Программа по теме самообразования
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
МБДОУ «Анцирский детский сад»
Канского района, Красноярского края.
Рабочая программа по теме самообразования
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития
мелкой моторики и детского творчества»
Анцирь, 2022г.
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
3. Внимания и усидчивости;
4. Мышления;
5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
Формы отчета
фотоотчет | После каждого занятия |
Выставки творческих работ | После каждого занятия |
Совместные занятия с детьми и родителями | Во второй половине года |
Ожидаемый результат работы по теме самообразования:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Перспективный план по теме самообразования | ||||||
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Цели и задачи | Материал | |||
ОКТЯБРЬ | ||||||
«Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить детей с пальчиковой живописью; учить рисовать дождик из точек, используя точку как средство выразительности; развивать внимание, мышление, память; прививать интерес к нетрадиционному рисованию. | Листы с нарисованными тучками, синяя гуашь, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации. | |||
«Красавец мухомор» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомство с пальчиковой живописью; обучать детей наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободные перемещения руки; воспитывать интерес к природе. | Шаблоны мухоморов, красная гуашь, белая гуашь, салфетки, муляжи мухоморов, иллюстрации | |||
«Осень в гости к нам пришла» | рисование ватными палочками | Обучать детей наносить точки ватными палочками в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободные перемещения руки; воспитывать интерес к природе. | Листы с нарисованным деревом. Гуашь красного, желтого, оранжевого цвета, ватные палочки | |||
Корзина с яблоками» | Рисование пальчиками | Упражнять нетрадиционные техники рисования пальчиками; закреплять умения примакивать пальчик к листу бумаги; узнавать и называть цвет; формировать познавательный интерес;развивать мелкую моторику. | Листы с нарисованными корзиночками, гуашь, иллюстрации, салфетки. | |||
НОЯБРЬ | ||||||
«Кленовый лист» | Рисование ладошками | Учить передавать образ листьев, строение и форму используя ладошки рук. Вызывать у детей интерес к созданию изображения ладошками. Развивать мелкую моторику рук, внимание. | Лист , Гуашь красного и желтого цвета, салфетки | |||
«Ежонок» | Рисование зубной щеткой | Развивать творческие способности, развивать творческий потенциал каждого ребёнка в процессе рисования. Формировать положительную оценку и успешность. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки с использованием нетрадиционной техники рисования зубной щёткой. | Лист, с изображением ежа без игл. Гуашь серого и черного цвета, салфетки | |||
«Солнышко» | Рисование вилочкой | Формировать умение детей рисовать круг красками, дополняя изображение отпечатком вилки Учить детей передавать в рисовании образ солнышка Продолжать учить пользоваться красками и кистью Воспитывать аккуратность при работе, развивать фантазию, мелкую моторику рук. | Лист , гуашь желтого и оранжевого цвет, пластиковые вилочки, салфетки | |||
«Красивые бусы для мамочки моей» | Техника печатания | Познакомить детей с техникой печатания различными печатками; формировать умения использовать эти техники (пробки, картофельные матрицы в виде кружков, цветков); учить рисовать «бусинки» друг за другом на ниточке; развивать зрительную память, внимание | Ватман, с изображением вазы, гуашь, салфетки | |||
ДЕКАБРЬ | ||||||
«Мой весёлый звонкий мяч» | Техника печатания | Упражнять детей в нетрадиционной технике печатания (паралоновым тампоном, пробкой); учить аккуратно набирать краску; развивать эстетический вкус. | Листы бумаги, печатки, гуашь, салфетки. | |||
«Украсим шарфики котятам» | Рисование пальчиками | Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; развивать зрительно-двигательную координацию; формировать умение адекватно относиться к изобразительным материалам; вызвать желание помочь котятам. | Контуры шарфиков, гуашь, салфетки, игрушка котёнок. | |||
«На полянку, на лужок выпал беленький снежок» | Метод тычка | Учить создавать ритмичные композиции, используя метод тычка; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; воспитывать аккуратность, интерес к образу зимы. | Черны картон, белая гуашь, салфетки, параллон на палочке, картинки с изображённым снегом. | |||
«Елочка-зеленая иголочка» | Рисование вилочкой | Формировать умение детей рисовать елочку, дополняя изображение отпечатком вилки Учить детей передавать в рисовании образ елки. Воспитывать аккуратность при работе, развивать фантазию, мелкую моторику рук. | Листы белого цвета с силуэтом елочки, пластиковые вилочки, гуашь зеленого цвета, салфетки | |||
ЯНВАРЬ | ||||||
«Весёлый снеговик» | Техника печатания | Упражнять в изображении предметов округлой формы, используя технику печатания; учить находить сходства рисунка с предметом, радоваться полученному результату; развивать зрительную память, внимание, речь, мелкую моторику. | Листы бумаги, гуашь, пробки, картофельные матрицы, салфетки, образец. | |||
«Павлин» | Рисование ладошками | Создать изображение павлина, используя в работе гуашь, ладошку и пальчики, а так же различные кисти для рисования развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения формирование художественно-образного мышления | Листы бумаги, гуашь, изображение павлина без хвоста, гуашь, салфетки, образец. | |||
«Еловая ветка» | Рисование свечой | Учить обводить контур рисунка свечой, аккуратно закрашивать фон краской. учить находить сходства рисунка с предметом, радоваться полученному результату; развивать зрительную память, внимание, речь, мелкую моторику. | Контур еловой ветки, изображенный на листе, свечка, гуашь голубого цвета, салфетки. | |||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
«Снегопад за окном» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»; гуашь белого цвета; чашки для краски; салфетки. | |||
«Снежинка» | Рисование солью | Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование клеем и солью, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; расширять знания детей о явлениях природы. Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление. | Соль, акварельные краски картон белый, клей ПВА, кисть шаблоны снежинок, салфетки. | |||
«Огонек-невеличка» | Рисование вилочкой | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – рисование вилочкой. Познакомить детей с положительными и отрицательными свойствами огня, правилами ОБЖ. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. | Лист с изображением огня, гуашь, пластиковая вилочка, салфетки | |||
«Паучок»» | Рисование ладошкой | Развивать художественно-творческие способности с использованием нетрадиционной методики; Развивать воображение Расширить и систематизировать представление и знания детей о насекомых |
Лист с изображением паутины, гуашь черного цвета, салфетки | |||
МАРТ | ||||||
«Чудо-цветок» | Рисование ниткой | Познакомить детей с новой техникой рисования «Ниткография" Формировать практические навыки работы с нитками Развивать детское творчество, мелкую моторику, глазомер, координацию движения рук Воспитывать положительное восприятие процесса творчества | Лист бумаги, гуашь, нитки, салфетки. | |||
«Повисли с крыш сосульки льдинки» | Рисование солью | Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование клеем и солью, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; расширять знания детей о явлениях природы. | Лист с изображением контура сосулек, соль, клей ПВА, салфетки | |||
«Кролик» | Рисование мелом | Продолжать привить любовь к изобразительному искусству, развить творческие способности, фантазию, воображение, наблюдательность, улучшить навыки рисования цветным мелом. | Картон черного цвета, шаблон кролика ,цветной мел, салфетки | |||
«Весенний дождь» | Кляксография | Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования «Кляксография с трубочкой». Развивать художественные способности; Воспитывать аккуратность при работе. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму | Лист бумаги, фигура людей под зонтом (четная цветная бумага), гуашь, кисть, салфетки, трубочки | |||
АПРЕЛЬ | ||||||
«Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Рисование вилочкой | Упражнять в технике рисования пластиковой вилочкой. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Лист бумаги светло-зеленого цвета; гуашь желтого цвета в чашечках; пластиковые вилочки; салфетки | |||
«Медвежонок проснулся» | Рисование мятой бумагой | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования мятой бумагой; Вызывать у детей интерес к нетрадиционному рисованию. Развивать воображение и творческие способности. Воспитывать самостоятельность. | Лист с изображением медвежонка. Бумага, гуашь, салфетки. | |||
«Ледоход» | Рисование свечой | Показать разнообразные приемы работы со свечой для создания выразительного образа. Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление. | Лист с изображением реки, свеча. Гуашь синего цвета, салфетки | |||
«Воздушные шары» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - рисования мыльными пузырями. Формировать умение находить в своем необычном рисунке художественный образ, дополнять его нужными деталями. Развивать ассоциативное воображение детей, цветовосприятие Поощрять детское творчество, инициативу | Листа бумаги, разведенные с жидким мылом гуашевые краски разных цветов; трубочки для сока, стаканчики, салфетки. | |||
МАЙ | ||||||
«Праздничный салют» | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить детей с новой техникой творческой деятельности — рисование ватными палочками. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. | Картон черного цвета, гуашь (белый, желтый, красный, синий, зеленый цвет), ватные палочки, салфетки. | |||
«Вечный огонь» | Пластилинография | Дать детям доступное представление о вечном огне; учить рисовать пластилином вечный огонь; развивать мелкую моторику пальцев рук, аккуратность; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны. | Белый картон с изображением вечного огня, пластилин. | |||
«Белая черемуха» | Рисование ватными палочками | Совершенствовать техники рисования ватными палочками. | Лист с изображением ветки черемухи, гуашь зеленого, белого и желтого цвета , ватные палочки, салфетки | |||
«Весеннее дерево» | Рисование пальчиками | Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений в разное время года; | Лист, гуашь коричневого, белого, розового цвета, салфетки. |
ЛИТЕРАТУРА
- «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе
Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...
Программа по теме самообразования "Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста"
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формировани фундаментальных психических функций, без должного развития которых нельзя говорить об успешности ребенка в современном мире....
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
Рабочая программа по теме самообразования "Сенсорное развитие". Младший дошкольный возраст
Тема самообразования "Сенсорное развитие"....
Рабочая программа по теме самообразования
laquo;Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
Программа по теме самообразованию Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения
Программа по теме самообразованию Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения...
Перспективный план - программа по теме самообразования «Роль фольклора в воспитании начала культурного общения детей»
Знакомить детей с татарским народным музыкальным творчеством, традиционными праздниками,обычаими и традициями....