статья
статья (старшая группа)
«Игровые технологии в развитии речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
2022г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии в развитии речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Аннотация. В статье раскрываются условия развития коммуникативной
компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи, говорится о
коммуникативных качествах речи и их развитии в игре. В статье ставятся
задачи развития речевого общения, освещаются методы и приёмы их решения
через игровые технологии в поэтапной работе с детьми, освещается вопрос
организации взаимодействия с семьями воспитанников. В конце подводятся
итоги коррекционной работы.
Ключевые слова: общение, коммуникативная компетентность, игровые
технологии, эмоциональность речи, невербальные средства общения.
Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения,
пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Ребёнок овладевает
речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности.
По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не
является врождённой, формируется в практике взаимодействия ребёнка с
окружающими.
Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании
коммуникативной компетенции.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников
являются:
- социальная ситуация развития ребёнка,
- формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение.
Коммуникативные качества речи – это правильность, выразительность, точность, доступность. Все эти качества возможно сформировать при использовании игр и игровых приёмов, которые должны носить коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. Игра, организованная определённым образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. В игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые отношения. В процессе работы с дошкольниками чаще всего используются дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них
сходства и различия и т.д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том
числе и к речи, наблюдательность, память, сообразительность. В ходе дидактических игр развивается речевая активность детей, воспитывается
выдержка. В дидактические игры дети могут играть коллективно, подгруппами,
вдвоём. Играть в речевые игры весело и занимательно. В результате возникшего
интереса к играм речь быстрее развивается, становится грамматически
правильной, а малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому
анализу превращаются в увлекательное занятие. Полученные в дидактических играх знания и навыки дети потом переносят в сюжетно-ролевую игру, а затем и в реальную жизнь. В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области
«Речевое развитие» является: формирование устной речи и навыков речевого
общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего
народа. Одной из задач речевого развития в ФГОС ДО выделена: Овладение
речью как средством общения и культуры. Одним из принципов развития речи является: Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Одним из средств развития речи выделено: Общение взрослых и детей.
В ряде публикаций учёных (Р.И. Лалаева [2; с.19.], Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев) доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её.
В задачах развития речевого общения выделены следующие:
- обеспечение возможности контактировать и общаться со сверстниками
на занятиях и в играх;
- при общении со взрослым свободно обсуждать интересующие ребёнка
вопросы, выражать собственное мнение, инициативно вступать в диалог;
- использовать речь не только для выражения мыслей, но и для обмена
чувствами, налаживания взаимодействия со сверстниками, удовлетворения
потребности в самовыражении, творчестве.
В начале учебного года было проведено обследование уровня развития
речевого общения у дошкольников с ОНР: методом индивидуального
обследования с использованием наглядного материала, методом наблюдения
(пассивного и активного) за свободным общением детей в играх, на прогулках,
на занятиях с воспитателем. По итогам диагностики были подобраны игровые технологии, способствующие развитию у детей эмоциональности и интонационной
выразительности речи, обогащению словарного запаса.
Были поставлены задачи:
1. развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции
поведения;
2. развивать эмоциональную сферу детей, способность к сопереживанию;
3. совершенствовать воспитательно-образовательную работу через
интеграцию всех видов деятельности.
Для решения всех коррекционных задач были использованы следующие
методы:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: показ демонстрационного и наглядного материала;
- практические: игры, упражнения, занятия.
Цель игровых технологий: развитие речевого общения у дошкольников с
ОНР на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их
коммуникативной сферы в воспитательно-образовательном процессе.
Основные задачи технологий:
1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2.Обучать детей способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Формы организации детей:
- применение игр и упражнений на занятиях;
- проведение игр в парах, со всей группой, в микрогруппах;
- применение игр и упражнений в самостоятельной деятельности;
- ролевые игры;
- дискуссии, беседы; драматизации, проигрывание, анализ ситуации.
Цель первого направления коррекционной работы: Научить детей воспринимать и узнавать эмоциональное состояние человека. Был подобран игровой комплекс, способствующий развитию общения, эмоциональности речи и её интонационной выразительности.
Цель второго направления коррекционной работы: Научить детей
использовать невербальные средства общения.
Детям были предложены игры, способствующие формированию умения
пользоваться в общении мимикой и жестами.
Цель третьего направления работы: Формирование представления о
правилах общения. Были подобраны и проведены игры, способствующие формированию представлений о правилах и способах эффективного общения.
На основе работ Н.И.Формановской [5; с.45] были составлены этикетные
формулы: обращения, приветствия, прощания, просьбы, совета, предложения,
согласия, отказа, неопределённого ответа, которые постепенно нужно вводить в
лексикон детей.
Целью четвёртого направления работы было - развитие коммуникативных способностей у детей с ОНР.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В начале года было проведено родительское собрание «Учимся, играя»,
где родителям были показаны методы и приёмы активизации речевого общения
детей в семье. В октябре консультация «Азбука общения для родителей» размещена на стенде в родительском уголке. В ноябре неоднократно организовывались индивидуальные беседы для родителей воспитанников об организации речевых игр дома. В декабре совместно с родителями было проведено занятие- игра «Путешествие в страну «Играйку». В феврале родители посетили открытое фронтальное занятие с игровым сюжетом и с использованием ИКТ «До свидания, Зимушка-зима!». В марте прошёл семинарпрактикум для родителей «Роль родителей в развитии речевого общения». В апреле родители посмотрели занятия, игры, режимные моменты, прогулку в рамках «Дня открытых дверей». По итогам коррекционной работы к концу учебного года дети стали внимательнее относиться друг к другу, учитывать эмоциональное состояние собеседника. Речь их стала более эмоциональной и выразительной интонационно. У ребят были сформированы представления о правилах общения. Они стали чаще пользоваться в диалоге и в монологической речи этикетными формулами («волшебными» словами). Родители отметили, что их дети стали более разговорчивыми, стали легче знакомиться с новыми детьми и взрослыми, стали более внимательными и чуткими, речь их стала богаче. В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОНР, значительно уменьшились. В дальнейшем это поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения.
Список литературы:
1. Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушением речи «Учитель»., Волгоград 2013. 215 с.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- Спб., 2001. 218 с.
3. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» - М., изд-во « ГНОМ и Д», 2002.196 с.
4. Кольцова Е.П., Романович О.А. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет «Учитель», Волгоград 2012. 63 с.
5.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М. Икар 2002. 123с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...