ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект (младшая группа)
Наиболее благоприятным периодом в формировании у детей сенсорной культуры является дошкольный возраст. Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношения выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов.
Сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми. Одной из универсальных технологий являются палочки Кюизенера, её использование в играх - занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Палочки Х. Кюизенера, как и другие дидактические средства сенсорного развития детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно - познавательной деятельности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matveevoy_i_v_.doc | 688.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89 «Ладушки»
управления образования администрации города Чебоксары
Чувашской Республики
«ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Разработал: воспитатель
Матвеева
Ирина
Вячеславовна
г. Чебоксары, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА………………………………. 3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….. 4
1.Анализ условий
1.1.Анализ внешней ситуации……………….. 6
1.2.Анализ внутренней ситуации…………….. 7
2.Цель и задачи проекта………………………………8
3.Ожидаемые результаты……………………………..9
4.Этапы проекта………………………………………10
5.План реализации проекта…………………………..11
6.Оценка результатов проекта……………………….13
7.Отчёт о реализации проекта……………………….16
ЛИТЕРАТУРА………………………………………...20
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта Матвеева Ирина Вячеславовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №89
«Ладушки» города Чебоксары Чувашской Республики
Наименование проекта Палочки Кюизенера в развитии
сенсорного восприятия детей
младшего дошкольного возраста
Вид проекта по составу участников – групповой;
по целевой установке – познавательный;
по срокам реализации - долгосрочный
Участники проекта - воспитанники младшего
дошкольного возраста,
- педагоги
Сроки проекта сентябрь 2020 - май 2021г.
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Наиболее благоприятным периодом в формировании у детей сенсорной культуры является дошкольный возраст. Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношения выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов.
Сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми. Одной из универсальных технологий являются палочки Кюизенера, её использование в играх - занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Палочки Х. Кюизенера, как и другие дидактические средства сенсорного развития детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно - познавательной деятельности ребёнка. Кроме того, эти палочки помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Наше дошкольное учреждение при организации педагогического процесса опирается на программу развития ребенка - дошкольника «Истоки», в которой обозначены основные задачи ознакомления детей с сенсорными эталонами. Однако результаты диагностирования уровня нервно-психического развития детей свидетельствуют о преобладании низкого уровня сенсорного развития. Отсюда вытекает проблема – сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через обучающие игры - занятия с использованием палочек Кюизенера.
Предлагаемый проект поможет снять обозначенное противоречие и модернизировать систему работы по формированию у дошкольников сенсорной культуры.
1.АНАЛИЗ УСЛОВИЙ
1.1.АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ
Огромный воспитательный потенциал сенсорной культуры подчёркивается в трудах видных представителей дошкольной педагогики (Я.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Л.А.Венгер, А.П.Усова и др.). Он востребован и авторами многих современных образовательных программ для ДОУ «Истоки», «Детство», «Программа воспитания ребёнка дошкольника». В каждой из них отмечается важность использования сенсорных эталонов как средства воспитания, в том числе сенсорной культуры. Анализ имеющихся методических рекомендаций и практики работы дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что существует множество средств по обучению детей сенсорной культуре и овладению сенсорными эталонами. В условиях нашего ДОУ таким материалом служат палочки Кюизенера, разработанные бельгийским математиком Х.Кюизенером. Основные особенности этих палочек является: абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Универсальность данных палочек Кюизенера в том, что их возможно применять в сочетании с другими пособиями, дидактическим материалом, а также и самостоятельно. Палочки являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребёнка.
1.2.АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СИТУАЦИИ
Реализация проекта происходила на базе МБДОУ «Детский сад №89 «Ладушки» города Чебоксары в I младшей группе.
Воспитатель Матвеева Ирина Вячеславовна, образование высшее, стаж педагогической работы 20 лет.
В группе созданы все необходимые условия для успешной работы для сенсорного развития детей. Имеется уголок сенсорного развития, в котором представлены разнообразные материалы для овладения сенсорными эталонами: наборы палочек Кюизенера (на подгруппу детей), вкладыши разных размеров и цветов, блоки Дьеныша, дидактические игры «Грибочки на полянке», «Мозаика», «Удивляй-ка», «Сборные бусинки», «Шнуровка», логический куб и т.д.
ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Программы
КОМПЛЕКСНАЯ | ТЕХНОЛОГИЯ |
Программа «Истоки» (базис развития ребёнка-дошкольника)/Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.; науч.ред. Л.А.Парамонова и др.- Москва, 2003. | Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1/Автор-сост. Е.Н.Панова.- Воронеж, 2007. |
Таким образом, имеются все необходимые условия для успешного осуществления работы по развитию сенсорной культуры.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание системы работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Формировать у детей представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов
- Развивать практическое экспериментирование с палочками Кюизенера
- Развивать наглядно-действенное мышление, способность действовать по образцу и самостоятельно
- Способствовать овладению и самостоятельному применению сенсорных эталонов в процессе познавательной деятельности
3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированы представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов
- Развиты практические навыки экспериментирования с палочками Кюизенера
- При сооружении построек из палочек Кюизенера проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели
- Развито наглядно-действенное мышление, способность действовать по образцу и самостоятельно
- Самостоятельно применяют сенсорные эталоны в процессе познавательной деятельности
4.ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2020 г.)
- Изучение методической литературы;
- Изучение и анализ имеющихся в группе и ДОУ условий для реализации проекта;
- Пополнение материально-технической базы группы;
- Подбор диагностического инструментария;
- Проведение обследования уровня развития воспитанников;
- Разработка плана реализации проекта.
2 этап – деятельный (октябрь 2020 г. – май 2021 г.)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс плана реализации проекта;
- Осуществление мероприятий в соответствие с планом работы с воспитанниками.
3 этап – заключительный (май 2021 г.)
- Проведение итоговой диагностики воспитанников;
- Анализ результативности работы по проекту;
- Определение перспектив дальнейшего развития.
5.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
(деятельность с детьми)
Задачи | Формы работы | Сроки | Место проведения |
Формировать у детей представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов | 1.Серии игр-занятий познавательного цикла: «Цветные палочки», «Цветные коврики», «Больше - меньше», «Найди дом для палочки» 2. Серия игр-занятий по конструированию по созданию объемных и плоскостных построек. «Гаражи для машин», «Песочница для кукол», «Высокий и низкий заборчик», «Поезд», «Ворота» 3.Словесные логические задания: «Найди палочку», «Угадай», «Построй дорожку», «Составь коврик» 4.Дидактические игры: «Логические блоки Дьенеша», «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками» | Октябрь Ноябрь Декабрь Май Октябрь Декабрь Март Апрель Май В течение года
В течение года | Кабинет конструирования, группа Группа Группа Группа |
2.Развивать практическое экспериментирование с палочками Кюизенера | 1.Рассматривание колечек пирамиды, палочек Кюизенера, наряды кукол, и т. д. | Сентябрь-октябрь | Группа |
2.Дидактические игры: «Счётные палочки Кюизенера» «Построй такую же лесенку», «Собери дорожку по картинке», «Построй домик», «Дополни узор», «Составь рамку» | В течение года | Группа | |
3.Словесные логические задания: «Найди одинаковую палочку», «Построй такой же мостик как на рисунке» | В течение года | Группа | |
3.Развивать наглядно-действенное мышление, способность действовать по образцу | 1.Игра-занятие: «соберем башенку» «Построим дом» «Сделаем столбики» 2.Дидактические упражнения: «У кого такая же» «Полосатые коврики» | Сентябрь Ноябрь Февраль | Группа |
4.Способствовать овладению и самостоятельному применению сенсорных эталонов в процессе познавательной деятельности | 1.Познавательные занятия: - «Воздушные шары» - «Игрушки» - «Букет» 2. Работа с дидактическим столиком «Каждую бусинку на свою нитку» «Украсим елочку» «Разноцветные башенки» | Октябрь Декабрь Январь Март Май |
6.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей. /Методика выявления уровня нервно-психического развития детей К.Л.Печоры, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной /
Цель диагностики: выявить уровень овладения сенсорными эталонами.
Основной метод контроля – наблюдение за ребёнком. Ситуация проверки – полусвободная; ребёнка проверяют в группе, в привычной обстановке, используя игрушки и пособия.
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст | Сенсорное развитие | Игра | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | |
Воспроизведение формы | Воспроизведение цвета | ||||
2г.-2г.6 мес. | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3) | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | |
2г. 6 мес.-3 года | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Появляются сложные сюжетные постройки | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их |
В диагностическом обследовании детей принимало 15 детей младшего дошкольного возраста.
Результаты первичной диагностики оказались неутешительны. Так, самые низкие показатели были по критериям: сенсорное восприятие формы и цвета. Все показатели в количественном соотношении представлены в диаграмме 1 и таблице 1.
Диаграмма 1
После проведенной работы была проведена итоговая диагностика воспитанников. Результаты представлены в диаграмме 2 и таблице 1.
Диаграмма 2
Таблица 1
Уровни развития | Октябрь 2020 г. | Январь2021г. | Май 2021г. | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Раннее | 2 | 13 | 4 | 27 | 4 | 27 |
Нормальное | 2 | 13 | 4 | 27 | 9 | 60 |
Позднее: Замедление темпа развития | 7 | 47 | 5 | 33 | 2 | 13 |
Отставание в развитии | 3 | 20,5 | 2 | 13 | - | - |
Глубокое отставание | 1 | 6,5 | - | - | - | - |
Анализируя результаты диагностирования за весь период работы можно сделать вывод о том, что прослеживается положительная динамика развития воспитанников. Так, если на первоначальном этапе работы конструктивные умения группы имели 3,5 балла, то на конечном этапе – 4,7. Значительное увеличение произошло в показателях: воспроизведение формы – на 1,4 балла, воспроизведение цвета и сюжетная игра – на 1,3 балла, изобразительные умения – на 1,2 балла.
Наблюдения за детьми показывают, что у воспитанников сформировались знания сенсорных эталонов, т.е. представления о цвете, форме, а также конструктивные (выполняют простые сюжетные постройки) и изобразительные (с помощью карандаша или краски изображают простые предметы) умения. Дети стали более самостоятельными и настойчивыми в достижении цели.
7. ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С сентября 2020года по август 2021 года был реализован проект «Палочки Кюизенера в развитии сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста». Работа строилась в строгом соответствии с выделенными целью и задачами по составленному перспективному плану.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нём мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Они сразу включались в деятельность, инициируемую педагогом.
В блок специально организованной деятельности были включены серии игр-занятий познавательного цикла «Цветные палочки»:
«Цветные коврики», «Больше - меньше», «Найди дом для палочки»
Серия игр-занятий по конструированию по созданию объемных и плоскостных построек «Гаражи для машин», «Песочница для кукол», «Высокий и низкий заборчик», «Поезд», «Ворота» и т.д. были направлены на формирование у детей сенсорных эталонов, конструктивных умений, на развитие наглядно-действенного мышления, способности действовать по образцу.
На занятиях с использованием палочек Кюизенера ребята приобретали представления о 7 цветах, форме, величине (длинный - короткий, широкий – узкий и т.д.), навыки конструирования, способность действовать по образцу.
С большим интересом и желанием воспитанники составляли объёмные и плоскостные постройки, узоры по заданию воспитателя, а потом сами самостоятельно начали придумывать свои постройки и составлять узоры из палочек.
В блоке совместной деятельности взрослого и детей использовались различные игры, беседы, рассматривание палочек, картин и иллюстраций и др.
Родители воспитанников вместе с детьми увлеклись играми с использованием палочек Кюизенера. Они решили приобрести наборы палочек для занятия с детьми дома.
В работе с детьми самым сложным было формирование представления о цвете. С этой целью были проведены различные дидактические игры, словесные логические задания «Найди палочку», «Угадай», «Найди одинаковую палочку», «Построй такой же мостик как на рисунке».
В целом об эффективности работы над проектом свидетельствует анализ данных диагностирования (см. рис.1).
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов обследования детей.
Как видно из диаграммы, прослеживается положительная динамика сенсорной культуры детей.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у детей сформированы представления о цвете, форме, величине и др. свойствах предметов, разнообразный сенсорный опыт, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях. Дети при сооружении построек из палочек Кюизенера проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Литература:
- Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.; науч. ред. Л.А.Парамонова Программа «Истоки» (базис развития ребёнка-дошкольника).- Москва, 2003.
- Л.Н.Павлова Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трёх лет. – М.,2003
- Р.В. Тонкова – Ямпольская, Э. Л Фрухт, Л.Г. Голубева и др. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка. – М., 1989.
- Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л. Фрухт Диагностика нервно – психического развития детей первых трёх лет жизни. – М.,1983.
- Э.Г. Пилюгина Занятия по сенсорному воспитанию. - М.,1983.
- Е.А.Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). – М.,2010
- Н.Н.Поддьякова, В.Н. Аванесова Сенсорное воспитание в детском саду. – М., 1985
- Е.Н.Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1 .- Воронеж, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста "Заплатки для варежек"
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значен...
Статья "Использование дидактических игр для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста"
Рассмотрение содержания и методов использования дидактических игр в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей младшей группы "Сенсорное развитие. "Сенсорные коробочки" для детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей младшей группы....
Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста
Мы предлагаем вашему вниманию наш опыт работы по развитию сенсорного восприятия детей через мультисенсорный подход, т.е. стимулировать несколько органов чувств одновременно, для того что бы дети получ...
Консультация для родителей «Игры по развитию сенсорного восприятия для детей старшего дошкольного возраста»
Речь пойдет об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки ...
Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26061220","attributes":...
Консультация для родителей младшей группы "Сенсорное развитие. "Сенсорные коробочки" для детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей младшей группы....