Доклад по теме: «Роль дидактических игр в развитии дошкольников»
статья
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Наиболее приемлемой для развития познавательной активности и формирование предпосылок к учебной деятельности на мой взгляд является дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskih_igr_v_razvitii_doshkolnikov.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Роль дидактических игр в развитии дошкольников» Составил воспитатель: Соколова Ирина Александровна
Добрый день уважаемые коллеги свое выступление я начну с притчи:
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я.
Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Наиболее приемлемой для развития познавательной активности и формирование предпосылок к учебной деятельности на мой взгляд является дидактическая игра.
Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной и привлекательной для детей.
Дидактическая игра помогает педагогу решить следующие задачи:
1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
5. Формировать связную речь
6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;
Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
При подборе игр я учитываю возрастные особенности и умственное развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры я включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, и в индивидуальную работу с детьми. Игры для образовательной деятельности я подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.
По математике подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: это игры головоломки; игры шутки; игры с занимательными вопросами такие как : «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Живые числа».
Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, то больше внимания уделяю дидактическим играм по развитию речи, которые расширяют и активизируют словарь,
формирует правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли.
Я использую дидактические игры такие как: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет», «Театрализованные игры».
При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, которые способствуют развитию любознательности и наблюдательности, я использую такие игры как: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка», «Времена года».
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образцы действий, образцы высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей.
Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов я использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы я использую режимные моменты
Такие, как одевание и раздевание на прогулку, подъём после дневного сна.
Варианты заданий:
I. При одевание и раздевание на прогулку предлагала детям
сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу. Определяли, много ли ребят пришло в куртках, и кофточках;
II. После дневного сна предлагала детям:
• застилая постели, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало и подушка;
• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие;
III. На прогулке использовала дидактические игры такие как:
• «Найди, что покажу», «Найди, что назову»
• упражняя детей в счете, мы считаем формочки, лопатки, листья, цветы;
• наблюдая за небом, я обговариваю с детьми форму солнца, облаков
активно использую пальчиковую гимнастику.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра — является наиболее эффективным средством всестороннего развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей на занятиях»
...
Консультация для родителей на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"
Консультация на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...
Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии дошкольника»
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития"....
Статья на тему:«Роль дидактических игр в развитии дошкольников»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...
Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии дошкольника»
Консультация на тему:«Роль дидактической игры в развитии дошкольника»...
Доклад по теме "Роль дидактических игр в развитии младшего дошкольника"
Доклад по теме "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...