Доклад по теме: «Роль дидактических игр в развитии дошкольников»
статья

Соколова Ирина Александровна

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни  ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Наиболее приемлемой для развития  познавательной активности  и формирование предпосылок к учебной деятельности на мой взгляд является дидактическая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_v_razvitii_doshkolnikov.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Роль дидактических игр в развитии дошкольников»                                                                                                   Составил воспитатель: Соколова Ирина Александровна 

Добрый день уважаемые коллеги свое выступление я начну с притчи:

«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили   мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня  озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него.

      «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!»

      В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни  ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Наиболее приемлемой для развития  познавательной активности  и формирование предпосылок к учебной деятельности на мой взгляд является дидактическая игра.

        Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

        Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной и привлекательной для детей.

       Дидактическая игра помогает педагогу решить следующие задачи:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

       Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

При подборе игр я  учитываю  возрастные особенности и умственное развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры я включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, и  в индивидуальную работу с детьми. Игры для образовательной деятельности  я подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

 По математике  подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: это игры головоломки; игры шутки; игры с занимательными вопросами  такие как : «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Живые числа».

        Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, то больше внимания уделяю дидактическим играм по развитию речи, которые расширяют и активизируют словарь,

формирует правильное  звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли.

         Я использую дидактические игры такие как: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет», «Театрализованные игры».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире,  которые способствуют развитию любознательности   и наблюдательности,  я использую такие игры как: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка», «Времена года».

         В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образцы действий, образцы высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей.

        Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов я использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы я использую  режимные моменты

Такие, как одевание  и раздевание на  прогулку, подъём после дневного сна.

Варианты заданий:

     I.  При одевание  и раздевание на  прогулку  предлагала детям

сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу.  Определяли, много ли ребят пришло в куртках, и кофточках;

    II. После  дневного сна предлагала детям:

• застилая постели, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало и подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие;

   III. На  прогулке использовала дидактические игры такие как:

• «Найди, что покажу», «Найди, что назову»

•  упражняя детей  в счете, мы считаем  формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за небом,  я обговариваю с детьми форму солнца, облаков

активно использую  пальчиковую  гимнастику.

        Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

        Таким образом, можно сказать, что  дидактическая  игра — является наиболее эффективным средством всестороннего развития  ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"

Консультация на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии дошкольника»

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития"....

Статья на тему:«Роль дидактических игр в развитии дошкольников»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии дошкольника»

Консультация на тему:«Роль дидактической игры в развитии дошкольника»...

Доклад по теме "Роль дидактических игр в развитии младшего дошкольника"

Доклад по теме "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...