Проект "И песок и дружок!"
проект (младшая группа)

Проект "И песок и дружок!" разработан совместно с коллегой. Описывает работу с нетрадиционными материалами в детском саду. Антистрессовая работа в период адаптации к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_i_pesok_i_druzhok.docx642.55 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Наргиза Рустамовна,

 воспитатель дошкольных групп,

МБОУ СОШ № 17 корпус 2, г. Бийск, Алтайский край.

Шебалина Марина Олеговна,

воспитатель дошкольных групп,

МБОУ СОШ № 17 корпус 2, г. Бийск, Алтайский край.

И песок, и дружок.

   Игра – самая естественная деятельность детей. Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребёнка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. При создании воображаемой ситуации в игре ребёнок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок — необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе, его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. В России применение игр с песком имеет свои особенности. С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. На практике игры с песком в дошкольных учреждениях применяется в работе логопедов, психологов, дефектологов и других узких специалистов, которые решают проблемы отдельных детей с особенностями развития. Воспитатели в своей профессиональной деятельности редко применяют эти игры, хотя игра с песком эффективна и в групповой работе: с одной стороны, наблюдение за играющими в песочнице дает педагогу бесценную информацию об особенностях коммуникации участников игры; с другой — игра в песочнице может быть использована как возможность проживания некоторого опыта, закрепления определенных знаний о мире и о себе. Мы погружаем руки в песок, и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и неизвестная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир...

Нельзя  не обратить внимание  на то, что и первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице: в песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, возникают художественные образы и первые ссоры.

Эффект песочницы пока до конца не объяснен исследователями психологии и педагогики, но важно дать ребенку возможность действовать с этим чудо-материалом, ведь:

 - пересыпание этого терапевтического стройматериала успокаивает и расслабляет любого, даже взрослого человека;

-  лепка из песка всевозможных предметов и фигур, зданий и городов развивает фантазию, воображение;

-  поиск зарытых в глубинах песка сокровищ создает заинтересованность и отправляет детей в мир приключений, неизвестности и фантазий;

- простое сочинение сказки, рисование на песке обеспечивают творческий выход существующей проблемы, развивает речь.

Игры с песком хороши своей универсальностью. Для маленьких, для средних и для больших людей найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии — sand therapy (песочная терапия). Но магия песка и сама по себе оказывает нужное водействие.

Сложно перечислить все положительные эффекты игр с песком. Попробуем главные, крупными мазками:

— развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);

— развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);

— развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

— развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);

— развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);

— развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);

— балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);

— по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.

Как сделать песочницу дома

Классическая песочница, используемая в песочной терапии, имеет размеры 50 см х 70 см х 8 см. Дно изнутри окрашено краской голубого цвета, символизирующей воду:

http://pics.livejournal.com/moon_lake/pic/0005qfex

Для домашнего использования не обязательно точно воспроизводить классический вариант песочницы, можно просто взять любую подходящую по размеру коробку или ящик (только не бумажную, т.к. в игре также используется вода). Песок можно купить в цветочном магазине, в строительном, иногда он встречается и в игрушечных магазинах.

Наш песок куплен в цветочном, его чистота вызвала у нас подозрения, поэтому мы его промыли и прокалили на противне в духовке.

Когда сама песочница готова, начинаем собирать коллекцию разнообразных мелких предметов.

Материалы и предметы, которые используют для игры:

— вода (приготовлена в какой-либо емкости)

— сито для песка (чтобы песок сыпался через него, а не застревал внутри)

— формочки

— фигурки людей и животных

— природные объекты: камни, ракушки, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.

— игрушечные предметы быта, мебель, посуда

— фигурки, обозначающие транспорт и механизмы: машины, корабли, экскаваторы, самолеты и т.п.

— объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т. п.

http://pics.livejournal.com/moon_lake/pic/0005wcak

Игры с песком

Теоретически играть с песочницей можно начать с 1 года (на пару с родителем). Практически — не все дети готовы к этому.

Одни будут заворожено следить за мамиными действиями с песком и дисциплинированно действовать в рамках своих возможностей. Другие будут хватать и раскидывать песок, и убедить их играть по-другому невозможно. Значит, откладываем песочницу до поры :)))

Возможно и такое, что один и тот же ребенок в год — завороженно смотрит, а в 2,5 хватает и кидает.

с 3,5 лет большинство детей готовы к игре, а не к подготовке плацдарма для генеральной уборки.

Игры для 1-3 лет.

Для самых маленьких: просто пересыпать песок, пропускать его через пальцы, трогать ручкой. Сухой и влажный песок дает разные тактильные ощущения, поэтому воду тоже хорошо подключать к игре.

Рисовать пальчиком дорожки и следы.

Пересыпать песок из одной емкости в другую.

«Норки» — делаем норки для зверушек.

«Прятки» — закапываем предметы в песок, надо найти.

Разыгрывать сказки на песке — «Посадил дед репку…».

Рисование палочками и пальчиками.

Лепим руками (это проще, чем делать куличики).

Ближе к трем годам лепим куличики.

Игры для 3-4 лет.

Разгар эры куличиков.

«Следы» — оставлять отпечатки разных предметов и форм, а ребенок угадывает, где чей отпечаток.

К разыгрыванию сказок можно добавить сочинение историй (фигурки живут, ходят в гости друг другу, ссорятся и мирятся). Или это может быть разыгрывание реальных ситуаций, имевших место недавно.

В этом возрасте ребенок некоторое время может играть сам, или с эпизодическим участием родителя. Интересно наблюдать за типичными сценариями, которые могут появиться в игре. Например, мальчики часто играют в «бомбежку»,  скидывают мелкие камушки на расставленные фигурки (в основном, технику), с соответствующим звуковым сопровождением.

Игры для 4-7 лет.

Лепим буквы, цифры, геометрические фигуры.

С 5 лет можно попробовать классическое упражнение из sand therapy: создай свой мир. Ребенок создает мир — какой хочет — и населяет его кем угодно. И рассказывает вам длинные интересные истории про этот мир и его устройство.

В этом возрасте будет интересно играть с другими детьми, вдвоем –втроем - вчетвером (всколькером позволяет размер песочницы). Дети могут по-разному организовывать свое взаимодействие — вместе строить что-то одно, или выстраивать границы, а каждый в своем углу, или моделировать конфликтно-захватнические отношения. Как бы это ни происходило, это оказывается увлекательным настолько, что их часами не оторвать от песочницы.

http://pics.livejournal.com/moon_lake/pic/0005rxd1/s640x480             

Игры – детям старше 7 лет.

Игра «создай свой мир» (в одиночку или коллективная) актуальна лет до 11-12. Потом интерес к ней спадает, вернее, появляются более острые интересы пубертатного периода, которые затмевают «детскую» песочницу.

И тем не менее, даже взрослые время от времени могут позволить себе погрузиться в песочную магию. Существует же популярный «Сад камней» (сдержанная бизнес-версия песочницы, продвигаемый как «антистресс»).

В нашем детском саду оборудована сенсорная комната, где ребята могут взаимодействовать с песком, используя песочный стол с электронной подсветкой. Рисование песком – развивает фантазию, творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психо-эмоциональное состояние дошкольников.

D:\садик все\фото работа\фото с детьми\IMG_4815.JPG

Непосредственно в группах используются, изготовленные педагогами и родителями, песочницы различные по размеру и своему наполнению.                  C:\Users\Portal\Desktop\фото рисунки\конференция февраль 22\IMG-20210209-WA0031.jpg     C:\Users\Portal\Desktop\фото рисунки\конференция февраль 22\IMG-20210209-WA0024.jpg

Важно…

Песочница и всё что к ней прилагается, не должно находится в постоянном свободном доступе. Пусть ребенок играет сколько угодно часто и долго, но после игры всё всегда собирается и убирается.

Это важно, и дело тут не только в риске нечаянно рассыпать песок — так у ребенка сохранится особое отношение к этой игре.

Список используемой литературы:

1.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста /О.Ю. Епанчинцева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011                                                                                                                                                                                                  2. Шутова Н.А. « Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов» [Электронный ресурс] / Н.А. Шутова – Адрес доступа: http://shytova.kotvsapogah-46.edysite.ru/DswMedia/proektkiheticheskiypesok.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Чесночок - мой дружок"

С наступлением сезона холодов воспитатели в детском саду и родители дома начинают усиленно предлагать детям употреблять в пищу чеснок и лук, с целью профилактики простудных заболеваний.Не секрет, что ...

Проект "Лучок- зелёный дружок"

Проект предназначен для детей средней группы...

Проект "Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок"

   Проект  «Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок» - способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительну...

Проект "Лучок наш дружок"

В раннем возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, он учится замечать красоту природы и видеть, насколько разнообразны и многочисленны ее обитател...

Проект "И песок и дружок!"

Игры с кинетическим песком в период адапптации детей...

Экологический проект "Лучок-зеленый дружок"

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Научить детей жить в согласии с природой, с окружающей средой следует еще в дошкольном возрасте....