статья
статья (старшая группа)
«Игровые технологии в развитии речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
2022г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии в развитии речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Аннотация. В статье раскрываются условия развития коммуникативной
компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи, говорится о
коммуникативных качествах речи и их развитии в игре. В статье ставятся
задачи развития речевого общения, освещаются методы и приёмы их решения
через игровые технологии в поэтапной работе с детьми, освещается вопрос
организации взаимодействия с семьями воспитанников. В конце подводятся
итоги коррекционной работы.
Ключевые слова: общение, коммуникативная компетентность, игровые
технологии, эмоциональность речи, невербальные средства общения.
Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения,
пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Ребёнок овладевает
речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности.
По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не
является врождённой, формируется в практике взаимодействия ребёнка с
окружающими.
Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании
коммуникативной компетенции.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников
являются:
- социальная ситуация развития ребёнка,
- формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение.
Коммуникативные качества речи – это правильность, выразительность, точность, доступность. Все эти качества возможно сформировать при использовании игр и игровых приёмов, которые должны носить коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. Игра, организованная определённым образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. В игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые отношения. В процессе работы с дошкольниками чаще всего используются дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них
сходства и различия и т.д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том
числе и к речи, наблюдательность, память, сообразительность. В ходе дидактических игр развивается речевая активность детей, воспитывается
выдержка. В дидактические игры дети могут играть коллективно, подгруппами,
вдвоём. Играть в речевые игры весело и занимательно. В результате возникшего
интереса к играм речь быстрее развивается, становится грамматически
правильной, а малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому
анализу превращаются в увлекательное занятие. Полученные в дидактических играх знания и навыки дети потом переносят в сюжетно-ролевую игру, а затем и в реальную жизнь. В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области
«Речевое развитие» является: формирование устной речи и навыков речевого
общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего
народа. Одной из задач речевого развития в ФГОС ДО выделена: Овладение
речью как средством общения и культуры. Одним из принципов развития речи является: Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Одним из средств развития речи выделено: Общение взрослых и детей.
В ряде публикаций учёных (Р.И. Лалаева [2; с.19.], Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев) доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её.
В задачах развития речевого общения выделены следующие:
- обеспечение возможности контактировать и общаться со сверстниками
на занятиях и в играх;
- при общении со взрослым свободно обсуждать интересующие ребёнка
вопросы, выражать собственное мнение, инициативно вступать в диалог;
- использовать речь не только для выражения мыслей, но и для обмена
чувствами, налаживания взаимодействия со сверстниками, удовлетворения
потребности в самовыражении, творчестве.
В начале учебного года было проведено обследование уровня развития
речевого общения у дошкольников с ОНР: методом индивидуального
обследования с использованием наглядного материала, методом наблюдения
(пассивного и активного) за свободным общением детей в играх, на прогулках,
на занятиях с воспитателем. По итогам диагностики были подобраны игровые технологии, способствующие развитию у детей эмоциональности и интонационной
выразительности речи, обогащению словарного запаса.
Были поставлены задачи:
1. развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции
поведения;
2. развивать эмоциональную сферу детей, способность к сопереживанию;
3. совершенствовать воспитательно-образовательную работу через
интеграцию всех видов деятельности.
Для решения всех коррекционных задач были использованы следующие
методы:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: показ демонстрационного и наглядного материала;
- практические: игры, упражнения, занятия.
Цель игровых технологий: развитие речевого общения у дошкольников с
ОНР на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их
коммуникативной сферы в воспитательно-образовательном процессе.
Основные задачи технологий:
1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2.Обучать детей способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Формы организации детей:
- применение игр и упражнений на занятиях;
- проведение игр в парах, со всей группой, в микрогруппах;
- применение игр и упражнений в самостоятельной деятельности;
- ролевые игры;
- дискуссии, беседы; драматизации, проигрывание, анализ ситуации.
Цель первого направления коррекционной работы: Научить детей воспринимать и узнавать эмоциональное состояние человека. Был подобран игровой комплекс, способствующий развитию общения, эмоциональности речи и её интонационной выразительности.
Цель второго направления коррекционной работы: Научить детей
использовать невербальные средства общения.
Детям были предложены игры, способствующие формированию умения
пользоваться в общении мимикой и жестами.
Цель третьего направления работы: Формирование представления о
правилах общения. Были подобраны и проведены игры, способствующие формированию представлений о правилах и способах эффективного общения.
На основе работ Н.И.Формановской [5; с.45] были составлены этикетные
формулы: обращения, приветствия, прощания, просьбы, совета, предложения,
согласия, отказа, неопределённого ответа, которые постепенно нужно вводить в
лексикон детей.
Целью четвёртого направления работы было - развитие коммуникативных способностей у детей с ОНР.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В начале года было проведено родительское собрание «Учимся, играя»,
где родителям были показаны методы и приёмы активизации речевого общения
детей в семье. В октябре консультация «Азбука общения для родителей» размещена на стенде в родительском уголке. В ноябре неоднократно организовывались индивидуальные беседы для родителей воспитанников об организации речевых игр дома. В декабре совместно с родителями было проведено занятие- игра «Путешествие в страну «Играйку». В феврале родители посетили открытое фронтальное занятие с игровым сюжетом и с использованием ИКТ «До свидания, Зимушка-зима!». В марте прошёл семинарпрактикум для родителей «Роль родителей в развитии речевого общения». В апреле родители посмотрели занятия, игры, режимные моменты, прогулку в рамках «Дня открытых дверей». По итогам коррекционной работы к концу учебного года дети стали внимательнее относиться друг к другу, учитывать эмоциональное состояние собеседника. Речь их стала более эмоциональной и выразительной интонационно. У ребят были сформированы представления о правилах общения. Они стали чаще пользоваться в диалоге и в монологической речи этикетными формулами («волшебными» словами). Родители отметили, что их дети стали более разговорчивыми, стали легче знакомиться с новыми детьми и взрослыми, стали более внимательными и чуткими, речь их стала богаче. В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОНР, значительно уменьшились. В дальнейшем это поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения.
Список литературы:
1. Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушением речи «Учитель»., Волгоград 2013. 215 с.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- Спб., 2001. 218 с.
3. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» - М., изд-во « ГНОМ и Д», 2002.196 с.
4. Кольцова Е.П., Романович О.А. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет «Учитель», Волгоград 2012. 63 с.
5.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М. Икар 2002. 123с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...