Учебно-методическая разработка на тему: Педагогическая арт - терапия как средство продуктивно-психологической работы с детьми дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_art-terapiya.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка
на тему:
Педагогическая арт - терапия как средство
продуктивно-психологической работы с детьми дошкольного возраста
Автор: Бутдаева Татьяна Владимировна
Организация: МБДОУ №211
Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону
"Лучший подарок, который
мы можем сделать ребенку,
- это не столько любить его,
сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе.
Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована еще у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка.
По определению " Международной ассоциации здравоохранения", Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Я думаю, никто не будет оспаривать утверждение, что основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать не только чужие чувства но и свои.
Если проанализировать то, что происходит в современном обществе, то увидим, что резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связанно стремление родителей, и дошкольных учреждений, выполняя заказ родителей, дать детям больше знаний: научить их читать, писать, считать. Но чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. К тому же часто педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоциональную, духовно-нравственную сущность ребенка во вторичную ценность. В результате, современные дети гораздо больше знают, чем их сверстники 10-15 лет назад, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают, стремятся помочь немощным и больным.
Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.
Поиски меня привели к волшебному, здоровьесберегающему методу педагогической арт-терапии.
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер( психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.
У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.
Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.
Изучая этот вопрос, я обратила внимание на то, что использование методов педагогической арт-терапии позволит мне решить сразу несколько задач:
1. Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
2. Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
4. Формировать адекватную самооценку;
5. Воспитывать эмпатию и толерантность.
Адаптируя программу по педагогической арт-терапии "Арт-гармония" под редакцией Киселевой Т.Ю., Ганчуковой Д.Р., Проскуриной Л.Г., я разработала перспективный план, занятия которого я дополнила арт-терапевтическими элементами, т.е., упражнениями, играми, сказками, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка к окружающему миру. В перспективном плане использовала несколько направлений арт-терапии.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии-повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".
Таким образом, основываясь на научно исследовательском материале и собственном практическом опыте, мы можем констатировать следующее. Педагогическая арт-терапия - технология, позволяющая при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышение адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, проявление социальной и творческой активности).
Литература:
- Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2005г.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», СПб, «Речь», 2006г.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.
- Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. Речь, 2006г.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.: Когито - Центр, 2007.
- Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», СПб, Речь, 2007г.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
- Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», СПб, Речь, 2008г.
- Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», СПб, «Речь», 2008г.
- Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, СПб, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Здоровый организм и хорошо поставленная речь – важнейшие условия всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире...
Методическая разработка на тему «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»
Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкол...
Учебно – методическое пособие « Использование пальчиковых, подвижных и сюжетно - ролевых игр в работе с детьми раннего возраста»
Игра для ребенка – это средство самореализации и самовыражение...
Доклад для педагогов на тему: Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.
Доклад для педагоговна тему:Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.«В песочной терапии мир детствавновь распахивает перед человеком свои двери,и эти же две...
Доклад по теме: "Использование инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития в работе с детьми дошкольного возраста".
Инновационные педагогические технологии имеют актуальное содержание, выраженную этапность, включают определенные профессиональные действия (оптимальные методы и средства обучения), описывает итоговые ...
Инновационная технология арт-терапии – техника граттаж при работе с детьми дошкольного возраста
Изотерапия – коррекция изобразительным искусством, является одним из видов арт - терапии.Граттаж техника рисования очень необычная. Имеет эффект арт-терапии для тех деток, которые любят де...
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровый организм и хорошо поставленная речь – важнейшие условия всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире...