Опыт работ с детьми с ОВЗ.
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Опыт работы с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в условиях ДОУ (из опыта работы воспитателя Едомских Натальи Ивановны)
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской инвалидности в частности весьма актуальна. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Вся моя работа с детьми ОВЗ построена на системном подходе к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.
Данная проблема актуальна и для нашего образовательного учреждения. В настоящее время группы общеразвивающей направленности детского сада посещают 15 детей с задержкой психического развития. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования – главная цель .
Основными задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями я считаю:
- Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
- Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
- Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
- Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
В соответствии с поставленным диагнозом и рекомендациями ПМПК ,учетом психофизических особенностей ребенка, в соответствии образовательной программы ДОУ, с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой, составила ИОМ ( индивидуальный образовательный маршрут), для каждого ребенка.
Чтобы создать ИОМ ребенка ОВЗ. Наблюдала, беседовала с ребенком, диагностировала ( только с письменного разрешения родителей) проблемные и успешные зоны развития, а затем работала над индивидуальным подбором заданий и занятий. Дети были включены в разные формы обучения и воспитания: фронтальные, подгрупповые, индивидуально коррекционные занятия.
ИОМ включает следующие направления смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно – действенного мышления до словесно – логического, расширение и накопление пассивного словаря, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания. Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий в образовательном процессе использовала следующие формы работы.
Основные направления коррекционной работы
Формы работы | Время в режиме дня |
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика | В течение дня |
Гимнастика с включением упражнений для профилактики осанки и плоскостопия | После дневного сна «Гимнастика пробуждения» |
Упражнения на развития внимания,мышления, упражнения на закрепление звукопроизношения,слоговой структуры слова, лексико- грамматически дидактические игры и упражнения | 2 половина дня «коррекционный час» |
Организованная образовательная деятельность ( в соответствии с планированием). Включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности. | По расписанию ООД |
Коррекционная работа воспитателя в совместной деятельности с ребенком в режимных моментах, по организации трудовой, игровой, познавательно – исследовательской деятельности, продуктивной, чтение художественной литературы. | В течение дня по плану образовательной работы |
Контроль свободного общения с ребенком, закрепление речевых и коммуникативных навыков свободной деятельности ребенка в повседневной жизни. | В течение дня |
С учетом требований ФГОС ДО при оценке динамики продвижения ребенка, не сравниваю его ресурс с достижениями других детей, а с его собственными достижениями на предыдущем этапе развития. Индивидуальную работу я провожу с детьми во второй половине дня.
Работа с родителями
Дата | Формы и методы | Содержание работы |
Каждый месяц | Индивидуальные встречи с родителями | Беседы о развитии ребенка, его интересах, способностях и отрицательных черт характера |
Каждый четверг | Родительские пятиминутки | Индивидуальные консультации специалистов (воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра) |
1 раз в месяц | Индивидуальные консультации | Познакомить родителей с проблемами и успехами по усвоению ребенком программы |
В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.
Сопровождение детей осуществляют:
- Медицинский работник - мониторинг здоровья воспитанников.
- Педагог-психолог - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.
- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы. Предметно - пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
В моей группе имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь, сухой бассейн. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Учитывая наличие воспитанников с двигательными нарушениями, группы оснащены мягкими модулями и мягкой игровой мебелью. В связи с этим, можно отметить эффективность психолого – педагогического сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами образовательного учреждения, позволяет детям благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Перспектива дальнейшей работы группы:
- Разработать план массовых мероприятий с детьми ОВЗ.
Список методической литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (5 -6 лет). Старшаая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
.
Дыбина О.В., ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (5 -6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Комарова Т.С., ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (5-6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
Помораева И. А., Позина В. А., ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников».
Бояркова Н. Ю., Косицина М. П., Коррекционная педагогическая работа в детском саду для детей ЗПР,, - Секачев, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"
Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...
опыт работы с детьми и родителями
В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год....
Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора
Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....
Опыт работы с детьми раннего возраста.
Раннее детсво - это важнейший период в становлении личности ребенка. В этот период происходит формирование основных функций нервной системы, и прежде всего функций коры головного мо...
Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»
Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство» Приготовила: Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категори...
Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровой гимнастики Екатерины Железновой
Нетрадиционные подходы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста: Игровая гимнастика Екатерины Железновой....
Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми
Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...