Программа по теме самообразования
рабочая программа (младшая группа)

Натали Николаевна Никитина

для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx771.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

МБДОУ «Анцирский детский сад»

 Канского района,  Красноярского края.

Рабочая программа по теме самообразования

«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития

мелкой моторики и детского творчества»

Анцирь, 2022г.

Пояснительная записка

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы

ИЗО деятельность  проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Актуальность:

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

3. Внимания и усидчивости;

4. Мышления;

5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.

Задачи:

*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.

*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).

*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.

*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.

*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

*Организация и оформление выставок детских работ.

Формы отчета

фотоотчет

После каждого занятия

Выставки творческих работ

После каждого занятия

Совместные занятия с детьми и родителями

Во второй половине года

Ожидаемый результат работы по теме самообразования:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Нетрадиционные художественные техники

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 Перспективный план по теме самообразования

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Цели и задачи

Материал

ОКТЯБРЬ

«Мой любимый дождик» 

Рисование пальчиками 

Продолжать знакомить  детей с пальчиковой живописью; учить рисовать дождик из точек, используя точку как средство выразительности; развивать внимание, мышление, память; прививать интерес к нетрадиционному рисованию.

Листы с нарисованными тучками, синяя гуашь, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации. 

«Красавец мухомор» 

Рисование пальчиками 

Продолжать знакомство с пальчиковой живописью; обучать детей наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободные перемещения руки; воспитывать интерес к природе.

Шаблоны мухоморов, красная гуашь, белая гуашь, салфетки, муляжи мухоморов, иллюстрации 

«Осень в гости к нам пришла»

рисование ватными палочками

Обучать детей наносить точки ватными палочками в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободные перемещения руки; воспитывать интерес к природе.

Листы с нарисованным деревом.

Гуашь красного, желтого, оранжевого цвета, ватные палочки

Корзина с  яблоками»

Рисование пальчиками

Упражнять     нетрадиционные техники рисования пальчиками; закреплять умения примакивать пальчик к листу бумаги; узнавать и называть цвет;  формировать познавательный интерес;развивать мелкую моторику.

Листы с нарисованными корзиночками, гуашь, иллюстрации, салфетки. 

НОЯБРЬ

«Кленовый лист»

Рисование  ладошками

Учить передавать образ листьев, строение и форму используя ладошки рук. Вызывать у детей интерес к созданию изображения ладошками. Развивать мелкую моторику рук, внимание.

Лист , Гуашь красного и желтого цвета, салфетки

«Ежонок»

Рисование зубной щеткой

Развивать творческие способности, развивать творческий потенциал  каждого ребёнка в процессе рисования. Формировать положительную оценку и успешность. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки с использованием нетрадиционной техники рисования зубной щёткой. 

Лист, с изображением ежа без игл.

Гуашь серого и черного цвета, салфетки

«Солнышко»

Рисование вилочкой

Формировать умение детей рисовать круг красками, дополняя изображение отпечатком вилки

Учить детей передавать в рисовании образ солнышка

Продолжать учить пользоваться красками и кистью

Воспитывать аккуратность при работе, развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Лист , гуашь желтого и оранжевого цвет, пластиковые вилочки, салфетки

«Красивые бусы для мамочки моей» 

Техника печатания 

Познакомить детей с техникой печатания различными печатками; формировать умения использовать эти техники (пробки, картофельные матрицы в виде кружков, цветков); учить рисовать «бусинки» друг за другом на ниточке; развивать зрительную память, внимание

Ватман, с изображением вазы, гуашь, салфетки

ДЕКАБРЬ

«Мой весёлый звонкий мяч» 

Техника печатания 

 Упражнять детей в нетрадиционной технике печатания (паралоновым тампоном, пробкой);  учить аккуратно набирать краску; развивать эстетический вкус.

Листы бумаги, печатки, гуашь, салфетки. 

«Украсим шарфики котятам» 

Рисование  пальчиками

Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; развивать зрительно-двигательную координацию; формировать умение адекватно относиться к изобразительным материалам; вызвать желание помочь котятам.

Контуры шарфиков, гуашь, салфетки, игрушка котёнок. 

«На полянку, на лужок выпал беленький снежок» 

Метод тычка 

Учить создавать ритмичные композиции, используя метод тычка; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; воспитывать аккуратность, интерес к образу зимы.

Черны картон, белая гуашь, салфетки, параллон на палочке, картинки с изображённым снегом. 

«Елочка-зеленая иголочка»

Рисование  вилочкой

 Формировать умение детей рисовать елочку, дополняя изображение отпечатком вилки

Учить детей передавать в рисовании образ елки.

Воспитывать аккуратность при работе, развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Листы белого цвета с силуэтом елочки, пластиковые вилочки, гуашь зеленого цвета, салфетки

ЯНВАРЬ

«Весёлый снеговик» 

Техника печатания 

Упражнять в изображении предметов округлой формы, используя технику печатания; учить находить сходства рисунка с предметом, радоваться полученному результату; развивать зрительную память, внимание, речь, мелкую моторику.

Листы бумаги, гуашь, пробки, картофельные матрицы, салфетки, образец. 

«Павлин»

Рисование ладошками

Создать изображение павлина, используя в работе гуашь, ладошку и пальчики, а так же различные кисти для рисования

развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения формирование художественно-образного мышления

Листы бумаги, гуашь, изображение павлина без хвоста, гуашь, салфетки, образец. 

«Еловая ветка»

Рисование свечой

Учить обводить контур рисунка свечой, аккуратно закрашивать фон краской.

учить находить сходства рисунка с предметом, радоваться полученному результату;  развивать зрительную память, внимание, речь, мелкую моторику.

Контур еловой ветки, изображенный на листе, свечка, гуашь голубого цвета, салфетки.

ФЕВРАЛЬ

«Снегопад за окном»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»; гуашь белого цвета; чашки для краски; салфетки.

«Снежинка»

Рисование солью

Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование клеем и солью, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;  расширять знания детей о явлениях природы. Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление. 

Соль, акварельные краски картон белый, клей ПВА, кисть шаблоны снежинок, салфетки.

«Огонек-невеличка»

Рисование  вилочкой

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – рисование вилочкой. Познакомить детей с положительными и отрицательными свойствами огня, правилами ОБЖ. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом.

Лист с изображением огня, гуашь, пластиковая вилочка, салфетки

«Паучок»»

Рисование ладошкой

Развивать художественно-творческие способности с использованием нетрадиционной методики; Развивать воображение

Расширить и систематизировать представление и знания детей о насекомых

 

Лист с изображением паутины, гуашь черного цвета, салфетки

МАРТ

«Чудо-цветок»

Рисование ниткой

Познакомить детей с новой техникой рисования «Ниткография"

Формировать практические навыки работы с нитками

Развивать детское творчество, мелкую моторику, глазомер, координацию движения рук

Воспитывать положительное восприятие процесса творчества

Лист бумаги, гуашь, нитки, салфетки.

«Повисли с крыш сосульки льдинки»

Рисование солью

Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование клеем и солью, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;  расширять знания детей о явлениях природы. 

Лист с изображением контура сосулек, соль, клей ПВА, салфетки

«Кролик»

Рисование мелом

Продолжать привить любовь к изобразительному искусству, развить творческие способности, фантазию, воображение, наблюдательность, улучшить навыки рисования цветным мелом.

Картон черного цвета,  шаблон кролика ,цветной мел, салфетки

«Весенний дождь»

Кляксография

Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования «Кляксография с трубочкой». Развивать художественные способности; Воспитывать аккуратность при работе. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму

Лист бумаги, фигура людей под зонтом (четная цветная бумага), гуашь, кисть, салфетки, трубочки

АПРЕЛЬ

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Рисование вилочкой

Упражнять в технике рисования пластиковой вилочкой.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Лист бумаги светло-зеленого цвета; гуашь желтого цвета в чашечках; пластиковые вилочки; салфетки

«Медвежонок проснулся»

Рисование  мятой бумагой

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования мятой бумагой; Вызывать у детей интерес к нетрадиционному рисованию.

Развивать воображение и творческие способности. Воспитывать самостоятельность.

Лист с изображением медвежонка. Бумага, гуашь, салфетки.

«Ледоход»

Рисование свечой

Показать разнообразные приемы работы со свечой для создания выразительного образа. 

Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление. 

Лист с изображением реки, свеча. Гуашь синего цвета, салфетки

«Воздушные шары»

Рисование

 мыльными пузырями

Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования -  рисования мыльными пузырями. 

Формировать умение находить в своем необычном рисунке художественный образ, дополнять его нужными деталями. Развивать ассоциативное воображение детей, цветовосприятие

Поощрять детское творчество, инициативу

Листа бумаги, разведенные с жидким мылом гуашевые краски разных цветов;  трубочки для сока, стаканчики, салфетки.

МАЙ

«Праздничный салют»

Рисование ватными палочками

Продолжать знакомить детей с новой техникой творческой деятельности — рисование ватными палочками. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивать художественный пространственное воображение.
Развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

Картон черного цвета, гуашь (белый, желтый, красный, синий, зеленый цвет), ватные палочки, салфетки.

«Вечный огонь»

Пластилинография

Дать детям доступное представление о вечном огне; учить рисовать пластилином вечный огонь; развивать мелкую моторику пальцев рук, аккуратность; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны. 

Белый картон с изображением вечного огня, пластилин.

«Белая черемуха»

Рисование ватными палочками

Совершенствовать техники рисования ватными палочками.
Развивать мелкую моторику, фантазию, творчество.
Воспитывать аккуратность, интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Воспитывать доброе отношение к природе.

 Лист с изображением ветки черемухи, гуашь зеленого, белого и желтого цвета , ватные палочки,  салфетки

«Весеннее дерево»

Рисование пальчиками

Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений в разное время года;
развивать внимание, мышление,  мелкую моторику рук детей; способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольников;
- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность. 

Лист, гуашь коричневого, белого, розового цвета, салфетки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
  2. Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
  3. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  5. “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  6. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  7. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
  8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
  9. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

Программа по теме самообразования "Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формировани фундаментальных психических функций, без должного развития которых нельзя говорить об успешности ребенка в современном мире....

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

Рабочая программа по теме самообразования

laquo;Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Программа по теме самообразованию Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения

Программа по теме самообразованию Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения...

Перспективный план - программа по теме самообразования «Роль фольклора в воспитании начала культурного общения детей»

Знакомить детей с татарским народным музыкальным творчеством, традиционными праздниками,обычаими и традициями....