Консультации для педагогов "Кинезиология"
консультация (подготовительная группа)

Подугольникова Галина Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kineziologiya._konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc679 КБ

Предварительный просмотр:


  1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №36 «Мишутка»

Воспитатель: Галина Владимировна Подугольникова

                             Консультация для педагогов.

             «КИНЕЗИОЛОГИЯ» - гимнастика мозга

«Кинезиология» –наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Мозг, хорошо устроенный , стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

                                                                                              Мишель Де Монтень

«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения».                                                                                                      Ж. Тассо.

Слово «кинезиология» берет начало от греческого «кинезис» — движение и «логос» — наука. Направление родом из 60-х гг. двадцатого века. В ее основе лежат древневосточные философские, медицинские учения, научные направления.

Цель: Формирование интеллектуальных способностей, сохранение психологического здоровья детей  дошкольного возраста  через применение кинезиологических упражнений.        

Мы рассмотрит одно из многочисленных направлений Кинезиологии.

Актуальность: Работая с детьми дошкольного возраста я заметила,  что у детей все чаще отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения. У детей ограничены возможности познавательной деятельности, отстает развитие словесно - логического мышления, дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточно развита ручная моторика. Поэтому я поставила перед собой задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ. Формой такой работы могут стать комплексы кинезиологических упражнений..

Также на развитие головного мозга влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

*Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

*Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

*Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

*При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Все упражнения можно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека-от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. В этот период важно уделить внимание развитию таких процессов, как память, восприятие, мышление, внимание. Ученые Института физиологии детей и подростков АПН подтвердили связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, т.е мелкой моторики, развитие руки ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие моторики рук подготавливает почву для последующего формирования речи,так как существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности

Рекомендации по выполнению кинезиотерапевтических тренировок

Кинезиологией нужно заниматься ежедневно. Включение кинезиологических упражнений в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

Длительность занятий выбирается, исходя из возраста: от 1-10 минут до 10-35 минутных тренировок в день,обстановка должна быть комфортной, доброй, спокойной,придерживаться точности при выполнении каждого этапа упражнения. Занимаясь, можно сидеть или стоять при выполнении,если впереди ждут интеллектуальные нагрузки, то упражнения хорошо провести перед ними. Перед тихим часом  "Кинезиологическая сказка", после пробуждения, любое упражнения из кинезиологии. Порядок выполнения и комбинации могут быть любыми. Длительность занятий по одному комплексу упражнений от 2 недель и без ограничений.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ-СКАЗКИ

«Возвратим память зиме»

с использованием кинезиолгических упражнений в старшей группе.

Цель:развитие познавательных психических процессов.

Задачи:Обобщить знания детей об основных приметах зимы, изменениях,

происходящих зимой в растительном и животном мире. Закрепить отличительные

особенности ранней и поздней зимы.

Учить анализировать явления, используя имеющие знания о зиме в решении задач,

выполнении упражнений, заданий. Развивать мышление, память, восприятие, школьные навыки.

Оборудование:

снежинки с цифрами, карточки с картинками, карточки с

недорисованными картинками, резиновые шипованные мячики-ежи,

солнышко, облачко, тучка, вата.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:(В образе зимы)

 Раз, два,три, четыре, пять –становитесь в круг играть.

Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы

и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя

свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик

все обиды и огорчения.(вдох-выдох три раза)

А сейчас на свое место сядут те, чье имя я назвала(называть шепотом имена по

3 имени)

Воспитатель:

Мы отправимся сегодня с вами в сказку. А в сказке есть всегда

сказочные герои. В нашей сказке я буду играть роль зимы.

Ребята, злая волшебница меня заколдовала. И я не могу вспомнить зимние месяцы

Помогите мне . Телесное упражнение«Перекрестное марширование»

Задачи:

Развитие

межполушарного взаимодействия. Снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

Дети шагают высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой

по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь

одноименно колено. Закончить касаниями по противоположной ноге.

В лес отправимся гулять

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за другом гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем

И на кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Воспитатель:

Вот мы и пришли в лес

А кто же нас встречает в лесу?

Лесовичок:

Здравствуйте ребята, я хозяин леса -Лесовичок. Вы пришли ко мне в гости, а скажите какой лес бывает?

Дети:

Осенний,зимний,сосновый,хмурый,загадочный,сказочный

Воспитатель:

Ребята, Покажите мимикой сосновый лес. Покажите мимикой осенний лес.

(Дети показывают эмоции радости, хмурости)

Воспитатель:

Посмотрите, какой красивый зимний у меня лес.

Лесовичок:

Ребята, посмотрите, сколько много снежинок в лесу. На каждой

снежинке написана цифра. Вам надо сейчас надо правильно разложить числовую прямую.

Дети совместно раскладывают цифры от 1 до 10

Коллективная работа

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что с этими картинками не так?

Ответы детей.......

Воспитатель:

Верно. Их нужно дорисовать.

Дети выполняют задание «Дорисуй картинку».

Лесовичок:

Ребята, а вы знаете приметы зимы? Назовите их

Дети перечисляют приметы зимы.......

Лесовичок:

А какие зимние месяцы вы знаете?

Дети:

Декабрь, январь, февраль.

Лесовичок:

Какчеловек одевается зимой? Что происходит с животными зимой?

Что можете сказать про птиц?

Какая погода зимой?

Лесовичок:

Есть такая пословица  «Возле леса жить -голодному не быть!».

Как вы можете объяснит эту пословицу.

Ответы детей......

Лесовичок:

Какие лесные ягоды вы знаете? Какие деревья растут в лесу?

А без чего лес не может существовать

(без солнце,воды и света)

 А еще лесу необходим покой и тишина.

Воспитатель:

Ура, я все вспомнила, я вспомнила, что птицы улетают в теплые

края, насекомые прячутся в щелки, животные меняют мех, а некоторые ложатся в

спячку, человек стал тепло одеваться. Спасибо вам.

Упражнение на развитие мелкой моторики руки, массажпальцев резиновыми

шипованными мячиками-ежами)

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Словно я ласкаю кошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь, последний трюк,

Мяч

летает между рук.

Воспитатель:

Большой палец мы массируем, чтобы не болела наша голова

Указательный –чтобы дыхание было ровным.

Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок.

Безымянный –чтобы хорошо работали все наши внутренние органы

Мизинец –чтобы лучше работало сердце.

Воспитатель:

А скажите мне, что будет, если медведь осенью не нагуляет жир?

Стоят на полянке две сыроежки, да поганка. Чего больше, шляпок или ножек

(Ответы детей)

Лесовичок:

Ой, кажется метель начинается,а чтобы не замерзнуть, давайте попрыгаем.

Чередование перекрестных и односторонних шагов, или перекрестные прыжки.

Воспитатель:

А теперь разотрем ушки, чтобы не замерзли.

(Дети массируют мочки ушей)

А теперь потрем ладошки.(Дети массируют ладони рук)

Дидактическая игра

«Какая картинка лишняя?».

Дети выбирают картинки, объясняют свой выбор.

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. А теперь, ребята,  попрощаемся с Лесовичком.

Дети прощаются с Лесовичком.

Воспитатель:

Ребята, Что вам  понравилось на нашем сегодняшнем занятии?

Оцените себя на сегодняшнем занятии:

Растяжки

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик.

Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик

начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи,

расслабляются

руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и

изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое

облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2.«Дерево»

Исходное положение –

сидя на корточках. Спрятать голову в колени,

обхватить их руками. Представьте, что вы -семечко, которое постепенно

прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем

распрямите туловище, вытяните руки вверх. Зате

м напрягите тело и вытянитесь.

Подул ветер –вы раскачиваетесь, как дерево.

3.«Повороты шеи».

Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите

медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи.

Поворачивайте головой: сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми -10 раз.

Дыхательные упражнения

1.«Надуй шарик»

(имитируется надувание шариков). Дети широко разводят руки

в стороны и, глубоко вдохнув, выдувают воздух: «Ф-ф-ф». Затем имитируют звук

воздуха, выходящего из лопнувшего шарика: губы вытягивают «трубочкой» и

произносят «ш-ш-ш» (упражнение повторяют 2-3 раза).

2.«Пузырьки»

Цель:

Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному

ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних

дыхательных путей).

Описание.

Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для

коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение

действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него

соломинку.

После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же

глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем

лучше. При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с

призами.

Глазодвигательные упражнения

1.«Глаза –путешественники»

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек,

животных и т.д. Исходное положение –стоя. Не поворачивая головы найти глазами

тот или иной предмет названный воспитателем.

Упражнения –при болезнях носа и горла

1.«Лошадка».

Вспомните, как цокают копыта лошадки по мостовой. Вместе с

малышом по цокайте языком: то тише, то громче, то ускоряя, то снижая темп

движения лошадки (20-30 с).

2.«Ворона».

Села ворона на забор и решила всех развлечь своей прекрасной песней.

Она поднимает голову то вверх, то в стороны, каркает очень громко (5-6 раз). Накаркалась ворона , видимо голос потеряла -стала «каркать» беззвучно, совсем не открывая клюв (5-6 раз).

3.«Змеиный язычок».

Ребенок представляет, какой длинный язычок у змеи, и старается высунуть язык как можно больше и дотянуться до подбородка (не менее 6 раз).

4.«Зевота».

Ребенок удобно садится, расслабляется, опускает голову, широко

раскрывает рот, произнося при этом «о-ох-хо-хо-о-о» (5-6 раз).

5.«Веселые плаксы».

Имитация плача: громкие всхлипы, сопровождающиеся

прерывистыми движениями плеч и шумными вдохами без выдохов (30-40 с).

6.«Смешинка».

Представить, что в рот попала смешинка и от нее невозможно избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись. Нажав на «хохотальную кнопку» на кончике носа и посмотрев в зеркало, весело рассмеяться, произнося звуки: «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы»и. т.д.

«Зарядка для губ и языка»

Цель.

Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного

аппарата).

Описание.

Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку, с применением зеркал.

1.«Как зевает лев?».

Малыш растягивает рот в улыбке и на счёт «раз-два-три-четыре-пять» широко его открывает, а затем медленно закрывает. Упражнение повторяется 4 -5 раз.

2.«Улыбка».

Малыш широко улыбается, показывая все свои зубки, удерживая такое положение до 10 –15 секунд.

3.«Трубочка».

Ребёнку вытягивает губы в трубочку, как будто пытается

произнести звук «у», и удерживает это положение в течение 10 –15 секунд.

Для снятия психического напряжения

«Погодный массаж»

Теплыми лучами

Рисуем пальцами на спинках друг друга

Всю ее согрело

солнышко с лучиками.

Из лесов далеких

Ветерок летит.

Из малышки-тучки

Дождик моросит.

Пальчиками на спине имитируем стук дождя.

Небо потемнело,

Изображаем частый сильный дождь

Тучка подросла,

Из широкой лейки

Землю полила.

Ах, какой хороший

По спинке струится ручеек.

Выдался денек!

Вот журчит веселый

Чистый ручеек.

Снова светит солнце,

Солнышко расправило свои лучики

Спинку греет нам лучики.

Ласково смеется

Прикладываем к спинке

Людям и цветам раскрытые ладошки

Так же, на спинках детей можно рисовать всё, то угодно , даже зеркальные рисунки.

Коллеги, надеюсь, вам полезно было узнать об одной из сторон «Кинезиологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....