Конспект логопедического занятия «Мебель.Знакомство с новым звуком [Р], [Р’] и буквой «Р»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Дарья Рязанова

ЦельЗакрепить знания по теме«Мебель»Познакомить детей со звуками [Р], [Р’] и буквой «Р».

Задачи:

Коррекционно— образовательные:

Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели.

познакомить детей с новыми звуками [р,р’];

характеристики звуков р, рь и их обозначение;

автоматизировать звук р, рь в слогах, словах и предложениях;

познакомить с буквой Р;

научить дифференциацировать звуки [р-рь];

звуковой-слоговой анализ слова

Коррекционно— развивающие:

упражнять в чтении сочетаний с изученными буквами;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

развивать мышление, внимание, память.

Коррекционно— воспитательные:

воспитывать умение работать на занятии;

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

воспитание аккуратности и бережного отношения к мебели;

формирование умения слушать собеседника;

Оборудование: предметные картинки на тему «мебель», картинка с изображением схемы звуков и буквы, фишки синие, красные, зеленые, схема звуко-слогового анализа слова, картинки слов,

Лексический материал:

Предметы: Парта, шкаф, письменный стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, раскладушка, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, буфет, стенка.

Признаки : детская, игрушечная, кухонная, школьная (мебель); круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, раскладной (стол, журнальный (столик); полированная, плетеная, лакированная, деревянная, пластмассовая (мебель).

Действия: ухаживать (за мебелью, вытирать (пыль, передвигать, переставлять, обставлять (квартиру); задвигать (стулья, раздвигать (стол, ремонтировать, вешать (полки).

Ход занятия

I. Организационный момент

Л: Ребята, давайте

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Ребята, я подготовила для вас интересную игру, которая называется «Подскажи словечко». Давайте поиграем в эту игру. Слушайте внимательно.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошел

И поставил сок на… (стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки в… (буфете).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика… (ИЗ шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля… (ПОД диван).

Книжку новую Ивана

Я достал… (ИЗ-ПОД дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет… (НА кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть - чуть… (НА стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы… (В кресле).

(Логопед достает по одной картинке с мебелью)

-Молодцы, скажите, а как можно назвать все эти предметы одним словом?

(Мебель)

Мебель –это предметы комнатной обстановки.

- Давайте, вспомним, а, для чего нужна мебель(Для удобства в жизни, для красоты и уюта)

- Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?

- Кто знает, где изготавливают мебель(Мебельная фабрика. Столярная мастерская)

- Как называется мастер, который изготавливает мебель(Столяр)

- Как называется магазин, в котором продают мебель(Мебельный)

Молодцы.

II.Основной этап. Знакомство с новым звуком.

Л: А сейчас мы с вами повторим, что такое звуки и какими они бывают.

Повторение

1. Что такое звуки(Звуки слышим, произносим)

2. Что такое буквы(Буквы читаем, пишем)

3. На какие две группы делятся все звуки(гласные, согласные)

4. Почему называются гласные?

5. Сколько гласных звуков мы изучили? Назовите. (А, о. у. ы, э, и)

6. Каким цветом обозначаем гласные звуки (красным)

7. Вспомните характеристики согласных звуков : твердые-мягкие, звонкие-глухие

8. Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки (синим)

9. Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки (зеленым)

10. А как мы обозначаем звонкие согласные звуки(колокольчиком)

Введение в тему.

Л: Ребята, отгадайте звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Прослушайте внимательно стихотворение.

Потерялась буква (Р).

Где? В трамвае, например.

Или мы её вчера

Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали (проверьте)

В распечатанном конверте?

Может, милиционер

Приведет нам букву эту (Р?

Но сказала громко Маша:

- Отыскалась буква наша!

Посмотри, как просто это:

Рыба! Рак! Рука! Ракета!

Артикуляционные гимнастика

Л: Чтобы нам четко и красиво произносить звук р,рь,нам нужно размять наши язычки. Повторяйте за мной.

Почистим зубы

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Маляр

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Грибок

Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Лошадка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Л: Какие все молодцы, хорошо выполнили гимнастику. Я покажу вам, как правильно говорить звук «р».

Правильная артикуляция звука «Р» :

- губы открыты

- зубы разомкнуты

- кончик языка поднят к небу (альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол

- воздушная струя сильная

звук «Р» произносится с голосом - звонкий

«Р» - согласный, непарный, звонкий, твердый парный.

«Рь»-согл., непарный, мягкий парный

Звуки Р и Рь какие(согласные, звонкие)

Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий)

Л: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Поймай нужный звук в слове хлопком».

ЛИнструкция: Если услышишь звук [р], [рь]в слове - хлопни в ладоши. Слова: кран, морковь, шалаш, кровать, стул, кресло, ботинок, раскладушка, диван, зеркало, стол, дверь.

Л: Молодцы, а теперь повторите за мной прямые слоги со звуком Р, Рь.

Ра — ро — ру — ры

РЕ, РЁ, РИ, РЮ, РЯ.

Слова: нора, гора, кора, ремень, парад, Вера, пара, Варя, барабан, баран, рис, гитара, река, рука,

Предложения из 3-х слов

Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. У Бори фонарик. Варя режет редиску. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье.

Физкультминутка «Мебель»

Л: Давайте отдохнем и выполним физкультминутку. Встаем около своих стульев.

Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)

Мебель там приобретём :

Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)

И табурет, (приседают)

Кровать – на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку)

Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)

И стол большой (разводят руки в стороны)

И отвезем домой (крутят руль)

Л: Отдохнули, теперь пора поиграть в интересную игру.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКОВ Р - Р’? Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Шкаф – из дерева. Какой шкаф? – Деревянный.

Стол – из стекла. Какой стол? – Стеклянный.

Стул – из пластмассы. Какой стул? – Пластмассовый.

Кресло – из кожи. Какое кресло? – Кожаное.

Диван – из велюра. Какой диван и т. д.

Кровать из дерева - … деревянная

Стол из стекла - …

Стул из пластмассы - …

Мебель из пластика - … и т. д.

Звуково-слоговой анализ слова

Л: А сейчас мы с вами вспомним характеристику звуков в слове и составим схему данных слов. У каждого из вас будет свое слово.

Кресло, парта, раскладушка, зеркало, кровать.

Подведение итогов занятия.

Л: С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику звуку [Р] и звуку [P’] (Согласный, твёрдый - мягкий, звонкий.)

Какие задания мы выполняли?

Какое задание вам понравилось?

Молодцы, мне понравилось, как вы работали.

До свидания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦельЗакрепить знания по теме«Мебель»Познакомить детей со звуками [Р], [Р’] и буквой «Р».

Задачи:

Коррекционно— образовательные:

Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели.

познакомить детей с новыми звуками [р,р’];

характеристики звуков р, рь и их обозначение;

автоматизировать звук р, рь в слогах, словах и предложениях;

познакомить с буквой Р;

научить дифференциацировать звуки [р-рь];

звуковой-слоговой анализ слова

Коррекционно— развивающие:

упражнять в чтении сочетаний с изученными буквами;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

развивать мышление, внимание, память.

Коррекционно— воспитательные:

воспитывать умение работать на занятии;

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

воспитание аккуратности и бережного отношения к мебели;

формирование умения слушать собеседника;

Оборудование: предметные картинки на тему «мебель», картинка с изображением схемы звуков и буквы, фишки синие, красные, зеленые, схема звуко-слогового анализа слова, картинки слов,

Лексический материал:

Предметы: Парта, шкаф, письменный стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, раскладушка, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, буфет, стенка.

Признаки : детская, игрушечная, кухонная, школьная (мебель); круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, раскладной (стол, журнальный (столик); полированная, плетеная, лакированная, деревянная, пластмассовая (мебель).

Действия: ухаживать (за мебелью, вытирать (пыль, передвигать, переставлять, обставлять (квартиру); задвигать (стулья, раздвигать (стол, ремонтировать, вешать (полки).

Ход занятия

I. Организационный момент

Л: Ребята, давайте

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Ребята, я подготовила для вас интересную игру, которая называется «Подскажи словечко». Давайте поиграем в эту игру. Слушайте внимательно.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошел

И поставил сок на… (стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки в… (буфете).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика… (ИЗ шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля… (ПОД диван).

Книжку новую Ивана

Я достал… (ИЗ-ПОД дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет… (НА кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть - чуть… (НА стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы… (В кресле).

(Логопед достает по одной картинке с мебелью)

-Молодцы, скажите, а как можно назвать все эти предметы одним словом?

(Мебель)

Мебель –это предметы комнатной обстановки.

- Давайте, вспомним, а, для чего нужна мебель(Для удобства в жизни, для красоты и уюта)

- Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?

- Кто знает, где изготавливают мебель(Мебельная фабрика. Столярная мастерская)

- Как называется мастер, который изготавливает мебель(Столяр)

- Как называется магазин, в котором продают мебель(Мебельный)

Молодцы.

II.Основной этап. Знакомство с новым звуком.

Л: А сейчас мы с вами повторим, что такое звуки и какими они бывают.

Повторение

1. Что такое звуки(Звуки слышим, произносим)

2. Что такое буквы(Буквы читаем, пишем)

3. На какие две группы делятся все звуки(гласные, согласные)

4. Почему называются гласные?

5. Сколько гласных звуков мы изучили? Назовите. (А, о. у. ы, э, и)

6. Каким цветом обозначаем гласные звуки (красным)

7. Вспомните характеристики согласных звуков : твердые-мягкие, звонкие-глухие

8. Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки (синим)

9. Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки (зеленым)

10. А как мы обозначаем звонкие согласные звуки(колокольчиком)

Введение в тему.

Л: Ребята, отгадайте звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Прослушайте внимательно стихотворение.

Потерялась буква (Р).

Где? В трамвае, например.

Или мы её вчера

Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали (проверьте)

В распечатанном конверте?

Может, милиционер

Приведет нам букву эту (Р?

Но сказала громко Маша:

- Отыскалась буква наша!

Посмотри, как просто это:

Рыба! Рак! Рука! Ракета!

Артикуляционные гимнастика

Л: Чтобы нам четко и красиво произносить звук р,рь,нам нужно размять наши язычки. Повторяйте за мной.

Почистим зубы

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Маляр

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Грибок

Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Лошадка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Л: Какие все молодцы, хорошо выполнили гимнастику. Я покажу вам, как правильно говорить звук «р».

Правильная артикуляция звука «Р» :

- губы открыты

- зубы разомкнуты

- кончик языка поднят к небу (альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол

- воздушная струя сильная

звук «Р» произносится с голосом - звонкий

«Р» - согласный, непарный, звонкий, твердый парный.

«Рь»-согл., непарный, мягкий парный

Звуки Р и Рь какие(согласные, звонкие)

Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий)

Л: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Поймай нужный звук в слове хлопком».

ЛИнструкция: Если услышишь звук [р], [рь]в слове - хлопни в ладоши. Слова: кран, морковь, шалаш, кровать, стул, кресло, ботинок, раскладушка, диван, зеркало, стол, дверь.

Л: Молодцы, а теперь повторите за мной прямые слоги со звуком Р, Рь.

Ра — ро — ру — ры

РЕ, РЁ, РИ, РЮ, РЯ.

Слова: нора, гора, кора, ремень, парад, Вера, пара, Варя, барабан, баран, рис, гитара, река, рука,

Предложения из 3-х слов

Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. У Бори фонарик. Варя режет редиску. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье.

Физкультминутка «Мебель»

Л: Давайте отдохнем и выполним физкультминутку. Встаем около своих стульев.

Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)

Мебель там приобретём :

Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)

И табурет, (приседают)

Кровать – на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку)

Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)

И стол большой (разводят руки в стороны)

И отвезем домой (крутят руль)

Л: Отдохнули, теперь пора поиграть в интересную игру.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКОВ Р - Р’? Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Шкаф – из дерева. Какой шкаф? – Деревянный.

Стол – из стекла. Какой стол? – Стеклянный.

Стул – из пластмассы. Какой стул? – Пластмассовый.

Кресло – из кожи. Какое кресло? – Кожаное.

Диван – из велюра. Какой диван и т. д.

Кровать из дерева - … деревянная

Стол из стекла - …

Стул из пластмассы - …

Мебель из пластика - … и т. д.

Звуково-слоговой анализ слова

Л: А сейчас мы с вами вспомним характеристику звуков в слове и составим схему данных слов. У каждого из вас будет свое слово.

Кресло, парта, раскладушка, зеркало, кровать.

Подведение итогов занятия.

Л: С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику звуку [Р] и звуку [P’] (Согласный, твёрдый - мягкий, звонкий.)

Какие задания мы выполняли?

Какое задание вам понравилось?

Молодцы, мне понравилось, как вы работали.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему:«Приключения Чижика. Звук и буква Ч».

Данный конспект занятия позволит детям закрепить правильное произношение звука [Ч], а также познакомить с печатным написанием буквы Ч....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....