Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»
учебно-методическое пособие
Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Семинар-практикум
«Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»
Выступление на тему
«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
Подготовила:
Калямина Ирина Константиновна, воспитатель
Рубцовск, 2020
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс – кейс-метод. С его помощью воспитатели смогут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.
Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
Этот метод используется в работе со студентами и детьми школьного возраста. Однако если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то воспитатели смогут применять его в работе с дошкольниками.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с ними так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.
Методы кейс-технологии:
кейс-прогнозирование;
кейс-инцидент;
проблемно-ролевой кейс;
эвристический кейс;
неоднозначная ситуация;
кейс-дискуссия, кейс-диспут;
деловой штурм;
кейс с добавлением внешней проблемы
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.
Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Существуют различные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Самое главное, кейс-метод помогает формировать у воспитанников умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи.
Ситуация, которую предлагает воспитатель, должна не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.
Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:
- социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
- словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
- фантазийные ситуации и нелепицы;
- фото- и видеоролики;
- объекты и явления окружающей действительности.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.
Шесть признаков хорошего кейса:
1. Соответствует поставленной цели.
2. Является актуальным и интересен детям.
3. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5 Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.
1-й шаг – определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
2-й шаг – описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
3-й шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.
4-й шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которые воспитатель предлагает детям.
Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.
Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.
Какие компетенции у воспитателей формирует работа с кейс-ситуациями:
Аналитические навыки и умение прогнозировать.
Способность работать с информацией, отделять основную идею от сопутствующих обстоятельств.
Умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной деятельности.
Способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности.
Помимо соблюдения пошагового алгоритма, важно продумать сюжет кейса, его лейтмотив. Он зависит от нескольких факторов.
Ролевой фактор определяет, кто участник кейса в сюжете проблемной ситуации – действующее лицо или наблюдатель. Например, ролевой кейс предусматривает участника в качестве одного из героев, а проективный кейс предполагает активное наблюдение ситуации «со стороны».
Целевой фактор определяет характер решений. Они отражают сформированность искомых компетенций и личностных характеристик воспитателя: умение мыслить, анализировать ситуацию с разных сторон, находить причины проблем, видеть вариативность путей решения, давать непосредственную и опосредованную оценку. Подобный кейс может иметь приложения в виде статистических данных, фрагментов аналитических отчетов и мониторинговых исследований, которые касаются педагогической диагностики, удовлетворенности педагогов и родителей образовательным процессом.
Существуют кейсы-задачи, которые требуют от участника не рассуждений, а аргументированного пошагового алгоритма действий. Они предполагают либо скрупулезно описанный сюжет и обстоятельства, либо четкие исходные данные, которые связаны с конкретными действующими лицами.
Проблемный фактор определяет проблематику кейса, которая составляет его основную «завязку». Это необязательно конфликт. Кейс может содержать описание обстоятельств, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события (форс-мажор), противоположность суждений участников образовательных отношений, несоответствие поставленных педагогических или управленческих задач и имеющихся средств.
Когда воспитатель создает кейс, он должен описать свое решение предлагаемой ситуации. Это не значит, что он дает заведомо правильный ответ. Воспитатель формулирует методические рекомендации к интерпретации возможных ответов.
Таким образом, кейс-метод можно использовать, чтобы повысить методологическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, разнообразить форму проведения педагогических советов, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Игровая деятельность, как эффективный метод работы с детьми по профессиональному самоопределению»
Знакомство детей с профессиями....
Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»
Выступление на тему«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»...
Семинар-практикум для преподавателей СПО "Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры учителя"
Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.Задачи:Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, вы...
Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности» Выступление на тему «Как научить детей составлять синквейны»
Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навык...
Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности» Выступление на тему «Как научить детей составлять синквейны»
В материале раскрываются вопросы формирования у педагогов представлений о технологии «синквейн» и методах внедрения её в работу с дошкольниками....
Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности» Выступление на тему «Как научить детей составлять синквейны»
В материале раскрываются вопросы формирования у педагогов представлений о технологии «синквейн» и методах внедрения её в работу с дошкольниками....
Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»
Материал поможет педагогам дошкольных учреждений научиться решать образовательные ситуации, возникающие в процессе педагогической деятельности, с помощью кейсов....