Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход»
консультация
Консультация для педагогов
«Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход»
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей- одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск методов и средств повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленнная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» у разных авторов расшифровываются по- своему. Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребёнка и педагога. Н.К. Смирнов говорит, что эта технология относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, которая показывает, на сколько при реализации данной технологии решается задача сохранения основных субъектов образовательного процесса- детей и их родителей, педагогов.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:
Педагогическая технология- совокупность психолого- педагогических установок, методов, приёмов обучения, воспитательных средств. Она есть инструментарий педагогического процесса. (Б.Т. Лихачёв)
Педагогическая технология- системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)
Технология обучения- это точное знание того, как надо обучать, и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение. (Е.В. Бондаревская)
Педагогическая технология- система способов, приёмов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно. Т.е. как определённая система действий; разработка и воплащение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. (Г. М. Коджаспирова)
Анализируя различные описания, следует принять следующее определение:
Педагогическая технология- это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к детям- целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Применительно к взрослым- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ и доступному просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
-1) Системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью участников.
-2) Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
-3) Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании- классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Физкультурно- оздоровительные технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребёнка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологиивалеологического просвещения родителей.
- Медико- профилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
- Физкультурно- оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка; развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажёрах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и педагогами дошкольного учреждения. Отдельные приёмы этих технологий широко используются педагогами дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса. В процессе НОД и на прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребёнком и др.
- Технологии социально- психологического благополучия ребёнка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка- дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье.
- Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада. Развитие потребности к здоровому образу жизни.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном учреждении- это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий- становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать и сохранять его.
В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
- Технологии валеологического просвещения родителей- это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. Обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Возможности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Обеспечение выбора использования здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ.
В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдёт о педагогических здоровьесберегающих технологиях):
- Технологии сохранения и стимулирование здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии.
Педагогические здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.
- Стретчинг
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая- НОД «Физическая культура»
- Проблемно- игровые: игротренинги, игротерапия.
- Коммуникативные игры.
- Точечный самомассаж.
- Технологии музыкального воздействия.
- Арт- терапия.
- Сказкотерапия.
- Технологии воздействия цветом.
- Психогимнастика.
- Логоритмика.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка- дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Российского образования.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:
- Типа дошкольного учреждения
- Конкретных условий ДОУ
- Организации здоровьесберегающей среды
- От программы, по которой работают педагоги
- Продолжительности пребывания детей в ДОУ
- От показателей здоровья детей
- Профессиональной компетентности педагогов
Рекомендации по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Стретчинг- не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста в спортивном зале в хорошо проветренном специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель- инструктор по ФИЗО или педагог.
- Динамические паузы- во время НОД по 2-5 мин. В зависимости от степени утомляемости детей. Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики. Ответственный: инструктор по ФИЗО или педагоги.
- Релаксация- в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей. Педагог определяет интенсивность технологии. Релаксация используется и проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. Ответственный: инструктор по ФИЗО, педагоги, психолог.
- Пальчиковая гимнастика- с младшего возраста индивидуально или с подгруппой детей ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Ответственный: педагоги.
- Гимнастика для глаз- ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: педагоги.
- Дыхательная гимнастика- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Педагогу необходимо проветрить помещение, дать воспитанникам инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственные: педагоги.
- Динамическая гимнастика- ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственные: педагоги.
- Корригирующая гимнастика- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, педагоги.
- Ортопедическая гимнастика- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, педагоги.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
НОД «Физическая культура»- 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст- в группе- 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин. Средний возраст- 20-25 мин. Старший возраст- 25-30 мин. Перед НОД необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, педагоги.
Проблемно- игровые игротреннинги, игротерапия- в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. НОД может быть организована не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Коммуникативные игры- 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Организация НОД строится по определённой схеме и состоит из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Самомассаж- в зависимости от поставленных педагогом целей, либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, медицинская сестра, педагоги.
Точечный массаж- проводится с наступлением эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время, начиная со старшего возраста. Выполняется строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, медицинская сестра, педагоги.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы, либо НОД 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Ответственный исполнитель: педагоги.
Арт- терапия-сеансами НОД по 30-35 мин. Начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов НОД. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Сказкотерапия- НОД 2-4 раза в месяц по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, или это может быть групповое рассказывание, где расказчиками являются несколько детей, а все остальные дети повторяют необходимые движения в соответствии с текстом. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Технологии воздействия цветом- как специальная НОД 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход»
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей- одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск методов и средств повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленнная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» у разных авторов расшифровываются по- своему. Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребёнка и педагога. Н.К. Смирнов говорит, что эта технология относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, которая показывает, на сколько при реализации данной технологии решается задача сохранения основных субъектов образовательного процесса- детей и их родителей, педагогов.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:
Педагогическая технология- совокупность психолого- педагогических установок, методов, приёмов обучения, воспитательных средств. Она есть инструментарий педагогического процесса. (Б.Т. Лихачёв)
Педагогическая технология- системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)
Технология обучения- это точное знание того, как надо обучать, и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение. (Е.В. Бондаревская)
Педагогическая технология- система способов, приёмов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно. Т.е. как определённая система действий; разработка и воплащение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. (Г. М. Коджаспирова)
Анализируя различные описания, следует принять следующее определение:
Педагогическая технология- это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к детям- целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Применительно к взрослым- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ и доступному просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
-1) Системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью участников.
-2) Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
-3) Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании- классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Физкультурно- оздоровительные технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребёнка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологиивалеологического просвещения родителей.
- Медико- профилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
- Физкультурно- оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка; развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажёрах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и педагогами дошкольного учреждения. Отдельные приёмы этих технологий широко используются педагогами дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса. В процессе НОД и на прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребёнком и др.
- Технологии социально- психологического благополучия ребёнка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка- дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье.
- Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада. Развитие потребности к здоровому образу жизни.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном учреждении- это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий- становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать и сохранять его.
В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
- Технологии валеологического просвещения родителей- это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. Обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Возможности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Обеспечение выбора использования здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ.
В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдёт о педагогических здоровьесберегающих технологиях):
- Технологии сохранения и стимулирование здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии.
Педагогические здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.
- Стретчинг
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая- НОД «Физическая культура»
- Проблемно- игровые: игротренинги, игротерапия.
- Коммуникативные игры.
- Точечный самомассаж.
- Технологии музыкального воздействия.
- Арт- терапия.
- Сказкотерапия.
- Технологии воздействия цветом.
- Психогимнастика.
- Логоритмика.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка- дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Российского образования.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:
- Типа дошкольного учреждения
- Конкретных условий ДОУ
- Организации здоровьесберегающей среды
- От программы, по которой работают педагоги
- Продолжительности пребывания детей в ДОУ
- От показателей здоровья детей
- Профессиональной компетентности педагогов
Рекомендации по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Стретчинг- не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста в спортивном зале в хорошо проветренном специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель- инструктор по ФИЗО или педагог.
- Динамические паузы- во время НОД по 2-5 мин. В зависимости от степени утомляемости детей. Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики. Ответственный: инструктор по ФИЗО или педагоги.
- Релаксация- в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей. Педагог определяет интенсивность технологии. Релаксация используется и проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. Ответственный: инструктор по ФИЗО, педагоги, психолог.
- Пальчиковая гимнастика- с младшего возраста индивидуально или с подгруппой детей ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Ответственный: педагоги.
- Гимнастика для глаз- ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: педагоги.
- Дыхательная гимнастика- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Педагогу необходимо проветрить помещение, дать воспитанникам инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственные: педагоги.
- Динамическая гимнастика- ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственные: педагоги.
- Корригирующая гимнастика- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, педагоги.
- Ортопедическая гимнастика- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, педагоги.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
НОД «Физическая культура»- 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст- в группе- 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин. Средний возраст- 20-25 мин. Старший возраст- 25-30 мин. Перед НОД необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, педагоги.
Проблемно- игровые игротреннинги, игротерапия- в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. НОД может быть организована не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Коммуникативные игры- 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Организация НОД строится по определённой схеме и состоит из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Самомассаж- в зависимости от поставленных педагогом целей, либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, медицинская сестра, педагоги.
Точечный массаж- проводится с наступлением эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время, начиная со старшего возраста. Выполняется строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Ответственный исполнитель: инструктор по ФИЗО, медицинская сестра, педагоги.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы, либо НОД 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Ответственный исполнитель: педагоги.
Арт- терапия-сеансами НОД по 30-35 мин. Начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов НОД. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Сказкотерапия- НОД 2-4 раза в месяц по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, или это может быть групповое рассказывание, где расказчиками являются несколько детей, а все остальные дети повторяют необходимые движения в соответствии с текстом. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
Технологии воздействия цветом- как специальная НОД 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка. Ответственный исполнитель: педагоги, психолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии. Музыкотерапия"
Рекомендации воспитателям по использованию музыки в режимных моментах в группе....
консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, будущих первоклассников без ущ...
Консультация для педагогов " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО"
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а...
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....
Индивидуально-ориентированной подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.
Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере...
Из опыта работы «Портфолио дошкольника – образовательная технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход в образовании»
Портфолио дошкольника – образовательная технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход в образовании...
Консультация для молодых педагогов по теме: «Личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.»
Консультация для молодых педагогов по теме: «Личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.»...