Формирование творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
статья
С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их творческий потенциал.
Сегодня мы все озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как увлечь ребёнка, сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Именно театрализованная деятельность, на мой взгляд, является самым творческим видом, рождающим что-то новое, несущее в себе отражение личности каждого ребёнка.
Театрализованная деятельность насыщена игрой, она близка и понятна ребёнку, учит жить его в этом мире, строить отношения, требует творческой активности, создаёт позитивное настроение, раскрепощает его, даёт элементы свободы и естества.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий в жизни людей и животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир, перевоплощаться и импровизировать, искать и изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом детском опыте. Поэтому, работая над творческим развитием детей, мы помогаем формировать правильную модель поведения в современном мире, повышаем общую культуру ребёнка, знакомя с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Подготовила: воспитатель Кочнёва Елена Геннадьевна
С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их творческий потенциал.
Сегодня мы все озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как увлечь ребёнка, сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Именно театрализованная деятельность, на мой взгляд, является самым творческим видом, рождающим что-то новое, несущее в себе отражение личности каждого ребёнка.
Театрализованная деятельность насыщена игрой, она близка и понятна ребёнку, учит жить его в этом мире, строить отношения, требует творческой активности, создаёт позитивное настроение, раскрепощает его, даёт элементы свободы и естества.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий в жизни людей и животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир, перевоплощаться и импровизировать, искать и изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом детском опыте. Поэтому, работая над творческим развитием детей, мы помогаем формировать правильную модель поведения в современном мире, повышаем общую культуру ребёнка, знакомя с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями.
Для достижения положительного результата при организации театрализованной деятельности следует уделять большое внимание развитию чувствам, эмоция героев, осваивать способы передачи их внешнего выражения, познавать причины возникновения того или иного настроения.
Решая проблему развития творческих способностей у детей, через театральную деятельность, мы решали следующие задачи:
- Развивать творческие способности детей через театральную деятельность;
- Формировать элементарные навыки актёрского мастерства;
- Развивать монологическую и диалогическую речь детей и её интонационную выразительность, несущую различную эмоциональную окраску;
- Развивать фантазию и способность к импровизации;
- Побуждать детей к участию в театрализованной деятельности, поощряя творческую инициативу;
- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра;
- Воспитывать доброжелательные партнёрские отношения;
- Воспитывать желание активно участвовать в театрализованной деятельности;
- Побуждать родителей и детей к совместным театрализованным играм, вызывая радостный, эмоциональный настрой.
Приступая к решению этих задач, мы в первую очередь, пересмотрели развивающую предметно-пространственную среду. Превратили уголок театрализованной деятельности в «Мини - гримёрку», где собрали разные виды театральных атрибутов - это разнообразные маски, атрибуты пальчикового, платкового, теневого, кукольного, игрушечного театра.
Это место куда каждый ребёнок в течение дня стремится попасть и выбрать для себя новый образ и действовать согласно взятой на себя роли.
Не каждая взятая ребёнком роль была ему доступна, поэтому наш 2 шаг – это непосредственная работа с детьми по перевоплощению, где желание творить и передавать окружающим настроение праздника, эмоционального наслаждения превыше всего.
В младшем дошкольном возрасте мы выбрали дидактическую игру, как один из путей вхождения детей в театрализованный мир.
Этому помогали игры-имитации, где дети учились подражать голосам животных, птиц, работали над дикцией, делали мимические упражнения: улыбка. И в тоже время предлагали упражнения такие, как: «Весёлый медвежонок», «Зайка заболел», «Учимся летать», «Кто быстрее» и другие.
Это раскрепощало детей. Они стремились каждый по – своему выполнять предлагаемые задания, внося элементы творческого начала.
Первые навыки дали неплохие результаты, дети и в подвижных играх старались эмоционально выполнять взятые на себя роли («весёлые комарики», «хитрый кот», «быстрые мышата», «звонкие колокольчики» и так далее).
Мы стремились формировать простейшие образно-выразительные умения, которые помогали отображать различные эмоции, настроение, отдельные черты характера героев и выразительные средства речи.
Элементы развития творческих способностей у детей проявлялись у всех по-разному. Многие, поддаваясь общему настрою, легко перевоплощались – ведь они играли. А некоторые (2-3 ребёнка) были зажаты, скованы эмоционально, хотя с желанием наблюдали за действиями других детей.
Игры пантомимы раскрепостили детей, они добавили уверенность в своих силах. Работая над ритмопластикой, мы переходили к созданию более глубоких ролевых образов, а именно – это речевые диалоги между героями. На 1 этапе мы дали возможность познать ребенку самого себя, своё место в окружающем пространстве, развивали способность «управлять» своим телом (напрягаться, расслабляться), работали над мимикой; учили азам диалогической речи. Но самое главное вносили элементы эмоциональной окраски в речь и действия детей.
В среднем дошкольном возрасте у детей появился интерес к театральной деятельности, каждый из них, перевоплощаясь , смог заметить, что зайчик может быть веселым, быстрым, хромым, больным и так далее. То есть, ребёнок проявлял индивидуальные способности к выбранному, нафантазированному образу, вживался в него, передавая элементы образных выразительных средств – интонацию, мимику и пантомимные движения.
Дети активно знакомились с окружающим миром, обретая ощущения гармонии своего тела, показывая это разнообразными телодвижениями, согласовывая с действиями других персонажей спектакля. Часто использовали игровые этюды «Море волнуется», «Зоопарк», «Гнёздышко» и другие, где дети вносили в воображающую ситуацию представления о разнообразных действиях героев.
Основная наша задача оставалась – это объединить спектакль с театральной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитали кукольный театр, т. к здесь они могли спрятаться за ширму от зрителей. Действуя с игрушкой, дети чувствовали себя более уверенно и защищено. Поэтому умение раскрепостить детей, вселить уверенность в их первых творческих успехах – важная задача следующего этапа.
В старшем дошкольном возрасте возрастает творческая активность детей при ознакомлении с театральной деятельностью.
Здесь особое внимание обращаем на совершенствование образных и исполнительских умений, которые формируются в ходе творческой самостоятельной деятельности при передаче образа выразительными и пантомимическими средствами под музыку. Большое внимание уделяем просмотру спектаклей, театральных инсценировок, где артист активно включается в сценическое действие. Для драматизации берём хорошо знакомые по содержанию сказки и наполняем их разнообразным речевым материалом: это упражнения над дикцией и интонационной выразительностью, логоритмика, пальчиковые игротренинги, разыгрывание речевых диалогов и так далее.
Формируем речевое актёрское мастерство, где маленький ребёнок равноправный партнёр речевого диалога героев.
Творчество детей проявляется и при обсуждении сценария спектакля, подборе атрибутов, изготовлении декораций и костюмов, прослушивании музыкального сопровождения к спектаклю.
Дети стали шире использовать элементы театральных представлений в самостоятельной деятельности, где они выступали в роли режиссеров, актёров, костюмеров, кассиров и других служащих театра.
И этому помогала сюжетно-ролевая игра «Театр», которая даёт возможность детям импровизировать речевые диалоги героев знакомых сказок и даже сочинять новые сюжеты детских представлений, развивая творческую активность и самостоятельность.
Развитие театральной деятельности в детском саду и накопление социально-чувственного опыта, способствующего формированию творческих способностей детей, как «маленьких актёров» - длительный путь, который требует активного участия родителей.
Активизация их интереса способствовали индивидуальные беседы, консультации, анкетирования по выявлению индивидуальных способностей взрослых, тематические вечера и посиделки, совместные праздники, театральные представления, в которых родители и дети являются не равнодушными участниками.
Работая над этой проблемой, мы убедились, что театральная деятельность - самый эмоционально-близкий и удивительно – привлекательный вид детской деятельности для гармонического развития и совершенствования творческих способностей детей, где ребёнок маленький экспериментатор и созидатель нечто нового для себя и окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД во 2 мл. группе Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность "В гости к сказке" ("Колобок")
На протяжении НОД дети развивают творческие способности через театрализованную деятельность...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность
Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...
Инновационный проект «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР»
Формирование нового вида взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся творческими, доброжелательными отношениями детей, музыкального руководителя, родителей по совместному развитию ар...
статья Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности
Развитие детей в театре...
Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятел...
"Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность".
Опыт работы "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...
Формирование творческих способностей через театрализованную деятельность( презентация)
Формирование творческих способностей через театрализованную деятельность( презентация)...