дети помогают раскладывать дидактические игры на столы на тему «Зима»). В это время звучит музыка П.И. Чайковского «Зима», и воспитатель обращает внимание детей на экран на котором изображение закрытой двери. -Ребята, смотрите, волшебная дверь. Интересно, что за ней!? - Для того чтобы открыть волшебную дверь необходимо отгадать загадку. Слушайте внимательно. Воспитатель загадывает загадку о Зиме (ответы детей). Появляется картина «Зимний пейзаж». - Правильно, это зима, а вы любите зиму? За что? (ответы детей) | Вместе с детьми готовит дидактический материал для предстоящей совместной деятельности. Обращает внимание детей на экран. Воспитатель задает вопрос, стимулирующий процесс мышления. Воспитатель способствует тому, чтобы дети самостоятельно отгадали загадку. Мотивирует детей поделиться собственными чувствами о зиме. | Дети принимают участие в подготовке к занятию. Сосредотачивают внимание на вопросе воспитателя и изображении на доске. | Умеют сосредотачивать внимание на вопросе воспитателя и изображении на доске. Могут самостоятельно отгадывать загадку, высказывать свое мнение. |
Постановка проблемы и мотивация детей | - Ребята, пока мы с вами открывали дверь и говорили о зиме, у нас пропали игры на столах. Что мы будем делать? (предположения детей) -Хорошо, давайте сами составим новые игры, но сначала проверим, что вы знаете о зиме. А поможет нам в этом игра «Снежинки» | Воспитатель побуждает детей искать решение проблемы, мотивирует на размышление. | Рассуждают о том, что можно сделать для решения проблемы, находят выход из ситуации. | Могут рассуждать, искать способ решения проблемы, приходить к общему выводу. |
II этап Основной | 1)Игра «Снежинки» Задание: - по очереди берем в руки снежинки. - «снежинка» должна рассказать что-то о зиме, называя слова-признаки. Например, «снежная», «холодная», «ледяная» и т.д. 2)Игра «Образуем новые слова» Задание: - от заданного слова образовать однокоренные слова. Например, холод-холодильник, холодный, холодить и т.д. 3)Игра «Лесенка противоположностей» Задание: -рассмотреть картины с изображением зимы и весны; - подобрать противоположные слова к предложенным. Например, зима-холодная, а весна-……… Молодцы, очень здорово поиграли, а теперь давайте передохнем. | Начинает высказываться первой, приводя примеры, как правильно нужно отвечать. Акцентирует внимание на правильном полном ответе детей. | Дети учатся соблюдать очередность во время игр, не перебивают друг друга. Рассказывают, объясняют. Учатся слушать друг друга, сравнивать два времени года между собой. Дети называют слова – признаки. | Способны слушать рассказ других детей, спокойно, не перебивая, говорить полными предложениями, не торопясь. |
Физминутка «Лепим ком» | Воспитатель приглашает детей на весёлую физминутка «Лепим ком». Показывает движения физкультминутки, озвучивает слова. | Дети выполняют движения физминутки по примеру воспитателя, а затем самостоятельно. | Дети способны выполнять движения самостоятельно | |
Открытие детьми нового знания | - Давайте вспомним, что такое дидактическая игра? (ответы детей. (воспитатель уточняет у детей, что они знают о дидактической игре и можно ли еесделать самим). Задание: - разделиться на две команды; - придумать игру; - продумать правила игры; - название игры. | Воспитатель стимулирует, заинтересовывает детей для самостоятельной деятельности. | Предлагают сделать дидактическую игру самостоятельно. Делятся на две команды и каждая команда составляет свою игру. Рисуют, а затем вырезают признаки зимы, вещи, относящиеся к зиме.Используют материалы, которые можно применить для решения проблемы. | Могут самостоятельно придумывать и изображать признаки зимы, высказывать свои мысли, делать предположения. |
Самостоятельная деятельность детей | Дети при помощи считалки «Морозная считалка» делятся на две команды для выполнения самостоятельного задания. Рисуют изображения слов или печатают слова на бумаге, затем вырезают и приклеивают на картон. Например, 1)«Зимнее лото» -дети рисуют зимние картинки и приклеивают на лото. 2) «Признаки зимы» - дети рисуют зимние признаки, приклеивают на подготовленные карточки. | Помогает разделиться на две команды. Хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. Оказывает помощь при необходимости. | Проявляют изобретательность, творческие способности, воображение. | Умеют создавать коллективную творческую работу по своей задумке. |
Включение в систему представлений и повторение | Воспитатель предлагает детям занять удобное место для ознакомления с играми, которые были созданы в командах «Зимнее лото», «Признаки зимы». - Каждая команда представляет свою игру, рассказывает правила в игре. | Воспитатель помогает детям представить игры и правила к ним, поправляет при ошибке. | Команды представляют готовую игру самостоятельно. | Умеют изображать признаки зимы по своей задумке, слушать друг друга, не перебивая, соблюдая поочередность. |
| ||||
Рефлексивный компонент | - О чем мы сегодня с вами разговаривали? - Какая работа вам понравилась больше всего? - Что нового вы сегодня узнали? | Воспитатель подводит итог всего занятия. | Дети рассуждают, анализируют, высказывают собственное мнение. | Умеют высказываться, делать вывод об интересных момента занятия понравившихся им. |
Открытость | - Молодцы, сегодня мы смогли самостоятельно изготовить дидактическую игру о зиме, составить правила к ней. Теперь вы можете поиграть в игры «Зимнее лото», «Признаки зимы» самостоятельно. | Воспитатель предлагает детям поиграть в изготовленные игры самостоятельно. | Дети самостоятельно играют в дидактические игры по собственному желанию. | Проявляют инициативу о дальнейшем применении данной работы. |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»
664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова,
ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174
Самоанализ занятия в подготовительной группе
Составление дидактической игры «Признаки зимы»
Цель: Обобщение представлений о признаках зимы при создании дидактической игры в игровой деятельности.
Задачи:
- Учиться составлять дидактическую игру своими руками.
- Закреплять знания о зиме, зимних явлениях, признаках; умение называть слова-признаки и слова-действия.
- Осмысливать важность помощи при работе в коллективе.
16 декабря 2020 года в детском саду комбинированного вида в ЖК «Луговое» с детьми подготовительной группы мною было проведено интегрированное занятие для педагогов ДОУ.
Возрастные и психологические особенности детей учитывались при отборе содержания занятия, а также творческие и познавательные возможности детей.
Образовательная деятельность состояла из трех этапов: организационного, основного и заключительного. Этапы взаимосвязаны между собой, подчинены одной теме, цели и задачам. Поэтому данная деятельность представляла собой логически законченную структуру.
Организационный этап образовательной деятельности был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключения внимания воспитанников на предстоящую деятельность и стимуляцию интереса к ней. Эта цель была достигнута с помощью сюрпризного момента.
Основной этап был направлен на решение задач занятия.
На протяжении всей образовательной деятельности дети охотно выполняли все предложенные мной задания, наблюдалась доверительная атмосфера.
Для успешности проведения образовательной деятельности, достижению поставленной цели и задач, я использовала различные методы и приемы.
Метод демонстрации наглядных пособий (картины «Зимний пейзаж») позволил сосредоточить внимание детей на проблеме. С его помощью повысился познавательный интерес детей.
Дидактические игры («Образуй новые слова», «Лесенка противоположностей», «Снежинки») помогли расширить представления о зимних явлениях, выделить характерные признаки, установить взаимосвязи. При помощи дидактических игр («Образуй новые слова», «Лесенка противоположностей», «Снежинки») дети не только узнали новое, но и применили полученные знания на практике.
Информационно-рецептивный метод побуждает детей к использованию поисковых действий (рассматривание и анализ изображений зимы и весны). У детей развивается логическое мышление, наблюдение, интерес к деятельности.
Метод сравнения (сравнение зимы и весны) позволил детям самостоятельно проанализировать свои знания о явлениях природы (зима и весна) и сравнить их между собой.
Прием отгадывания загадок помог сосредоточить внимание детей на теме обобщенной теме занятия, направить внимание детей на работу по данной теме.
Внезапное появление объектов (дверь, за которой спрятана зима) помогают поддерживать детский интерес на протяжении длительного времени.
Введение элементов соревнования (дети делятся на две команды для создания игр) подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает работу увлекательной, занимательной и интересной для детей.
Использование приёма создания игровой ситуации (пропажа дидактических игр) на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем).
Приём рассуждений помог обучить детей самостоятельно принимать решение, задавать вопросы друг другу и воспитателю, находить нужный вывод. Приём развивает коммуникативные качества на протяжении всего занятия, развивает познавательный интерес детей, умение помогать друг другу, быть внимательным, умение сопереживать.
Прием «поощрения» помог придать детям уверенность в своих силах и знаниях (похвала, одобрительное слово).
Все этапы занятия были взаимосвязаны: дети динамично переключались с одного вида деятельности к другому. В заключительной части занятия подвела итог деятельности. На протяжении всей всего занятия я старалась поддерживать детский познавательный интерес эмоциональной и интонационно выразительной речью. Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»
664528, Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова,
ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174
Справка о проведении педагогического мероприятия
Дата проведения:16.12.2020 г.
Воспитатель: Шиповалова Светлана Сергеевна
Тема: Составление дидактической игры «Признаки зимы»
Цель: Обобщение представлений о признаках зимы при создании дидактической игры в игровой деятельности.
Задачи:
1. Учиться составлять дидактическую игру своими руками.
2. Закреплять знания о зиме, зимних явлениях, признаках, умение называть слова-признаки и слова-действия.
3. Осмысливать важность помощи при работе в коллективе.
Данное мероприятие разработано и проведено в рамках темы самообразования «Развитие творческих способностей посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста» для детей старшего дошкольного возраста. Занятие выстроено методически грамотно, последовательно. Воспитатель Светлана Сергеевна использует методы и приемы, которые позволяют ребенку проявлять активность на протяжении всей совместной познавательной, игровой деятельности.
Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
Использование на занятии музыки «Зима» П.И. Чайковского способствовало положительному эмоциональному восприятию детей, настроило на позитив, атмосферу добра и спокойствия.
Использование загадки о зиме в начале занятия стимулирует умственную активность детей, помогает настроиться на тему занятия.
Метод постановки проблемы позволил педагогу мотивировать детей на включение в деятельность, повысился познавательный интерес к занятию. Рассуждая о возникшей проблеме, дети могли анализировать свои ответы и ответы своих сверстников.
Словесные игры «Снежинки», «Образуем новые слова», «Лесенка противоположностей» способствуют развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса, умению согласовывать прилагательные с существительным. Дети учатся общаться, внимательно слушать собеседника, быстро и точно отвечать на вопросы.
Использование в занятии командной работы детей способствует развитию партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.
Самостоятельное изготовление детьми дидактических игр воспитывает в них настойчивость, создает условия для процесса социализации старших дошкольников. Способствует развитию ценных качеств как: бережливость, аккуратность, уважение к труду сверстников и проявлению интереса к пополнению предметно пространственной развивающей среды группы играми.
Используемый воспитателем метод «поощрения» (похвала, одобрительное слово), делает детей более уверенными в своих действиях и возможностях.
Светлана Сергеевна сумела найти подход к каждому ребёнку, умело сочетала разные формы работы с детьми: работа в группах, индивидуальная работа. Осуществлялась смена деятельности, что позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Анализируя образовательную деятельность, можно сделать вывод, что поставленные задачи реализованы в полном объёме, заявленные образовательные методы и приемы использовались продуктивно.
Заведующий МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое» | О.В. Грудинина |
Заместитель заведующего по ВМР | Н.М.Коваленко |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...