Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
материал

Коваленко Елена Владимировна

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности, позволяет снизить заболеваемость воспитанников, а также предложит детям, насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность без увеличения нагрузки и реализовать главную их потребность-потребность в движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

Сохранение и укрепление здоровья детей - основная цель любого дошкольного учреждения. Это не случайно, так как констатируется снижение двигательной активности, начиная с раннего детства. Все больше детей вырастает, пока прогулки ребенка проводятся в коляске, хотя он умеет ходить; автоматизация и компьютеризация быта, учёбы и труда; пассивный отдых, развитие индустрии развлечения, практически не требующих мышечных затрат; развитие транспортной индустрии- определяют малоподвижный образ жизни современного человека. Плюс к этому, завышенные требования, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Ни для кого ни секрет, что существует ограничения детей в сфере движения в условиях и детского сада, так и в семье. Из прогулок зачастую исчезают подвижные игры и спортивные упражнения, как организованные взрослыми, так и самостоятельного характера. При режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья наших детей.

Коллектив нашего ДОУ большое внимание уделяет укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и в соответствии с этим решает задачи воспитательно-образовательной работы с помощью инновационных подходов.

Сегодня я хочу вас познакомить с инновационными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

  • Приём детей, утренняя гимнастика на улице, которая повышает эмоциональный тонус, активизирует мышечный тонус, закаляет организм, повышает двигательную активность.
  • «Динамический час»-организуется воспитателем на дневной прогулке. Его длительность составляет 18-20 минут в группах младшего и среднего возраста, 25-30 минут в группах старшего дошкольного возраста. Содержание «динамического часа» определяется в соответствии с возрастом детей, упор делается на основной вид деятельности -игру.

Структура «динамического часа» состоит из 2 частей:

1. Оздоровительная разминка. Она подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.

2. Оздоровительно-развивающая часть - тренировка определённого вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Число заданий зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения «динамического часа». Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты.

Варианты построения «динамического часа»

               -игровые упражнения и подвижные игры;

               -игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

               -спортивные игры и игровые упражнения;

               -игровые упражнения и игры -эстафеты;

               -игровые упражнения и хороводные игры.

В нашем ДОУ спортивный и музыкальный зал совмещён, поэтому в холодные месяцы «динамический час», а он организуется в центрах двигательной активности - в холлах детского сада, спортивных залах при соблюдении температурного режима и облегчённой одежды, затруднителен.

  • Оздоровительно-игровой час.

При внедрении новой формы работы оздоровительно-игрового часа (подвижный час) следует учитывать: продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности в объёме и в виде основных движений. Следует учитывать, что двигательная активность повышается в весенне-летний период и снижается в осенне-зимний период.

     Основным приёмом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей с 1.5 до 2 лет -8 минут, с 2 до 3 лет-8-10 минут. Ведущая роль в данной форме работы с детьми принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход, воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, вести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остаётся учёт оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.

Другой формой физического развития детей дошкольного возраста является

  • «час» двигательного творчества. Детям предоставляется возможность самим выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т. д. Другими словами дети могут почувствовать себя хозяевами на спортивной площадке, освоить её пространство. Отсутствие внешних указаний со стороны взрослого позволяет им оценивать собственные действия, как успешные и неуспешные. Самостоятельные перемещения способствуют снятию зажатости, нерешительности, скованности. Развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастии к общему делу. Для «часа» двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной с взрослыми или сверстниками деятельности в организованном физическом пространстве. «Час» двигательного творчества проводится во второй половине дня на улице летом с 17 до 18 часов под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. Поощряется так же участие родителей. Всё это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются на спортивной площадке.

    Эффективным способом повышения двигательной активности стало использование нестандартного оборудования, поддерживающего интерес детей к занятиям физическими упражнениями в разных видах деятельности в течении всего дня.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая в нашем дошкольном учреждении и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности, позволит снизить заболеваемость воспитанников, а также предложит детям, насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность без увеличения нагрузки и реализовать главную их потребность-потребность в движении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ»

Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных ме­роприятий, реализуемая ДОУ, и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности (ДА) позволят снизить заболеваемость воспи...

«Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

Сохранение и укрепление здоро­вья детей — одна из  основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ  уделяет внимание укрепле­нию здор...

Семинар - практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе».

Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ (для педагогов) «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»....

Консультации для воспитателей « Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ.»

Инновацион­ные формамы физкультурно-оздоровительной работы с детьми от 1,5 до 7 лет....

Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня

Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной  работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...