Консультация для педагогов: "Кинезиология: оздоровление и развитие"
консультация

Иванчук Ирина Александровна

Консультация для педагогов

«Кинезиология: оздоровление и развитие»

 

Современные дети с самого раннего детства сталкиваются с сотовыми телефонами компьютерами, интернетом и т.д.… Они, конечно, становятся более эрудированными, развитыми, но вследствие того, что ребенок, много смотрит и мало разговаривает, у него развивается примитивность и бедность речи, у него страдает умственное и психическое развитие и, конечно же, у него перестает развиваться образно-логическое мышление. Такие дети не проявляют познавательной активности во время организованной образовательной деятельности, часто отвлекаются, быстро утомляются. Все это замедляет образовательный процесс. Также одной из важных проблем в развитии детей является недостаточность двигательных навыков, недоразвитие мелкой моторики и координации. Что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом. Это может привести к возникновению негативного отношения к учебе.

Как же помочь малышу? Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и речь, не перегружая излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Эти и другие вопросы легли в основу науки образовательная кинезиология. Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон [1] и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Кинезиология - наука, которая помогает ребенку восстановить баланс, равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis» - движение и «logos» - наука, т. е. наука о движениях.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, дефектология, логопедия и др.

Основная задача кинезиологии — избавить человека от внутренних блоков и зажимов, влияющих на психическое и физическое здоровье организма. Полезна кинезиология как для детей, так и для взрослых.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в разных областях психики. Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений раскрыты в трудах А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович и др. Еще древняя философская система (Конфунций), учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии.

Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие (восприятие мира через рецепторы расположенные на теле человека). Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство  мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Если нарушается работа межполушарных связей, то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формируют новые нейронные связи между полушариями головного мозга.

Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируется, а работа обоих полушарий мозга становится

сбалансированной.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка:

- улучшается способность к обучению;

- тренируется стрессоустойчивость;

- повышается уровень развития речи;

- развивается творческое восприятие;

- улучшается координация движений, развивается мелкая и крупная моторика рук,

- развиваются память, внимание, пространственные представления.

Часто данную методику применяют к детям с проблемным развитием  (ДЦП, гиперактивность, аутизм). Нарушения межполушарного взаимодействия характерны для детей с задержкой психического развития. Это проявляется в общей психической

незрелости, низкой познавательной активности во всех видах деятельности, дефицитарности психических функций, своеобразии развития речи.

Для результативности развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

- упражнения по кинезиологии проводятся ежедневно перед занятиями или во время занятий, на утренней гимнастике, в совместной деятельности, после прогулки, после сна, во второй половине дня;

- каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты;

- упражнения проводят с постепенным увеличением темпа и сложности;

- движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать и для другой стороны;

- от детей требуется четкое выполнение движений;

- упражнения могут проводиться стоя или сидя за столом;

- упражнения могут проводиться в любой последовательности.

Однако стоит особо отметить, что при вовлечении детей в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Это объясняется тем, что творческие виды работы связаны с работой правого полушария и должны выполняться при полном погружении в работу. А занятия, связанные с деятельностью левого полушария (логика, знаки, чертежи) могут быть прерваны динамической кинезиологической паузой.

            Кинезиологические упражнения подразделяются на 4 группы:

1 группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, образованную

его левой и правой половинами. Эти упражнения стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики.

Например, упражнение «Слон»

Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все

каналы восприятия аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшаются память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Упражнение стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени.

2. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу.

3. Вытяните левую руку, как хобот.

4. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

5. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке.

6. Глаза следят за движением кончиков пальцев.

7. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке.

8. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука.

9. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.

2 группа - это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела.

Упражнение «Сова»

Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе, например, при длительном письме. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу.

Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. А с помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Упражнение можно выполнять сидя или стоя.

1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надостную мышцу).

2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу.

3. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».

4. Вернитесь в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

5. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3.

6. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5 – 6 «УХ» в одну сторону).

7. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

8. Поменяйте руку и повторите то же самое.

3 группа - это упражнения, повышающие энергию тела, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.

Упражнение «Кнопки мозга»

Родители точно помнят, что у Электроника была кнопка, вернее так казалось злому Ури. А ведь была! Надо просто нажать на неё и вспомнить ответ на вопрос. Включиться, одним словом. Находятся наши кнопки под ключицами, слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром. Они помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

1. Исходное положение: выполняется стоя.

2. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами.

3. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

4. Ребенок должен просто помассировать эту область с одной стороны большим, а с другой — средним пальцем. Или же просто погладить всю область ладонью.

4 группа – это упражнения, которые способствуют углублению позитивного

отношения, т. к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствует спокойному, успешному чтению.

Упражнение «Позитивные точки»

Данное упражнение помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться, вспомнить нужный ответ, ослабить эмоциональную нагрузку и найти выход из запутанной ситуации.

После выполнения упражнения ослабевают эмоциональные реакции, что помогает сбалансировать стрессовое состояние. Легче вспоминается выученный материал, лучше усваивается и запоминается новая информация.

1. Упражнение выполняйте сидя или стоя.

2. Найдите точки на лбу, расположенные посередине между линиями волос и бровей над глазными яблоками.

3. Положите на них средний и указательный пальцы обеих рук. Прикасайтесь очень легко.

4. Держите пальцы на этих точках.

5. Если вы переживаете за предстоящую стрессовую ситуацию, можете представить ее успешное разрешение.

6. Пальцы нужно держать до тех пор, пока не почувствуете тепло.

Ознакомиться с другими упражнениями и комплексами упражнений, улучшающих навыки чтения, учения, письма, мышления, самосознания  и т.д., вы можете на страницах книги «Гимнастика мозга», авторами которой являются Пол Деннисон и Гейл Деннисон.  

            Комплексы упражнений включают в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные и телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики,  упражнения на релаксацию, массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Упражнение «Сорви яблоки» Посмотрите вправо вверх, потянитесь, сорвите яблоко, при этом сделайте вдох. Наклонитесь, положите яблоко в корзину – выдох. Посмотрите влево вверх. Там висит 2 яблока. Сначала правой, потом левой рукой потянитесь как можно выше, сделайте вдох, сорвите два яблока. Наклонитесь, положите их в корзину. Сделайте выдох. Продолжите собирать яблоки двумя руками.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Упражнение «Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка» Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Начинать рисовать нужно с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключите язык, т.е. одновременно с глазами следите за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение «Ухо-нос» Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнения для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.

Упражнение «Колечко» Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнение «Путешествие на облаке» Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попа удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Массаж воздействует на биологически активные точки.

Упражнение «Уши» Цель: энергетизация мозга. Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные – спереди. Мягко расправьте и растяните внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте  край уха, продвигаясь сверху вниз, чуть оттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха. Повторите 3 и более раз.

            Примеров подобных упражнений множество. Вы всегда можете найти их на просторах интернета и в соответствующей литературе.

            Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что кинезиология для детей очень эффективна, так как снимает усталость, повышает внимательность, стимулирует память, развивает мышление и укрепляет здоровье. Сами упражнения несложные в выполнении и вызывают интерес у детей и даже радостные эмоции (игры с пальчиками). Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более

двух-трёх дней. Это сначала кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи, и вы уже начинаете удивлять других выполнением данных упражнений. Делайте упражнения вместе с детьми. Это весело и полезно. Упражнения дают как мгновенный, так и накопительный эффект. Всем известно, что старение организма начинается со старения нашего мозга. Тренируя свой мозг, мы поддерживаем его в состоянии молодости, а значит, не позволяем стариться всему телу.

 

Предлагаю к изучению «Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений для воспитателей, родителей и детей».

Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Кинезиологический комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Упражнения следует выполнять сидя. Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнения одного упражнения, например, «Фронтально-акцепитальной коррекции», «Дыхательного упражнения Эверли» или «Постукивания».

 

  1. «Фронтально-акцепитальная (лобно-затылочная) коррекция»

Цель: активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуации.

Одну ладонь расположить на затылке, другую положить на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Сделать «глубокий вдох-пауза-выдох-пауза». Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте. Обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После появления синхронной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается «глубоким вдохом-паузой-выдохом-паузой». Упражнение нужно выполнять от 30 секунд до 10 минут до возникновения синхронной пульсации в ладонях.

  1. «Растяжка ахиллова сухожилия»

Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

1 вариант: легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и наружу.

2 вариант: стоя, держаться руками за спинку стула. Расположить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная сзади должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить тоже для другой ноги.

3 вариант: в позиции сидя, положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

  1. «Маятник»

Цель: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха делайте движения глазами, затем удерживайте глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождайте пассивным выдохом. Упражнение выполняйте с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза, глаза и язык влево – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза и т. д.).

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

 

Литература:

1.Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989

Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И.

2. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.:

Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи

«Восхождение», 1997г.

3. Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В.,

Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.

4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001

5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ

Сфера, 2008.

6.Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина. - 2009. - 3

(май-июнь).

7.Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

https://bbtape.ru/kinesio_tape_statyi.html/chto-takoe-kineziologiya.html

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-kinezeologija-kak-metod-razvitija-mozgovoi-dejatelnosti.html

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23617

https://iro86.ru/images/konferencii/2017/01/04_07.pdf

https://www.kladovaya-t.ru/eto-interesno/kineziologicheskie-uprazhneniya-dlya-razvitiya-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya.html

http://pinimc.org.ru/Docs/SPPS/Metod/SbornikGimnastika%20dlya%20uma.pdf

http://erudit-2.com/wp-content/uploads/2019/03/Авдеева-О.Ю._МЕТОДИКА-прим-я-«Гимн-мозга»-как-основы-образоват-кинез-в-школе_ДОКЛАД-к-ПЕДСОВЕТУ-7.3.19.pdf

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Кинезиология: оздоровление и развитие»

 

Современные дети с самого раннего детства сталкиваются с сотовыми телефонами компьютерами, интернетом и т.д.… Они, конечно, становятся более эрудированными, развитыми, но вследствие того, что ребенок, много смотрит и мало разговаривает, у него развивается примитивность и бедность речи, у него страдает умственное и психическое развитие и, конечно же, у него перестает развиваться образно-логическое мышление. Такие дети не проявляют познавательной активности во время организованной образовательной деятельности, часто отвлекаются, быстро утомляются. Все это замедляет образовательный процесс. Также одной из важных проблем в развитии детей является недостаточность двигательных навыков, недоразвитие мелкой моторики и координации. Что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом. Это может привести к возникновению негативного отношения к учебе.

Как же помочь малышу? Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и речь, не перегружая излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Эти и другие вопросы легли в основу науки образовательная кинезиология. Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон [1] и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Кинезиология - наука, которая помогает ребенку восстановить баланс, равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis» - движение и «logos» - наука, т. е. наука о движениях.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, дефектология, логопедия и др.

Основная задача кинезиологии — избавить человека от внутренних блоков и зажимов, влияющих на психическое и физическое здоровье организма. Полезна кинезиология как для детей, так и для взрослых.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в разных областях психики. Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений раскрыты в трудах А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович и др. Еще древняя философская система (Конфунций), учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии.

Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие (восприятие мира через рецепторы расположенные на теле человека). Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство  мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Если нарушается работа межполушарных связей, то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формируют новые нейронные связи между полушариями головного мозга.

Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируется, а работа обоих полушарий мозга становится

сбалансированной.         

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка:

- улучшается способность к обучению;

- тренируется стрессоустойчивость;

- повышается уровень развития речи;

- развивается творческое восприятие;

- улучшается координация движений, развивается мелкая и крупная моторика рук,

- развиваются память, внимание, пространственные представления.

Часто данную методику применяют к детям с проблемным развитием  (ДЦП, гиперактивность, аутизм). Нарушения межполушарного взаимодействия характерны для детей с задержкой психического развития. Это проявляется в общей психической

незрелости, низкой познавательной активности во всех видах деятельности, дефицитарности психических функций, своеобразии развития речи.

Для результативности развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

- упражнения по кинезиологии проводятся ежедневно перед занятиями или во время занятий, на утренней гимнастике, в совместной деятельности, после прогулки, после сна, во второй половине дня;

- каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты;

- упражнения проводят с постепенным увеличением темпа и сложности;

- движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать и для другой стороны;

- от детей требуется четкое выполнение движений;

- упражнения могут проводиться стоя или сидя за столом;

- упражнения могут проводиться в любой последовательности.

Однако стоит особо отметить, что при вовлечении детей в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Это объясняется тем, что творческие виды работы связаны с работой правого полушария и должны выполняться при полном погружении в работу. А занятия, связанные с деятельностью левого полушария (логика, знаки, чертежи) могут быть прерваны динамической кинезиологической паузой.
            Кинезиологические упражнения подразделяются на 4 группы:

1 группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, образованную

его левой и правой половинами. Эти упражнения стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики.

Например, упражнение «Слон»

Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все

каналы восприятия аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшаются память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Упражнение стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени.

2. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу.

3. Вытяните левую руку, как хобот.

4. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

5. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке.

6. Глаза следят за движением кончиков пальцев.

7. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке.

8. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука.

9. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.
2 группа - это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. 

Упражнение «Сова»

Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе, например, при длительном письме. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу.

Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. А с помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Упражнение можно выполнять сидя или стоя.

1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надостную мышцу).

2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу.

3. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».

4. Вернитесь в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

5. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3.

6. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5 – 6 «УХ» в одну сторону).

7. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

8. Поменяйте руку и повторите то же самое.

3 группа - это упражнения, повышающие энергию тела, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.

Упражнение «Кнопки мозга»

Родители точно помнят, что у Электроника была кнопка, вернее так казалось злому Ури. А ведь была! Надо просто нажать на неё и вспомнить ответ на вопрос. Включиться, одним словом. Находятся наши кнопки под ключицами, слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром. Они помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

1. Исходное положение: выполняется стоя.

2. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами.

3. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

4. Ребенок должен просто помассировать эту область с одной стороны большим, а с другой — средним пальцем. Или же просто погладить всю область ладонью.

4 группа – это упражнения, которые способствуют углублению позитивного

отношения, т. к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствует спокойному, успешному чтению.

Упражнение «Позитивные точки»

Данное упражнение помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться, вспомнить нужный ответ, ослабить эмоциональную нагрузку и найти выход из запутанной ситуации.

После выполнения упражнения ослабевают эмоциональные реакции, что помогает сбалансировать стрессовое состояние. Легче вспоминается выученный материал, лучше усваивается и запоминается новая информация.

1. Упражнение выполняйте сидя или стоя.

2. Найдите точки на лбу, расположенные посередине между линиями волос и бровей над глазными яблоками.

3. Положите на них средний и указательный пальцы обеих рук. Прикасайтесь очень легко.

4. Держите пальцы на этих точках.

5. Если вы переживаете за предстоящую стрессовую ситуацию, можете представить ее успешное разрешение.

6. Пальцы нужно держать до тех пор, пока не почувствуете тепло.

Ознакомиться с другими упражнениями и комплексами упражнений, улучшающих навыки чтения, учения, письма, мышления, самосознания  и т.д., вы можете на страницах книги «Гимнастика мозга», авторами которой являются Пол Деннисон и Гейл Деннисон.  

        Комплексы упражнений включают в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные и телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики,  упражнения на релаксацию, массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Упражнение «Сорви яблоки» Посмотрите вправо вверх, потянитесь, сорвите яблоко, при этом сделайте вдох. Наклонитесь, положите яблоко в корзину – выдох. Посмотрите влево вверх. Там висит 2 яблока. Сначала правой, потом левой рукой потянитесь как можно выше, сделайте вдох, сорвите два яблока. Наклонитесь, положите их в корзину. Сделайте выдох. Продолжите собирать яблоки двумя руками.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. 

Упражнение «Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка» Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Начинать рисовать нужно с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключите язык, т.е. одновременно с глазами следите за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение «Ухо-нос» Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнения для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга. 

Упражнение «Колечко» Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнение «Путешествие на облаке» Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попа удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Массаж воздействует на биологически активные точки.

Упражнение «Уши» Цель: энергетизация мозга. Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные – спереди. Мягко расправьте и растяните внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте  край уха, продвигаясь сверху вниз, чуть оттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха. Повторите 3 и более раз.

        Примеров подобных упражнений множество. Вы всегда можете найти их на просторах интернета и в соответствующей литературе.

            Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что кинезиология для детей очень эффективна, так как снимает усталость, повышает внимательность, стимулирует память, развивает мышление и укрепляет здоровье. Сами упражнения несложные в выполнении и вызывают интерес у детей и даже радостные эмоции (игры с пальчиками). Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более

двух-трёх дней. Это сначала кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи, и вы уже начинаете удивлять других выполнением данных упражнений. Делайте упражнения вместе с детьми. Это весело и полезно. Упражнения дают как мгновенный, так и накопительный эффект. Всем известно, что старение организма начинается со старения нашего мозга. Тренируя свой мозг, мы поддерживаем его в состоянии молодости, а значит, не позволяем стариться всему телу.

Предлагаю к изучению «Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений для воспитателей, родителей и детей».

Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Кинезиологический комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Упражнения следует выполнять сидя. Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнения одного упражнения, например, «Фронтально-акцепитальной коррекции», «Дыхательного упражнения Эверли» или «Постукивания».

  1. «Фронтально-акцепитальная (лобно-затылочная) коррекция» 

Цель: активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуации.

Одну ладонь расположить на затылке, другую положить на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Сделать «глубокий вдох-пауза-выдох-пауза». Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте. Обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После появления синхронной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается «глубоким вдохом-паузой-выдохом-паузой». Упражнение нужно выполнять от 30 секунд до 10 минут до возникновения синхронной пульсации в ладонях.

  1. «Растяжка ахиллова сухожилия» 

Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

1 вариант: легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и наружу.

2 вариант: стоя, держаться руками за спинку стула. Расположить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная сзади должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить тоже для другой ноги.

3 вариант: в позиции сидя, положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

  1. «Маятник»

Цель: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха делайте движения глазами, затем удерживайте глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождайте пассивным выдохом. Упражнение выполняйте с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза, глаза и язык влево – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза и т. д.).

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Литература:

1.Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989

Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И.

2. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.:

Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи

«Восхождение», 1997г.

3. Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В.,

Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.

4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001

5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ

Сфера, 2008.

6.Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина. - 2009. - 3

(май-июнь).

7.Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

https://bbtape.ru/kinesio_tape_statyi.html/chto-takoe-kineziologiya.html

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-kinezeologija-kak-metod-razvitija-mozgovoi-dejatelnosti.html

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23617

https://iro86.ru/images/konferencii/2017/01/04_07.pdf

https://www.kladovaya-t.ru/eto-interesno/kineziologicheskie-uprazhneniya-dlya-razvitiya-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya.html

http://pinimc.org.ru/Docs/SPPS/Metod/SbornikGimnastika%20dlya%20uma.pdf

http://erudit-2.com/wp-content/uploads/2019/03/Авдеева-О.Ю._МЕТОДИКА-прим-я-«Гимн-мозга»-как-основы-образоват-кинез-в-школе_ДОКЛАД-к-ПЕДСОВЕТУ-7.3.19.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Кинезиология - гимнастика для мозга"

    Каждое из кинезиологических упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный мат...

Консультация для педагогов: «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников»

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение....

Консультация для педагогов "Кинезиология, как метод активного развития дошкольников"

Консультация для педагогов "Кинезиология, как метод активного развития дошкольников"...

Консультация для педагогов "Кинезиология в физическом развитии дошкольников"

Педагоги дошкольного образовательного учреждения знакомятся с основами кинезиологии. Получают рекомендации по использованию кинезиологических двигательных упражнений в образовательной деятельности в д...

Консультация для педагогов «Кинезиология как метод активного развития дошкольников. Кинезиологические упражнения»

Кинезиология - это наука о движении, а точнее кинезиология - наука оразвитии головного мозга через движение. Это гимнастика мозга.Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющиенаслажд...