Проект "И песок и дружок!"
проект (младшая группа)
Проект "И песок и дружок!" разработан совместно с коллегой. Описывает работу с нетрадиционными материалами в детском саду. Антистрессовая работа в период адаптации к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_i_pesok_i_druzhok.docx | 642.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенова Наргиза Рустамовна,
воспитатель дошкольных групп,
МБОУ СОШ № 17 корпус 2, г. Бийск, Алтайский край.
Шебалина Марина Олеговна,
воспитатель дошкольных групп,
МБОУ СОШ № 17 корпус 2, г. Бийск, Алтайский край.
И песок, и дружок.
Игра – самая естественная деятельность детей. Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребёнка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. При создании воображаемой ситуации в игре ребёнок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок — необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе, его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. В России применение игр с песком имеет свои особенности. С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. На практике игры с песком в дошкольных учреждениях применяется в работе логопедов, психологов, дефектологов и других узких специалистов, которые решают проблемы отдельных детей с особенностями развития. Воспитатели в своей профессиональной деятельности редко применяют эти игры, хотя игра с песком эффективна и в групповой работе: с одной стороны, наблюдение за играющими в песочнице дает педагогу бесценную информацию об особенностях коммуникации участников игры; с другой — игра в песочнице может быть использована как возможность проживания некоторого опыта, закрепления определенных знаний о мире и о себе. Мы погружаем руки в песок, и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и неизвестная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир...
Нельзя не обратить внимание на то, что и первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице: в песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, возникают художественные образы и первые ссоры.
Эффект песочницы пока до конца не объяснен исследователями психологии и педагогики, но важно дать ребенку возможность действовать с этим чудо-материалом, ведь:
- пересыпание этого терапевтического стройматериала успокаивает и расслабляет любого, даже взрослого человека;
- лепка из песка всевозможных предметов и фигур, зданий и городов развивает фантазию, воображение;
- поиск зарытых в глубинах песка сокровищ создает заинтересованность и отправляет детей в мир приключений, неизвестности и фантазий;
- простое сочинение сказки, рисование на песке обеспечивают творческий выход существующей проблемы, развивает речь.
Игры с песком хороши своей универсальностью. Для маленьких, для средних и для больших людей найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии — sand therapy (песочная терапия). Но магия песка и сама по себе оказывает нужное водействие.
Сложно перечислить все положительные эффекты игр с песком. Попробуем главные, крупными мазками:
— развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
— развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);
— развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);
— развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);
— развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);
— развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);
— балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
— по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.
Как сделать песочницу дома
Классическая песочница, используемая в песочной терапии, имеет размеры 50 см х 70 см х 8 см. Дно изнутри окрашено краской голубого цвета, символизирующей воду:
Для домашнего использования не обязательно точно воспроизводить классический вариант песочницы, можно просто взять любую подходящую по размеру коробку или ящик (только не бумажную, т.к. в игре также используется вода). Песок можно купить в цветочном магазине, в строительном, иногда он встречается и в игрушечных магазинах.
Наш песок куплен в цветочном, его чистота вызвала у нас подозрения, поэтому мы его промыли и прокалили на противне в духовке.
Когда сама песочница готова, начинаем собирать коллекцию разнообразных мелких предметов.
Материалы и предметы, которые используют для игры:
— вода (приготовлена в какой-либо емкости)
— сито для песка (чтобы песок сыпался через него, а не застревал внутри)
— формочки
— фигурки людей и животных
— природные объекты: камни, ракушки, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.
— игрушечные предметы быта, мебель, посуда
— фигурки, обозначающие транспорт и механизмы: машины, корабли, экскаваторы, самолеты и т.п.
— объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т. п.
Игры с песком
Теоретически играть с песочницей можно начать с 1 года (на пару с родителем). Практически — не все дети готовы к этому.
Одни будут заворожено следить за мамиными действиями с песком и дисциплинированно действовать в рамках своих возможностей. Другие будут хватать и раскидывать песок, и убедить их играть по-другому невозможно. Значит, откладываем песочницу до поры :)))
Возможно и такое, что один и тот же ребенок в год — завороженно смотрит, а в 2,5 хватает и кидает.
с 3,5 лет большинство детей готовы к игре, а не к подготовке плацдарма для генеральной уборки.
Игры для 1-3 лет.
Для самых маленьких: просто пересыпать песок, пропускать его через пальцы, трогать ручкой. Сухой и влажный песок дает разные тактильные ощущения, поэтому воду тоже хорошо подключать к игре.
Рисовать пальчиком дорожки и следы.
Пересыпать песок из одной емкости в другую.
«Норки» — делаем норки для зверушек.
«Прятки» — закапываем предметы в песок, надо найти.
Разыгрывать сказки на песке — «Посадил дед репку…».
Рисование палочками и пальчиками.
Лепим руками (это проще, чем делать куличики).
Ближе к трем годам лепим куличики.
Игры для 3-4 лет.
Разгар эры куличиков.
«Следы» — оставлять отпечатки разных предметов и форм, а ребенок угадывает, где чей отпечаток.
К разыгрыванию сказок можно добавить сочинение историй (фигурки живут, ходят в гости друг другу, ссорятся и мирятся). Или это может быть разыгрывание реальных ситуаций, имевших место недавно.
В этом возрасте ребенок некоторое время может играть сам, или с эпизодическим участием родителя. Интересно наблюдать за типичными сценариями, которые могут появиться в игре. Например, мальчики часто играют в «бомбежку», скидывают мелкие камушки на расставленные фигурки (в основном, технику), с соответствующим звуковым сопровождением.
Игры для 4-7 лет.
Лепим буквы, цифры, геометрические фигуры.
С 5 лет можно попробовать классическое упражнение из sand therapy: создай свой мир. Ребенок создает мир — какой хочет — и населяет его кем угодно. И рассказывает вам длинные интересные истории про этот мир и его устройство.
В этом возрасте будет интересно играть с другими детьми, вдвоем –втроем - вчетвером (всколькером позволяет размер песочницы). Дети могут по-разному организовывать свое взаимодействие — вместе строить что-то одно, или выстраивать границы, а каждый в своем углу, или моделировать конфликтно-захватнические отношения. Как бы это ни происходило, это оказывается увлекательным настолько, что их часами не оторвать от песочницы.
Игры – детям старше 7 лет.
Игра «создай свой мир» (в одиночку или коллективная) актуальна лет до 11-12. Потом интерес к ней спадает, вернее, появляются более острые интересы пубертатного периода, которые затмевают «детскую» песочницу.
И тем не менее, даже взрослые время от времени могут позволить себе погрузиться в песочную магию. Существует же популярный «Сад камней» (сдержанная бизнес-версия песочницы, продвигаемый как «антистресс»).
В нашем детском саду оборудована сенсорная комната, где ребята могут взаимодействовать с песком, используя песочный стол с электронной подсветкой. Рисование песком – развивает фантазию, творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психо-эмоциональное состояние дошкольников.
Непосредственно в группах используются, изготовленные педагогами и родителями, песочницы различные по размеру и своему наполнению.
Важно…
Песочница и всё что к ней прилагается, не должно находится в постоянном свободном доступе. Пусть ребенок играет сколько угодно часто и долго, но после игры всё всегда собирается и убирается.
Это важно, и дело тут не только в риске нечаянно рассыпать песок — так у ребенка сохранится особое отношение к этой игре.
Список используемой литературы:
1.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста /О.Ю. Епанчинцева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011 2. Шутова Н.А. « Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов» [Электронный ресурс] / Н.А. Шутова – Адрес доступа: http://shytova.kotvsapogah-46.edysite.ru/DswMedia/proektkiheticheskiypesok.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Песок и вода"
Краткосрочный проек преднозначен для реализации в средней группе детского сада....
Исследовательский проект "Чесночок - мой дружок"
С наступлением сезона холодов воспитатели в детском саду и родители дома начинают усиленно предлагать детям употреблять в пищу чеснок и лук, с целью профилактики простудных заболеваний.Не секрет, что ...
Проект "Лучок- зелёный дружок"
Проект предназначен для детей средней группы...
Проект "Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок"
Проект «Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок» - способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительну...
Проект "Лучок наш дружок"
В раннем возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, он учится замечать красоту природы и видеть, насколько разнообразны и многочисленны ее обитател...
Проект "И песок и дружок!"
Игры с кинетическим песком в период адапптации детей...
Фотоотчёт детско-родительского проекта "Лучок-наш дружок"
Познавательное развитие...