Статья «Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта»
методическая разработка (подготовительная группа)
В последнее время актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов. Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в ДОУ, она внедряется в практику многих педагогов детских садов. Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gruppovaya_rabota_doshkolnikov_v_hode_vypolneniya_proekta.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта:
особенности организации деятельности детей подготовительной группы»
Разработала
Специалист
1 квалификационной категории
Крюченко Галина Александровна
Санкт-Петербург
Сентябрь 2022г.
В последнее время актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в ДОУ, она внедряется в практику многих педагогов детских садов.
Проект – это “пять П” - Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и схемы и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Хотелось бы добавить еще одно “П”, еще один этап – Подготовительный. Конечно, существует предпроектный подготовительный этап. Здесь речь идет о том, что, приступая к работе над проектом, необходимо оповестить об этом администрацию детского сада, т.к. проектная деятельность требует отклонения от заранее составленного плана педагогического процесса, отодвигает временные рамки и т.д. Еще один важный момент подготовительного этапа – это организация соответствующей предметно– развивающей среды, так как для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной поисковой деятельности в группе должно быть создано богатое ресурсное обеспечение (книги, иллюстрации, видеоматериалы и т.д.). Но речь идет о другом подготовительном этапе. Одним из самых сложных этапов проектной деятельности с детьми в методическом отношении является момент включения детей в собственную исследовательскую деятельность. С чего и как начать работу с детьми в направлении проектного обучения?
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци.
В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.
Задачи групповой проектной деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения.
Дети бывают разные: кто-то проявляет лидерские качества, другие более замкнуты. У детей не сформированы коммуникативные умения, дети не умеют войти в игру, обратиться к сверстнику, взрослому. Проявляют неуверенность, робость, что мешает проявить свою активность. Не умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Проявляют нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.
При организации группового взаимодействия детей в ходе выполнения проекта важно соблюдать следующие условия:
1. Учитывать интересы и возможности детей.
2. Учитывать особенности состава группы.
3. Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.
4. Распределять роли между участниками группы.
5. Организовывать коммуникацию.
6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия деятельности.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога.
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
1-й шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели (1 П – Проблема).
2-й шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. (2П- Проектирование).
На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.
3-й шаг - поиск информации (3П). Этот этап работы называется этапом реализации проекта (практическая часть). Педагог ищет информацию, изготавливает пособия, подбирает литературу, работает по созданию развивающей среды группы, совместно с родителями, обязательно, с детьми – проведение занятий, бесед, чтение х/л, рассматривание альбомов и т.д.
4-й шаг – Продукт (4П). Продуктом труда является запланированный результат. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Например: книга, альбом, фотовыставка, выставка детского творчества и пр.
5-й шаг (5П) - Презентация. Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему – это и есть презентация.
Например, по проекту «Моя семья», это может быть совместный досуг «Папа, мама, я – дружная семья».
И наконец, 6 П проекта - Портфолио. Портфолио или папка, в которой собраны материалы, в том числе планы, рисунки, таблицы, накопленные в процессе работы над проектом.
Обучение детей проектным умениям и навыкам проводится в несколько этапов.
На 1 этапе воспитатель дает детям первичную информацию, а основная задача детей – ее воспринять, осмыслить, запомнить.
2 этап – репродуктивный, т.е. строится диалог. По вопросам и заданиям воспитателя дети воспроизводят элементы изученного материала.
3 этап – проблемное изложение. Воспитатель ставит проблему и сама же ее решает, показывая путь решения в доступных детям противоречиях. Т.е., вскрывая основной ход мыслей при движении к решению, показывает детям вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ребенок на этом этапе мысленно следит за логикой движения.
4 этап – практический. Воспитатель дает детям частично– поисковые задания с целью обеспечения поэтапного усвоения опыта проектной деятельности (умения видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезу и др.).
После прохождения всех этих этапов с детьми можно переходить к проектной деятельности. Ребенок постепенно превращается из слушателя в собеседника, а затем в исследователя, в результате чего на доступном ему уровне включается в творческо– исследовательскую деятельность.
Постепенно, работая по такой системе, можно добиваться каких– либо результатов по проектной деятельности.
Результаты обучения на проектной основе. Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты учат верить в свои силы.
Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.
Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.
Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию.
Воспитатель становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Продуктивной деятельностью при окончании проекта может быть выпуск стенгазеты, оформление плаката, альбома, выставки поделок, детских работ, мини-музея и т.д.
Работу над проектами педагогам надо строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач.
Вывод. Особенностью проектно-исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.
Опыт работы показывает, что организация с детьми мини-проектов или продолжительных проектов крайне интересна современному ребенку и раскрывает его потенциальные разносторонние возможности на достаточно высоком уровне.
Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Таким образом, современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольников имеют несколько общих признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребенок чувствует себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки и поведение.
В заключение статьи хочется подчеркнуть, что детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...
Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"
Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...
Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...
Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)
Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду ( из опыта работы воспитателя старшей группы)
Стремление к разностороннему общению,развитие логического и понятийного мышления....
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...