Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»
консультация

Смолина Анастасия Владимировна

Выступление на тему

«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кейс - метод24.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Семинар-практикум

«Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»

Выступление на тему

«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

                       

Подготовила:

Смолина Анастасия

Владимировна, воспитатель

Рубцовск, 2020

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс – кейс-метод. С его помощью воспитатели смогут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

Этот метод используется в работе со студентами и детьми школьного возраста. Однако если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то воспитатели смогут применять его в работе с дошкольниками.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с ними так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.

Методы кейс-технологии:

 кейс-прогнозирование;

 кейс-инцидент;

 проблемно-ролевой кейс;

 эвристический кейс;

 неоднозначная ситуация;

 кейс-дискуссия, кейс-диспут;

 деловой штурм;

 кейс с добавлением внешней проблемы

Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.

Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Существуют различные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Самое главное, кейс-метод помогает формировать у воспитанников умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи.

Ситуация, которую предлагает воспитатель, должна не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.

Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:

  • социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
  • словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
  • фантазийные ситуации и нелепицы;
  • фото- и видеоролики;
  • объекты и явления окружающей действительности.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.

Шесть признаков хорошего кейса:

1. Соответствует поставленной цели.

2. Является актуальным и интересен детям.

3. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.

5 Провоцирует дискуссию.

6. Имеет несколько решений.

Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

1-й шаг – определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.

2-й шаг – описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.

3-й шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.

4-й шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которые воспитатель предлагает детям.

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.

Какие компетенции у воспитателей формирует работа с кейс-ситуациями:

 Аналитические навыки и умение прогнозировать.

 Способность работать с информацией, отделять основную идею от сопутствующих обстоятельств.

 Умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной деятельности.

 Способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности.

Помимо соблюдения пошагового алгоритма, важно продумать сюжет кейса, его лейтмотив. Он зависит от нескольких факторов.

Ролевой фактор определяет, кто участник кейса в сюжете проблемной ситуации – действующее лицо или наблюдатель. Например, ролевой кейс предусматривает участника в качестве одного из героев, а проективный кейс предполагает активное наблюдение ситуации «со стороны».

Целевой фактор определяет характер решений. Они отражают сформированность искомых компетенций и личностных характеристик воспитателя: умение мыслить, анализировать ситуацию с разных сторон, находить причины проблем, видеть вариативность путей решения, давать непосредственную и опосредованную оценку. Подобный кейс может иметь приложения в виде статистических данных, фрагментов аналитических отчетов и мониторинговых исследований, которые касаются педагогической диагностики, удовлетворенности педагогов и родителей образовательным процессом.

Существуют кейсы-задачи, которые требуют от участника не рассуждений, а аргументированного пошагового алгоритма действий. Они предполагают либо скрупулезно описанный сюжет и обстоятельства, либо четкие исходные данные, которые связаны с конкретными действующими лицами.

Проблемный фактор определяет проблематику кейса, которая составляет его основную «завязку». Это необязательно конфликт. Кейс может содержать описание обстоятельств, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события (форс-мажор), противоположность суждений участников образовательных отношений, несоответствие поставленных педагогических или управленческих задач и имеющихся средств.

Когда воспитатель создает кейс, он должен описать свое решение предлагаемой ситуации. Это не значит, что он дает заведомо правильный ответ. Воспитатель формулирует методические рекомендации к интерпретации возможных ответов.

Таким образом, кейс-метод можно использовать, чтобы повысить методологическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, разнообразить форму проведения педагогических советов, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для преподавателей СПО "Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры учителя"

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.Задачи:Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, вы...

Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности» Выступление на тему «Как научить детей составлять синквейны»

Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навык...

Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности» Выступление на тему «Как научить детей составлять синквейны»

В материале раскрываются вопросы формирования у педагогов представлений о технологии «синквейн» и методах внедрения её в работу с дошкольниками....

Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценит...

Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности» Выступление на тему «Как научить детей составлять синквейны»

В материале раскрываются вопросы формирования у педагогов представлений о технологии «синквейн» и методах внедрения её в работу с дошкольниками....

Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»

Материал поможет педагогам дошкольных учреждений научиться решать образовательные ситуации, возникающие в процессе педагогической деятельности, с помощью кейсов....