«Игровые технологии в формировании ЗОЖ»
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей младших групп «Игровые технологии в формировании ЗОЖ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_mladshih_grupp.docx | 118.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей младших групп «Игровые технологии в формировании ЗОЖ»
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
•занятия физкультурой, прогулки;
•рациональное питание,
•соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
•бережное отношение к окружающей среде, к природе.
В своей работе можно использовать такие методы и приемы, как: показ, беседы, художественное слово, дидактические игры и подвижные игры.
Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста: Стихи Барто А. «Володя болен», И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прогулка», Потешки «Теплое водою», «Водичка, водичка умой мое личико», «Лейся чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком».
Темы бесед, могут быть разнообразные такие как: «Ребенок и его здоровье» «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Полезные продукты и витамины», «Здоровые зубы», «Изучаем свой организм», «Болезни и их профилактика», «Ребенок на улице города» детей знакомим с азбукой пешехода и водителя, с работой ГИБДД, изучаем дорожные знаки. «Люди знакомые и незнакомые», «Как не потеряться»
Еще могут быть занятия по безопасности в быту: «В мире опасных предметов», «Как вести себя во время пожара, грозы, на воде, на льду, в лифте, в природе».
Среди многообразия игровых методов наиболее распространенным является дидактическая игра, это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели можно создать картотеку дидактические игры по ЗОЖ.
Темы дидактических игр по ЗОЖ: «РЕБЕНОК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» - «Оденем куклу на прогулку»; «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА» - Правила гигиены (Воспитатель просит детей при помощи карточек выложить последовательность выполнения данного навыка.); «ПОЛЕЗНАЯ ПРОДУКТЫ»; «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»; «ВРАЧИ НАШИ ПОМОЩНИКИ» - Если кто-то заболел (детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.); «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» - Источники опасности (воспитатель показывает картинку, а дети описывают ситуацию); «МЫ – СПАСАТЕЛИ» - (воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.)
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольников в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни. Современные дети предпочитают посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или телефоне. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы. Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В формировании всесторонней развитой личности ребенка подвижными играми отводится важное место. Они рассматриваются как основное важнейшее средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физические ресурсы, но и улучшает результативность движения, является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствует формированию быстроты, силы, выносливости, координации движения. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются воображение, мышление.
Выполнение этих задач, прежде всего, зависит от нас, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснять игру надо стараться эмоционально и выразительно и принимать непосредственное участие в игре, проявлять заинтересованность действиями детей. Выполнять ту или иную роль в игре, надо не только подсказывать, как нужно двигаться, но и показывать образец правильного выполнения движений.
Подбирать подвижные игры и игровые упражнения надо таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно надо учитывать, возрастные особенности детей, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период. Для детей надо подбирать такие игры, которые бы развивали не только скоростные способности, но и прыгучесть, для детей младших групп: «Курица и цыплята», «Ручеёк», «Солнце – дождик», «Воробьи и автомобиль», «Самолёты», «Летают птички», «Найти цвет», «Найди свой дом».
Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами.
Именно в дошкольном возрасте существует возможность заложить фундамент знаний и умений, потребность в здоровом образе жизни.
Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста:
"Курица и цыплята". Для проведения этой игры нужна верёвка и две стойки. Верёвку натягивают между ними, по одной стороне находится дом курочки с цыплятами, по другой зёрна. Когда курица идёт на другую сторону, она зовёт цыплят «ко-ко-ко». Услышав, цыплята бегают по всей территории, имитируя движения. По команде: «Домой», все заходят по другую сторону верёвки.
"Ручеёк". Здесь участвуют все дети, и не нужно делиться на команды. Требуется начертить «ручеёк» небольшой ширины и на расстоянии 20-25 см друг от друга нарисовать камешки. Дети становятся в начало и по камешкам должны пересечь ручей. Если ребёнок оступился, значит, он «намочил ножки» и нужно пробовать с самого начала.
"Солнце – дождик". Для этой игры необходимо расставить по всему периметру площадки стулья и обручи (импровизированные домики). Когда воспитатель говорит: «Солнышко, пора гулять», дети выходят из домиков и бегают по площадке. По команде: «Дождик, пора домой», все дети бегут обратно.
"Воробьи и автомобиль". Все дети садятся на стулья или скамейки на одной стороне площадки. Здесь они играют роль воробушек, которые сидят в своих гнёздах. На противоположной стороне стоит воспитатель, представленный в роли автомобиля. Когда педагог говорит: «Полетели воробушки», все дети встают и бегают или ходят на площадке. По команде: «Автомобиль едет», все дети возвращаются как можно быстрее в свои гнёзда.
"Самолёты". Воспитатель называет определённых детей в количестве 3-4, которые становятся на противоположную от других сторону. По команде: «К полёту приготовиться, завести моторы», дети делают вращательные движения руками перед грудью. Когда педагог говорит: «Полетели», дети разводят руки в стороны, имитируя самолёт, и бегут на другую сторону. По команде «На посадку» дети приземляются на свои места. Затем выбирается следующая группа малышей.
"Пузырь". Дети вместе с воспитателем образуют небольшой круг, держась за руки. Когда педагог произносит: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой», дети потихоньку отходят назад, образуя большой круг. После того, как педагог скажет: «Лопнул пузырь», дети должны опустить руки и сесть на корточки, произнеся «Хлоп». После этого нужно встать и снова образовать маленький круг.
"Летают птички". Дети встают на какую-либо возвышенность по одной стороне площадке. После слов «Светит солнышко» дети выбегают на площадку и начинают искать и клевать импровизированные зёрна. Когда воспитатель произносит: «Пошёл дождик», дети возвращаются обратно на возвышенность.
"Найди свой дом". Дети разделяются на несколько групп, каждая из них становится у определённого дерева. Оно является их домиком. По команде воспитателя дети разбегаются кто куда. Когда педагог произносит: «Найдите свой домик», дети должны собраться определёнными группами у деревьев, у которых они стояли в начале игры.
Консультация для воспитателей младших групп «Игровые технологии в формировании ЗОЖ»
«… забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский.
Дошкольный возраст, по мнению многих специалистов, является важным периодом в заложении фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит формирование первых представлений о здоровье и здоровом образе жизни, поэтому так необходимо способствовать воспитанию у детей данного возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из значимых и приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым не только физически, но и интеллектуально, духовно. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Педагоги в детском саду должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Данное направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Вспомним слова Януша Корчака: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.» Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни.
Но для выполнения данной задачи на практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников - игры.
Единственный путь обучения, который доступен детям младшего дошкольного возраста – это игра. Игра является естественным и необходимым спутником в жизни ребенка; именно с ее помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка.
Общее значение игр для детей переоценить просто невозможно. Не зря Эльконин Д.Б. называет игру «королевой детства», ведь при умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребенка. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многофункциональное развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому так важно вызвать интерес к играм у детей дошкольного возраста и внедрить ее в их повседневную жизнь.
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры.
Подвижные игры развивают детей физически и эмоционально дают заряд бодрости и являются методом познания самого себя, формируют привычку к здоровому образу жизни.
Дидактическая игра является одним из эффективных средств обучения, которая вызывает положительное отношение к выполняемой работе. Дидактические игры не случайно занимают достойное место среди методов обучения и воспитания. Цель игры – обогатить чувственный опыт ребенка, развивать умственные способности. Принципы: доступность, соответствие возрастным особенностям. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это такие игры «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Мои помощники» и т.д.
Правила здорового образа жизни просты и легко выполнимы. Однако чтобы они стали привычкой для каждого ребенка необходимо обучать и закреплять их ежедневно. Очень важно научить сначала ребенка правильно мыть руки, затем приучать мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, пользования туалетом и по мере загрязнения; пользоваться предметами индивидуальной гигиены, соблюдать гигиену полости рта и одежды, а также помещения. Для этого на начальном этапе используем наглядный материал (иллюстрации: «Дети моют руки», «Мама моет дочку», «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная» и т.д.), художественную литературу («Водичка-водичка», «Ладушки-ладушки», К.Чуковский «Мойдодыр»; и т.д.)
Затем объясняем необходимость соблюдения личной гигиены ( беседы: «Чистота залог здоровья», «Почему надо правильно сидеть во время приема пищи», «Для чего нужно тело», «Мои руки», «Кто у нас опрятный самый?» и т.д.)
Приобретенные навыки личной гигиены закрепляются в повседневной жизни, и путем проведения игровых ситуаций ( «Как мама учила Мишку правильно кушать», «Как петушок разбудил утром детей», «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»); дидактических упражнений («Туфельки поссорились-подружились», «Уложим куклу спать», «Как мы моем ладошки, и отжимаем ручки», «Научим мишку правильно умываться» и т.д.). Игровые ситуации и дидактические упражнения позволяют с раннего детства формировать гуманное отношение к окружающему, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т.д.). Например: постирать одежду, напоить чаем, вылечить, помочь одеться…. Из игровых ситуаций и личного опыта дети переносят сюжет в сюжетно-ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, привычку к здоровому образу жизни.
Пальчиковая гимнастика находит широкое применение в практической работе воспитателя. Она служит основой развития мелкой моторики. В основном проводятся утром, на занятиях и в вечерние часы. Пальчиковые игры- это когда пальчики выполняют различные действия в соответствии с текстом. Ребенок при этом не только развивается, но и получает удовольствие. С детьми можно проводить такие упражнения как катание массажного мячика, деревянных палочек между ладошками, шариков. Собирать пирамидки, пуговицы, перекладывать бусинки, пластмассовые пробки, фасоль горох и т д. Массаж кисти, пальчиков влияет на поддержание здоровья детей, способствует укреплению иммунной системы, благотворно действует на эмоциональное состояние ребенка. («Стирка», «По водицу», «Опасное купание» и т.д.)
Таким образом, игра выступает важным условием формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. В младшем дошкольном возрасте навыки ЗОЖ лучше усваиваются детьми в играх, в свою очередь педагог должен приложить усилия, чтобы эти игры были интересны, доступны, увлекательны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду.
игровая деятельность детей должна быть интересной как по форме, так и по содержанию, влекущей, желаемой, естественной. игры дошкольников не только средство развлекательности, не только прием чем-либо ...
«Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду».
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». ...
Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...
Игровые технологии по формированию речи и физическому воспитанию в старшей группе.
Игровые технологии в старшей группе....
Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...
Выступление на педсовете "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ". Доклад: «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
В развивающих играх Никитина - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п...