Программа кружка дополнительного образования по ниткографии "Волшебная ниточка"
рабочая программа

Смирнова Наталья Сергеевна

Программа дополнительного образования по ниткографии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnaya_nitochka.docx119.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждени №199

(Детский сад  комбинированного вида)

Программа кружка «ниткографии»

 «ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА»

https://i.pinimg.com/originals/df/e4/2b/dfe42b1330693835a553d90ebe6f9800.jpg

г. Кемерово

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Целевой раздел__________________________________________

   1.1  Пояснительная записка_________________________________________

   1.2  Цели и задачи __________________________________________________

   1.3 Технологии ____________________________________________________

   1.4  Методические приемы __________________________________________

   1.5  Дидактический материал _______________________________________

   1.6  Техническое оснащение _________________________________________

2.  Содержательный раздел _________________________________

   2.1  Перспективно тематический план кружка ___________________________

3. Организационный раздел ________________________________

   3.1  Этапы работы __________________________________________________

   3.2 Ожидаемые реультаты ___________________________________________

   3.3 Режим организации кружковой деятельности ________________________

   3.4 Диагностическая карта развития детей (начало, конец года)___________

   3.5  Список литературы ____________________________________________

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Заведующий МБДОУ № 199

_________________________ Доскаль Е.А.

«_________»      2019-2020 г  

ПРОГРАММА кружка «ниткографии»

 «ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА»

                                                                 Воспитатель:

                                                                    Смирнова Н.С

г. Кемерово 2019 - 2020г

1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

 Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».

 Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.

 Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.

Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии», нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

 В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ в технике «ниткография» для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

В работе используются бархатная бумага, пряжа разных цветов, картон, ватные палочки, клей).

 Цель и задачи программы.

 Цель. Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития. 

Задачи.

 Поставленная цель реализуется через задачи:

воспитательные:

* воспитывать у детей устойчивый интерес к рисованию нитью;

* развивать эстетическое восприятие детей, образное мышление и фантазию;

* воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое до конца;

* приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

* сформировать умение работать в коллективе.

развивающие:

* развивать координацию движения рук, тонкую моторику, активность мышления, художественный вкус, тактильное восприятие;

* развивать самостоятельность, аккуратность;

* сформировать потребность в саморазвитии.

обучающие:

* овладение различным способам ниткографии.

Технологии

Дети знакомятся и обучаются следующим технологиям:

* выбор цвета нити для своей работы;

* плотное, ровное, без пробелов прилегание нити;

* изготовление плоских фигур;

* умение пользоваться стекой в процессе работы.

Методические приёмы:

* показ технологических приёмов;

* рассматривание образцов, иллюстраций, картин.

Игровые приёмы:

* приход героев из сказки, мультфильмов.

Дидактический материал

* аудиозапись;

* использование образцов (работы по ниткографии);

* использование наглядности (фотографии, картины).

Техническое оснащение:

* дополнительный материал для создания выразительности образа (бусины, пайетки, кусочки меха).

Коррекционно-воспитательные задачи, решаемые в ходе кружковой работы

 

Коррекционно-воспитательные задачи

Использование приёмов ниткографии

Использование приёмов ниткографии

Схема коррекционного воздействия через продуктивную деятельность

 

 

Схема коррекционного воздействия через продуктивную деятельность

2. Содержательный раздел.

Перспективно-тематический план кружка «Волшебная ниточка»

Тема

Предварительная работа

Цель

1

Знакомство с нитями

«Гусеница»

Рассматривание нитей разного цвета и толщины

Увлечь детей ниткографией и её возможностями.

Научить рисовать отдельные детали (жгуты, завитки, палочки) Воспитывать усидчивость, внимание, развивать мелкую моторику рук.

2

«Осеннее дерево»

Рассматривание картин с разными видами осенних деревьев, определить

(форму, цвет кроны, толщину и длину ствола)

 

Научить передавать выразительность образа. Развивать мелкую моторику рук.

3

«Фруктовый натюрморт»

Рассматривание муляжей фруктов, чтение загадок, стихов о фруктах

Закреплять умение рисовать нитью по спирали, передавать выразительность образа

4

«Гриб Боровик»

Рассматривание картинок, фотографий с грибами – боровиками;

чтение стихов, чтение сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»

 

Научить детей нарезать нити нужной длины, добиваться выразительности работы

5

«Цыпленок».

Беседа, загадки о домашних птицах.

Закреплять умение выкладывать нить по контуру. Продолжать воспитывать аккуратность при наклеивании деталей. Учить выкладывать нить по спирали.

6

«Новогодняя ёлочка»

Беседа о новогоднем празднике, чтение стихов ёлочке, пение песен.

Продолжать учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу хорошо промазывая клеем

7

« Снегирь»

Беседа о птицах, рассматривание картин «Зимующие птицы» чтение стихотворения Е. Груданов «Снегири»

Продолжать учить выкладывать нить по контуру, учить работать с шаблоном, отмерять нить нужной длины. Закреплять знание детей о зимующих птицах.

8

«Белка»

Беседа, загадки о животных. Дидактическая игра «Собери картинку» Физминутка «Ежик». Пальчиковая гимнастика «Лесные животные».

Продолжать обучать детей раскрашивать мелко нарезанными нитями. Закрепить знание о диких животных. Развивать наблюдательность умение располагать изображение на листе, изображать диких животных, передавая особенности их внешнего вида. Совершенствовать навыки работы с нитками, ножницами, клеем, трафаретом

9

«Снеговик»

Заучивание стихотворения «Снеговик», игра «Собери снеговика»

Продолжать формировать умения работы с мелко нарезанными нитями; равномерно распределять их, не заходя за контур

10

«Собачка»

 

Рассматривание игрушки собачки Чтение стихотворения С.Михалкова «Трезор»

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

11

«Портрет мамы»

 

Рассказы детей о маме.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Учить располагать готовую работу.

12

«Чашка»

 

Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Загадки о посуде

Продолжать учить воплощать задуманный образ, создавая поделку из ниток. Развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение.

13

«Машины на нашей улице»

Беседа о видах транспорта. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Физминутка «Шофёр»

Закрепить умение детей выкладывать нить по контуру, по спирали и заполнять пространство нитью. Закреплять умение выкладывать геометрические фигуры. Продолжать воспитывать аккуратность в работе.

14

«Солнышко»

 

 

Продолжать учить детей наклеивать нить по контуру. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.

15

«Бабочка на поляне»

Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Загадки о насекомых. Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Закрепить умение выкладывать нить по контуру, по спирали и заполнять пространство нитью. Учить детей работать сообща.

 

15

«Рыбка»

 

Рассматривание разных рыбок

Продолжать учить детей работать с нитью и клеем. Познакомить с трикотажем, учить распускать лоскутки трикотажа; волнистые нити послужат для оформления хвоста и плавников. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение.

16

«Ромашка»

Рассматривание иллюстраций на тему «Цветы»; дидактическая игра «Садовник»

Воспитывать любовь к красоте родной природы. Вызвать интерес к созданию образа ромашки разными способами ниткографии; развивать творческое воображение, фантазию.

 

3.Организационный раздел

    Программа кружка «Волшебная ниточка» рассчитана для детей дошкольного возраста (5-7 лет). Срок реализации один год обучения. Игры-занятия кружка проходят два раза в неделю  во второй половине дня в течение 25-30 минут.

    Работа по формированию навыков по «ниткографии» проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этапы работы

 1. Подготовительный

 - Освоить прием выполнения рисунка нитками на бархатной бумаге - Освоить прием выкладывания нитки по горизонтали. - Освоить прием выкладывания нитки по вертикали. - Освоить прием выкладывания нитки по кругу. - Освоить прием выкладывать нитки по спирали. - Научиться работать на ограниченном пространстве.

2. Основной - Научиться выбирать нитки нужного цвета. - Научиться отрезать нить нужного размера. - Научиться аккуратно, выполнять свои работы. - Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий. - Научиться действовать по словесному указанию, образцу воспитателя. - Научиться доводить дело до конца.

3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи. - Самостоятельно выбирать рисунок для работы. - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Ожидаемые результаты:

Приобретение навыка изготовления поделок из ниток. Использование поделок-сувениров в качестве подарков и другое практическое применение своих умений и навыков.

Занимаясь с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд) дошкольники должны:

Иметь:

- развитую мелкую моторику пальцев рук;

- сенсорное восприятие;

- логическое мышление;

- воображение.

Уметь:

- работать с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд)

Обладать:

- волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца);

- эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру;

- эстетическому вкусу.

Режим реализации кружковой деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в месяц

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

72

8

25-30 мин

подгрупповая

Диагностическая карта результатов развития детей (начало, конец года)

    Ф.И.ребенка

Проявляет интерес к работе

Умеет выкладывать нить горизонтально

Умеет выкладывать нить  вертикально

Умеет выкладывать нить по кругу

Умеет выкладывать нить по спирали

Умеет выкладывать  сухой рисунок  на бархатной бум.

ИТОГ

Н.г

К.г

Нг – начало года; Кг – конец года;

 Синий - ребенок справляется самостоятельно;

Зеленый - ребенок нуждается в стимулировании;

 Красный - ребенок не справляется в самостоятельном выполнении и не принимает помощь.

Программное обеспечение.

 1. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Ярославль, Академия развития, 2000.

2. Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.

3. А.Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия развития, 2001. 4. А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.

5. О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) » Издательство: Паритет, 2008 г.

6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство Фольк унд Биссен, Берлин, 1990

 7. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2Диагностическая карта результатов развития детей (начало, конец года)

8. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., Просвещение, 2003.

9.  Петрова И. М. Техника изонити для дошкольников. – СПб. ООО «Издательство «Детство - пресс», 2009.

10.  Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: Методическое пособие. – СПб, «Детство - пресс», 2004.

11.  Детские журналы «Мастерилка», «Непоседа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Иголочка и Ниточка" на 2016-2018 год

Программа работы кружка "Иголочка и Ниточка" на 2016-2018 год...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная ниточка"

Данная программа предназначена для детей 4-6 лет....

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...