«Опытно-исследовательская деятельность детей в ДОУ»
консультация

Омарова Гулбарият Шамиловна

«Опытно-исследовательская деятельность детей в ДОУ»

 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Дошкольники прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Цель: разработать программу игрового занятия для детей средней группы по опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • раскрыть сущность процесса опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;
  • показать основные моменты и формы опытно-экспериментальной деятельности;
  • в ходе опытно-экспериментального занятия повысить кругозор детей, развить наблюдательность, повысить уровень коммуникативных и творческих способностей дошкольников среднего возраста, развить память, внимание, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opytno-issledovatelskaya_deyatelnost-.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Опытно-исследовательская деятельность детей в ДОУ»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Дошкольники прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Цель: разработать программу игрового занятия для детей средней группы по опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • раскрыть сущность процесса опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;
  • показать основные моменты и формы опытно-экспериментальной деятельности;
  • в ходе опытно-экспериментального занятия повысить кругозор детей, развить наблюдательность, повысить уровень коммуникативных и творческих способностей дошкольников среднего возраста, развить память, внимание, воображение.

Проблема развития исследовательской деятельности дошкольников

в научно-методической литературе.

В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Поощрять поисковую активность детей и активизировать внимание ребенка. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

В работах многих отечественных психологов-педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. У детей средней группы главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Ребенок 4-5 лет разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Возрастает объем памяти: ребенок выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Речь становится предметом активности ребенка. Он использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Мышление неразрывно связано с речью дошкольника, оно становится наглядно-образным. Ребенок мыслит образами предметов, красками. В среднем дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их. Ребенок использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки – рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Определяет предметы в мешке на ощупь.

Таким образом, основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия. Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовым уровнем.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Ребенок на 5 году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развивается мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точны, ловки, что помогает ему овладеть умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда. Он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования). Проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психологические процессы, и особенно память.

Развивается познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Ребенок уже может представлять себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов, представляет будущие конструкции, поделки, создает замыслы, ищет способы воплощения. К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую работу или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

В этой познавательной деятельности – экспериментировании, выделяют основную особенность: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В педагогике исследовательская деятельность понимается, как исследовательское обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Существует три уровня исследовательского обучения:

  • на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
  • на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
  • на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Отправными моментами могут быть:

  • Реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
  • Специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
  • Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет специально организованное педагогом наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, ИЗОдеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях. Например, исследовать свойства песка – посмотреть из каких он состоит песчинок, отметить его свойства – рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого. Осенью познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Весной понаблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду и формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате могут быть созданы мини-лаборатории в уголках природы. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми.

Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий.

Воспитатели с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Главными задачами во взаимодействии с родителями являются следующие задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу общности интересов;
  • активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
  • формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации необходимо донести до родителей важность повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...