«Театрально – игровая деятельность в формировании произвольности в общении у дошкольников»
методическая разработка

Оленникова Юлия Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района, СПб

Методическая разработка на тему:

«Театрально – игровая деятельность в формировании произвольности в общении у дошкольников»

Подготовила воспитатель 

Оленникова Юлия Владимировна 

Санкт – Петербург

2022г.

“Театр – это волшебный мир.                                                                                              Он дает уроки красоты, морали                                                                                                  и нравственности.                                                                                                                                            А чем они богаче, тем успешнее                                                                                                    идет развитие духовного мира детей…”                                                                                (Б. М. Теплов)

           Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.

           Театральная деятельность — одна из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрально - игровую деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрально - игровой деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театрально – игровая деятельность выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театрально – игровая деятельность является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества

Занятия по театрально - игровой деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр.

Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Актуальность темы «Использование театрально – игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников» определяется следующими показателями:  знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной игре,  дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Формирование театрально – игровой деятельности в произвольности у дошкольников четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу. Ориентация на выполнение заданных требований. Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего. Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Театрально – игровой деятельности в формирование произвольности в общении у дошкольников также позволяет формировать опыт социальных навыков и культуры поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрально – игровая деятельность приобщает детей к литературному, драматическому, театральному искусству. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. У детей формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив. Позже это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества.

Поэтому, работая над этой темой, я поставила перед собой такие задачи:

- Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива

- Развивать творческую самостоятельность в передаче образа; выразительность речевых и пантомимических действий (поза, жесты, мимика, голос, движения).

- Закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей.

- Развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников.

- Поддержание желания детей активно участвовать в праздниках развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и самостоятельной деятельности.

-Формирование произвольности в общении со взрослыми и сверстниками через театрализованную деятельность.

Я использовала следующие формы работы:  

- Совместная деятельность воспитателя с детьми.

- Создание предметно-развивающей среды.

- Совместная работа с родителями.

Но предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. Поэтому создавая предметно-развивающую среду, я старалась:

- обеспечить комфортность и безопасность каждого ребёнка.

- создавать домашнюю обстановку которая будет нацеливать ребёнка на активность, особенно речевую, на желание общаться.

- обеспечить разнообразие театрализованного материала, создала различные виды театра (теневого, ложечного, перчаточного, баночного, оригами и др.), изготовила различные ширмы.

Развитие театрально – игровой деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Привлекая внимание родителей к театрализованным играм, подчёркивая успехи их ребёнка, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению давней семейной традиции устройства домашнего театра.

Что такое произвольность в общении.

Прежде чем рассмотрим, как осуществляется формирование произвольности у детей, обратимся к понятию произвольности. Под произвольностью в психологии рассматривают конкретную мотивационную функцию. Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников.

Конец дошкольного детства - это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно. Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила.

Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это  произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т.д. Коротко рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте.

Произвольность включает следующие умения:

  • Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.     Ориентация на выполнение заданных требований.
  • Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего.
  • Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Особую актуальность, театрально – игровой деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрально – игровой деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

Таким образом, театрально – игровая деятельность одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски звуки. Театрализованные игры влияют на личность ребёнка.

Успешности использования театрализованных игр способствует организация предметно-развивающей среды, а именно театральный уголок. Создавая театральный уголок, я попыталась представить в нем все виды кукольных театров.

Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок («Заюшкина избушка», «Кот в сапогах», «Теремок», «Кот, лиса, дрозд»)

Стендовые кукольные театры используются так же при пересказе сказок и рассказов. Фигурки героев в данном виде иллюстрируют содержание произведения.  У нас в театральном уголке сделаны театры на фланелеграфе («Курочка Ряба», «Кот, петух, лиса», «Колобок»), театр «Живые картинки» («Маша и медведь»), театр теней («Заюшкина избушка», «Зимние забавы», «Лиса и кувшин»).   Вначале дети прослушивают сказку, отвечают на вопросы по содержанию, пересказывают. Я  предлагаем ребятам  рассказать ее с помощью настольного или стендового театра.  

Театр с куклами на ширме представлен куклами би-ба-бо, пальчиковым театром, куклой на тростях. Игры с куклами на ширме выполняют развлекательную, дидактическую, коммуникативную, диагностико – коррекционную, психотерапевтическую, эстетическую функцию. Эти игры развивают моторику рук, развивают речь, внимание, память, мышление, фантазию.  Куклы би-ба-бо небольшие по размеру, но очень подвижны и выразительные. Работая с ними, Я предлагаю ребятам происценировать сказки. Для этого мы берем небольшие сказки. Сначала предлагаем прослушать сказку, ответить на вопросы по содержанию, пересказать ее всю, потом по ролям. И в конце с помощью кукол показываем ее.

С помощью кукол би-ба-бо предлагаем поиграть в игру «Придумай диалог»: два ребенка выбирают для себя кукол, придумывают для них диалог; «Моя сказка»: ребенок берет куклу и от лица героя рассказывает сказку. В процессе игр дети получали большой положительный эмоциональный заряд.

          Одним из доступных и простых видов театрализованных игр являются игры с пальчиковыми куклами. Они являются самыми маленькими актерами кукольного театра. Из пальчиковых кукол у нас в уголке представлены куклы-перстни (на детское колечко наклеивается картинка или к картинке приклеивается резинка: Пингвин, Хрюша, Степашка), куклы-наперстки (театр «Рукавичка»). Пальчиковые куклы надеваются на тыльную сторону ладони. С помощью пальчиковых кукол я не только инсценируем сказки, но и делаем пальчиковую гимнастику.

Например: Предлагаем одеть на большой палец куклу-мышь, а на остальные – любых персонажей по выбору. Игра «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде-                                      большой пальчик покачивается

Дома и на улице

Даже «Здравствуй!» говорю

Я красивой лисоньке                                      кончиком большого пальца

Повстречал волчонок мышь:                         поочередно касается концов

«Здравствуй, братец! как живешь?»             указательного, среднего,

Вот медведь мышонка встретил:                   безымянного и мизинца

«Здравствуй, милый друг!»

И в конце пути мышонка

Встретил лягушонок

«Здравствуй, мышка! Будь здоров!»

Я здороваюсь везде                                      большой пальчик покачивается

Дома и на улице.

А как известно, упражнения с пальцами активизируют работу мозга, способствуют развитию речи, помогая подготовить руку к письму.

 Еще в театральном уголке имеется кукла на тростях. Она представлена в виде Лисички и сделана из обычной мягкой игрушки. К игрушке мы прикрепили трости: к туловищу, к верхним лапам. Трудность

в работе с такой куклой – кукла занимает обе руки. Эту куклу мы используем в играх:

«Моя сказка»: дети от имени овечки рассказывают историю, которая произошла с ней.

 «Да или нет»: лисичка задает вопрос, дети если согласны поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны опускают руки и кричат «нет». Можно использовать вопросы типа:

Если в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка? и т.п.

«Знакомство»: лисичка хочет познакомиться с детьми и предлагает встать, назвать свое имя и рассказать что-то о себе. Эту игру мы стараемся проводить в начале года. Когда еще не все дети знакомы друг с другом. Благодаря этой игре, они знакомятся и узнают друг о друге новое.

В театральном уголке представлены дидактические игры:

«Сказки-загадки», «Из какой я сказки» С помощью этих игр дети закрепляют знания сказок. «Куб эмоций» используется для отработки мимики, жестов; при работе с текстом отрабатывается выразительность речи.

   Дети с огромным удовольствием занимаются театрально-игровой деятельностью, и я  стараемся поддерживать их стремления. Ведь театрально-игровая деятельность полно охватывает личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими ...

Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей культуры поведения

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности  в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей кул...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности    в формировании у детей старшего дошкольного возраста   общей культуры поведения...

«Театрально-игровая деятельность – средство воспитания гармоничной, творческой личности ребенка-дошкольника ».

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельност...

Методическая разработка " Театрально -игровая деятельность в формировании произвольности в общении у дошкольников"

Использование театрально – игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников» определяется следующими показателями: знакомясь с различными видами театра, а так же...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию произвольности в общении у старших дошкольников с окружающими людьми в сюжетно – ролевой игре.

Методические рекомендации для педагоговпо формированию произвольности в общении у старших дошкольников с окружающими людьми в сюжетно – ролевой игре....