Проект «Верните память!», посвященный Дню окончания Второй мировой войны на Южном Сахалине и Курильских островах
проект (подготовительная группа)
Методическая разработка досуговой деятельности «Верните память!»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Муниципальный конкурс методических разработок
по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста среди дошкольных образовательных учреждений Корсаковского городского округа
Методическая разработка
досуговой деятельности
«Верните память!»
Тема: Проект, посвященный Дню окончания Второй мировой войны на Южном Сахалине и Курильских островах.
Номинация: «Досуговая деятельность».
Автор:
музыкальный руководитель
Жманкова Елена Андреевна
Корсаков
2020
Оглавление
Сценарий праздника «Верните память!» 7
Аннотация
В данной методической разработке представлен проект по формированию у дошкольников интереса к историческому наследию родного края, воспитанию любви к своей «малой» Родине, ее замечательным людям, чувства национальной гордости, национального самосознания.
Данный проект будет полезен музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений в целях воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории Родного края, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.
Введение
Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны. Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.
Патриотизм — это социальное свойство характера, определяющееся привязанностью ко всему, что связано с краем, где человек появился на свет и вырос. Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Дети с 5 до 6 лет находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу.
Известный советский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН Д.С. Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Главное задание практической реализации системы патриотического воспитания заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить любовь к своему городу, улице, на которой живёт малыш; чувство особой гордости за историю своей страны; уважение к культурному багажу предыдущих поколений; толерантность к разным чертам национального характера; самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина; уважительное отношение к представителям других народов, а также своим сверстникам, родным и окружающим людям.
Патриотическое воспитание также включает работу с родителями (например, совместная подготовка тематических утренников или проектов, выставок, поделок) и работниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).
Основная часть
Цель: Формирование у детей патриотического сознания;
воспитание подрастающего поколения в духе верности Отечеству.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников уважения к памяти людей, отдавших свою жизнь за наше светлое будущее .
2. Воспитание чувства гордости за свой народ и страну.
3. Закрепление знаний детей об исторических событиях.
Участники проекта:
Музыкальный руководитель,
Воспитатели старших групп,
Родители,
Дети –двух старших групп: 5-6 лет.
Направление: культурно-историческое.
Сроки реализации проекта – две недели.
Тип проекта:
по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети двух старших групп);
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
по продолжительности – средней продолжительности.
Интеграция с другими образовательными областями:
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Предварительная работа:
Экскурсии на площадь Ленина к обелиску морякам-тихоокеанцам, погибшим при освобождении города Корсакова.
Посещение с родителями «Площади Славы» в Южно-Сахалинске.
Комплексные и тематические занятия «Расскажите нам о войне!»
Беседы, рассказы о героях и защитниках Сахалинских и Курильских островов.
Просмотр репродукций и картин, фотографий, хроники военных лет.
Оформление фотостенда «Наше детство – без войны!».
Оформление выставки рисунков детей.
Прослушивание, разучивание песен и стихов о военном времени.
Материалы и оборудование:
Музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер, экран, фотоаппарат.
Оформление центральной стены: в центре композиции обелиск героям- освободителям, изображения Российского флага, Георгиевская лента, красная звезда, салюты, вазоны с цветами.
Действующие лица и исполнители: ведущий, Моряк, дети.
Детские костюмы: пилотки, фуражки, каски, бескозырки, элементы матроской формы, элементы костюма военной медсестры.
Атрибуты: детская военная палатка, автоматы, котелки, морской канат, разноцветные флажки, шипованные резиновые мячи («мины»), живые и искусственные цветы, бинокль, якорь.
Используемый материал и музыкальный репертуар:
Сценарий праздника «Верните память!»
Песенный репертуар:
«Марш Победы»;
Песня «Верните память», музыка и слова М. Захаровой в исполнении Наргиз;
Демонстрация презентации «Победа на островах» о Героях Сахалинской области и краткий рассказ о них;
Песня «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова В. Шестаковой;
Танцевальная композиция «Снегири» на песню Ю.Антонова;
Танец «Яблочко», музыка Р.Глиэра;
Игра-аттракцион «Перетяни канат»;
Игра - аттракцион «Рота, подъем!»;
Песня «Наша Родина сильна» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной;
Игра «Проверено - мин нет!»;
Демонстрация слайдов военной техники, времен ВОВ.
Песня «Славный День Победы» музыка и слова М.Басовой;
Песня «День Победы» музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова.
Сценарий праздника «Верните память!»
Ход мероприятия.
Дети заходят в зал с цветами и флажками под «Марш Победы». (Торжественное построение).
Дети:
Сегодня День Победы!
Ликует, празднует народ.
И ветераны на параде
Встречаются из года в год.
Они идут под марш Победы
И со слезами на глазах
Вспоминают свою юность,
И павших в яростных боях.
Мы, ребята, не знаем войны,
Но подвиг святой мы не забудем
И, чтобы люди помнили о нем,
Передавать из поколения в поколение будем!
Каждый год в честь праздника Победы
Мы приходим к вечному огню
Почтить память тех, кто смертью храбрых
Пал в последнем огненном бою.
Мы приносим красные гвоздики
С нежной благодарностью от нас
И хотим им низко поклониться
В этот радостный и грустный час.
Ведущий: Давайте возложим цветы к нашему обелиску в память о погибших воинах - освободителей и мирных жителей.
Звучит песня «Верните память!»,
музыка и слова М. Захаровой в исполнении Наргиз.
Ведущий: Ребята, сегодня мы отмечаем День освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.
9 мая 1945 года отпраздновали Победу в ВОВ, отгремели праздничные салюты, но на Дальнем востоке только предстояла война с Японией, с мая мчались эшелоны с войсками и боевой техникой на Сахалин и Курильские острова. Победа досталась нам дорогой ценой, погибли более 2 тысяч человек. Много героев отдали свои жизни во имя победы над врагом, среди них:
Демонстрация презентации «Победа на островах»
о Героях Сахалинской области и краткий рассказ о них;
Многие улицы, города нашего острова названы в честь героев –освободителей - это Антон Буюклы, Леонид Смирных, Александр Матросов, Петр Ильичев, Степан Савушкин и др.
Ведущий: Герои наши! Мы вас вечно помнить будем!
Потомки ваши - дети, правнуки и внуки
Вам кланяются низко до земли!
Давайте поклонимся и почтим минутой молчания всех погибших в этой страшной войне.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
вместе: НИКТО НЕ ЗАБЫТ
И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
Дети: Благодарим солдаты вас
За жизнь, за детство, за весну,
За пение птиц и тишину,
За мир, в котором мы живем!
Песня «Моя Россия»,
музыка Г. Струве, слова В. Шестаковой;
Дети:
1.Гордые обелиски.
Горестные холмы.
Сколько родных и близких
Не досчитались мы.
2.Мы становимся старше,
Молоды также Вы.
«Вечная память павшим»....
Вечная боль - живым!
3.Спите, герои наши!
Помнит о Вас народ.
Вечная память павшим....
Ради тех, кто живет. (Ю. Николаев).
Ведущий: Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Танцевальная композиция «Снегири» на песню Ю. Антонова
Ведущий: Смотрите, в бескозырке белой
К нам направляется моряк!
Идет он важно, гордо, смело,
Вот в наш бы сад таких ребят!
Звучит марш, входит моряк,
Исполняет песню «Бескозырка».
Моряк:
- Здравствуйте, ребята!
Я сегодня в увольнении
И хочу потанцевать.
Разрешите мне, ребята,
С вами «Яблочко» сплясать!
Ведущий:
Эй, ребята-моряки,
Выходи на палубу!
Капитан (ребенок):
Вот корабль плывет по морю,
Обгоняя все кругом.
И морские волны бьются,
Ты прощай, родимый дом!
Дети-моряки:
Якоря на ленточках
Вьются за спиной,
Мы вернемся вечером,
Ждите нас домой!
Капитан: Поднять флаг!
Дети-моряки: - Есть поднять флаг!
Капитан: Поднять якорь!
Дети-моряки: -Есть поднять якорь!
Капитан: Дать сигнал!
Дети-моряки: -Есть дать сигнал!
Капитан: Полный вперед!
Дети-моряки: -Есть полный вперед!
Капитан: На пляску становись!
Танец «Яблочко», музыка Р.Глиэра.
Моряк:
Стать настоящим моряком
Вам хочется, ребята?
Ну, тогда команда «встать!»
И вперед, к канату!
Игра-аттракцион «Перетяни канат».
Моряк:
Сон солдата крепок,
Снится мирный дом.
Только вдруг команда:
«Рота, всем подъём!»
Нужно быстро -быстро встать,
Штаны, фуражку надевать,
Взять автомат и честь отдать!
Игра - аттракцион «Рота, подъем!»
(в центр зала ставится детская военная палатка).
Ведущий:
Грозно танки в бой идут
солдаты нас не подведут.
С боем города берут
песню весело поют.
Песня «Наша Родина сильна»,
музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Моряк:
Наши смелые саперы
Разминируют все поле,
Кто у нас тут самый смелый?-
Принимаемся за дело!
Игра «Проверено - мин нет!»
Ведущий: Отгремела война. На землю пришел мир. И каждый год 2 сентября проходят на параде военная техника, танки, пушки, российские войска и ветераны.
Демонстрация слайдов военной техники, времен ВОВ.
Дети:
Спасибо героям! Спасибо солдатам!
Что мир отстояли тогда, в сорок пятом.
Вы кровью и потом добыли победу.
Вы молоды были, сейчас - уже деды.
Мы эту победу во век не забудем!
Пусть мирное солнце сияет всем людям!
Ведущий:
Пусть будет мир на нашей планете
И смеётся всегда детвора.
Так давайте же дружно и громко
В честь Победы все крикнем «УРА»! «УРА»! «УРА»!
Песня «Славный День Победы»,
музыка и слова М. Басовой.
Ведущий:
Трубы громкие поют
воинам-победителям ...все: Салют! Салют! Салют!
В море корабли плывут
морякам-тихоокеанцам ...все: Салют! Салют! Салют!
На земле и мир и труд-
Всем мирным жителям... все: Салют! Салют! Салют!
Моряк:
Внимание! Внимание!!!!
Приглашаю всех ребят
на военный наш парад!!!
Под песню «День Победы»,
(музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова),
дети строем шагают по залу, моряк возглавляет торжественное шествие. (Аплодисменты)
Заключение
Патриотизм — это то чувство, воспитанием которого нужно заниматься с самого детства.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с историей родного края. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных песен, танцев, игр, инсценировок (на развитие двигательных и музыкальных способностей), дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать, импровизировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература:
1.Абсалямова А. Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа: БГПУ, 2006
2.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада.-М.:Просвещение.1987
3.Гасанова Р. Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4.Горячев А. В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5.Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 3.
6.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 1.
7.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева — М.,2005.
8.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
9.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010
11.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
12.Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. — М.:АРКТИ. 2006
Приложение
Песня «Славный День Победы»
Слова и музыка М. Басовой
- Этот праздник светлый в мае
Отмечает вся страна.
Каждый помнит, каждый знает,
Как закончилась война.
Припев:
В этот славный День Победы
Мы «спасибо» скажем дедам.
Будем Родину любить,
Той войны нам не забыть!
- Все друг друга поздравляют,
Слышны песни там и тут.
В синем небе звезды тают-
Это праздничный салют!
- Будем помнить эту дату,
Пронесем через года.
Подвиг русского солдата
Не забудем никогда!
Песня «Моя Россия»
музыка Г. Струве, слова В. Шестаковой;
- У моей России белые косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень!
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются нал Россией,
В небе радуга цветная-
Нет земли красивей!
- Для меня Россия - белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня, Россия, всех всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа!
- Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"
Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...
Долгосрочный проект, посвященный 77-летию Победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. «77 лет Великой Победе».
Проект, посвященный 77-летию Победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. «77 лет Великой Победе».Тип проекта: поисковый, информационно-творческий. Продолжительность: ноябрь...
Проект, посвященный 77-летию Победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. «77 лет Великой Победе».
Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника; значимость многих слов, понятий, связанных с ВОВ; сложно предста...
День окончания Второй мировой войны. День солидарности в борьбе с терроризмом
День окончания Второй мировой войны. День солидарности в борьбе с терроризмом...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областного конкурса «Разработка конспекта "
Конспект интегрированнойнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста"Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областн...
Презентация "День окончания Второй мировой войны"
Презентация для детей подготовительной группы...
Беседа на тему"Окончание второй мировой войны."
Цель: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств кадет через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. ...