Проектная деятельность
проект
Метод проектов основан на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию каждого ребенка, он формирует познавательный интерес к различным областям знаний, развивает навыки сотрудничества с людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Ключинский детский сад «Звёздочка»
Проект образовательной практики
по театрализованной деятельности
«Бабушкины сказки»
Воспитатели: А.А.Варлыгина
Ю.С.Серганова
Актуальность
В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощенными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе, а особенно сложно, не имея определенного опыта, это делать детям. Начав работать в детском саду, мы столкнулись с тем, что некоторые ребята часто испытывают такие чувства как агрессия, неуверенность в себе, нежелание посещать детский сад, не могут выразить свои чувства, мысли. А, как известно, эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и движениях. Чтобы решить эти проблемы мы организовали театральную студию и постарались, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен сказкой, игрой.
Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя – вот главная задача нашей театральной студии.
В театральной студии ребята занимаются по желанию. Некоторые хорошо и быстро запоминают текст, а есть такие, кому это дается с трудом. Очевидно, что занятия в студии сказываются на формировании его взглядов, привычек и поведения.
Дети на занятиях театрализованной деятельностью тренируют мимику, оттачивают характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию. Даже самый скромный, стеснительный и неуверенный в себе ребенок, сыграв небольшую роль в сказке, становится более открытым, более раскрепощенным и уверенным в себе. Исполнение ребенком роли в сказке побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умение выразительно и четко произносить речь, двигаться по сцене.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанных с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительно эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Поэтому, мы считаем, что работа театральной студии позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Ну а самое главное – это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.
Цель проекта: Развитие речи и коммуникативных навыков у дошкольников;
Задачи проекта:
- Создать театрализованную студию «Бабушкины сказки» как средство развития речи дошкольников;
- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
Принципы:
1.Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2.Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3.Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласована с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4.Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии с учетом возраста детей.
5.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Участники деятельности:
Педагоги – дети – родители.
Тип проекта:
Творческий.
Срок реализации:
Долгосрочный.
Содержание воспитательно-образовательного процесса:
Основная идея – идея развивающего обучения.
Строя свою образовательную работу, мы опирались на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин, Т.Н.Дронова, Н.Ф.Губанова.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- изготовление декораций и атрибутов;
- презентация разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментов);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр?» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- посещение театра всей семьей;
- фотовыставки «Театральные новости»;
- выставка-презентация разных видов театра «Поиграй с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, просмотр инсценировок;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
С детьми:
1.В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.
2. Идея – не навреди.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование речи, мимики, жестов;
- Развитие инициативы, коммуникативной активности и самостоятельности;
- Укрепление взаимоотношений воспитанники – родители – воспитатели;
Этапы работы над проектом
I этап – подготовительный:
- анкетирование родителей;
- наблюдение за деятельностью детей;
- выделение целей и задач;
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
III этап – заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Критерии оценивания:
Оценка эффективности по итогам работы проявляется по двум направлениям: дети и родители.
Дети:
- знание основных видов театра и театрального искусства;
- владение первичными навыками актерского мастерства;
- интерес, проявленный в постановках и подготовке к спектаклям.
Родители:
- процент участия родителей в совместных мероприятиях;
- процент участия родителей в подготовке условий для деятельности детей.
Ресурсы:
1.Информационные:
- фото и видео материалы;
- библиотечный фонд.
2.Научно-методические:
- консультативная работа с родителями.
3.Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений для драматизации;
- подбор открыток, фотографий и презентаций о театре;
- подбор игр для развития актерского мастерства;
- оформление театрализованного, музыкального и уголка ряженья в группе.
4.Кадровые:
- воспитатели.
5.ТСО:
- проектор;
- ноутбук;
- фотоаппарат;
- музыкальный центр;
- видеокамера.
Разработанный проект будет способствовать усвоению родного языка, его выразительных средств; совершенствованию артикуляционного аппарата; формированию связной речи, обогащению словарного запаса, развитию умения общаться.
Мероприятие | Цель | Результат | Сроки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительный этап | |||
Анкетирование родителей | Выявление проблемы | Подбор информации по выявленным проблемам | Октябрь |
Наблюдение за детской театрализованной деятельностью | Выявление проблемы | Подбор информации по выявленным проблемам | Октябрь |
Консультация для родителей «Театр в детском саду», «Театр своими руками» | Повысить информационный уровень | Осведомленность родителей в данном вопросе, совместное создание условий для реализации проекта | Октябрь |
Акция «Подари сказку детям» | Создание условий для знакомства с различными видами театров | Различные виды театра в уголке для театрализации | Ноябрь |
Подбор наглядного материала, подготовка презентации и т.д. | Создать условия для реализации проекта, привлечь родителей к изготовлению костюмов и реквизита | Уголки, презентация и т.д. | Ноябрь – декабрь |
Основной этап | |||
Презентация «Чудеса из театрального чемоданчика» | Рассказать детям о различных видах театра | Повышение интереса детей к театру | В течении всего года |
Просмотр постановок Ачинского драматического театра | Знакомство с театром, профессией актер, театральным искусством | Углубление знаний о театре | В течении всего года |
Формирование уголка для театрализованной деятельности | Создать усилиями детей и родителей театральный уголок | Уголок с различными кукольными театрами в группе | Декабрь – январь |
Занятия по актерскому мастерству, подготовка к спектаклям, инсценированию | Создать условия для развития актерского мастерства и выразительности речи | Выступление в спектаклях в качестве актера | В течении всего года |
Показ театрализованной постановки «Теремок» | Создать условия для развития актерского мастерства и выразительности речи | Выступление в спектаклях в качестве актера | Март- апрель |
Презентация проекта «Театральная студия» в виде фотоотчета о проделанной работе | Вовлечение родителей в жизнь ДОУ, обобщение и подведение итогов вместе с детьми | Фотоальбом о проекте | Апрель – май |
Заключительный этап | |||
Обработка и оформление материалов проекта | Анализ результативности | Май |
Итоги проектной деятельности
Нами были созданы благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через театральную студию «Бабушкины сказки». В ходе деятельности была видна динамика развития речи, мимики, жестов, развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Отношения с родителями были выстроены на принципах взаимопонимания, сотрудничества и партнерства. В работе с родителями использовались следующие формы: консультации, совместное посещение детских театров, организация и проведение праздников, театрализованных представлений. Родители оказывали существенную помощь в создании качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах; изготовлении декораций, пошиве костюмов, оформлении зала к инсценировке и принимали активное участие в спектакле.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ключинский детский сад «Звездочка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МКДОУ
Ключинский детский сад
«Звездочка»
________ Н.С.Марченко
«____» _________ 2022г.
ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА
Название:
«Забавный островок для непосед»
Тип проекта:
Творческий, практико – ориентированный,
краткосрочный (май 2022г – август 2022г)
Авторы проекта:
Воспитатель: А.А.Варлыгина
п. Ключи
2022г
Если благоустроить территорию участка детского сада ,
то можно решить задачи эстетического, умственного,
нравственного и физического воспитания детей.
Актуальность
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для воспитания и развития детей. В детском саду - это территория для игр и активного время провождения. Это место , где ребенок общается со сверстниками и получает всестороннее развитие: умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Поэтому очень важно, чтобы благоустройство участка детского сада осуществлялось согласно всем нормам и требованиям по безопасности. Так же немало важно, чтобы детские участки были красивыми и уютными. В общественном процессе развития- среда окружения не только определяет условия существования ребенка, но и составляет основы формирования потребностей. Для их удовлетворения ребенку необходимо эстетически оформленное пространство.
Мы запланировали проект с целью благоустройства нашего участка.
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: творческий, краткосрочный
Масштаб проекта :(внутри учреждения, коллективный, с родителями).
Участники: заведующий, воспитатели, родители и дети средней группы.
Проблема:
Состояние детской площадки не соответствует требованиям
Основание проблемы:
Желание изменить уже сложившуюся среду участка детского сада, создать индивидуальный облик, соответствующий организации пространства под открытым небом, интересный воспитанникам, позволяющий более интересно организовать разные виды деятельности на прогулке.
Цель:
Создать условия для обеспечения различных направлений развития детей и организацию (игровой, познавательной, оздоровительной, интеллектуальной, самостоятельной) деятельности на прогулке в летний оздоровительный период, что позволит обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, даст возможность для реализации его права на свободный выбор вида деятельности.
Задачи:
- Разработка наиболее экономного по затратам проекта участка;
- Сбор бросового материала для создания сказочных героев ( покрышки, ведра, тазики и т. д);
- Объединение усилий воспитателей и родителей в совместной практической деятельности по благоустройству прогулочной площадки;
- Содействовать укреплению связей детского сада и семьи;
- Воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости;
- Создание эстетически оформленной, содержательной, информативной, разнообразной среды для всестороннего развития дошкольников.
Ресурсное обеспечение:
Информационная поддержка – сеть интернет, компьютерные технологии.
Материально-техническое:
- бросовый материал: шины, веревки, цепи, проволока, пластиковые бутылки;
- приобретение краски, тазов.
Учебно-методическое: Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дош.учреждений. – М.: издательство Мозаика-синтез, 2008. – 112с.
Ожидаемый результат:
- Создание условий для отдыха, игры, познавательной деятельности, охраны и укрепления здоровья детей;
- Преобразование участка с наличием новых зон, предметно- развивающей среды, привлекательных для детей даст возможность свободному выбору деятельности, познанию окружающего мира;
- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
- Родители, принимавшие участие в проектной деятельности наладят тесный контакт с коллективом родителей и получат возможность больше узнать о жизни ребенка в детском саду.
Этапы проекта
1 этап: Подготовительный
- Родительское собрание;
- Анализ состояния участка детского сада и существующих проблем;
- Постановка целей и задач;
- Изучение литературы и сетевых ресурсов;
- Разработка эскизов различных вариантов оформления участка детского сада;
- Разработка совместных действий сотрудников детского сада и родителей;
- сбор бросового материала, необходимого для строительства, реконструкции и создания новых объектов.
2 Этап: Основной
Воспитатели и родители работали над общей идеей - создание предметно- игрового и развивающего пространства.
За время реализации проекта были созданы:
- установлены постройки для занятий спортом на допустимую высоту;
- отремонтирована «Машина», песочница;
- сделаны сказочные герои(из бросового материала) –Мишка(кольцеброс), Заяц, Лиса;
- для закрепления правил дорожного движения нарисована пешеходная дорожка, по которой дети передвигаются на участок;
- окрашены все постройки;
- на стене уличной веранды нарисован сюжет из сказки «Теремок».
3 Этап: Заключительный
- Открытие летнего участка;
- Участие в районном конкурсе на лучшую территорию ДОУ «Страна детства»;
- Оформление фотовыставки;
- Презентация проекта
Конечный результат:
Преобразование развивающей предметно- пространственной среды участка детского сада в привлекательную для детей среду , представляющую возможность выбора деятельности и реализации своих возможностей.
Планируется ежегодное обновление, расширение и дополнение развивающей предметно- пространственной среды участка детского сада в соответствии с возрастными особенностями детей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Ключинский детский сад "Звёздочка"
Краткосрочный проект в старшей группе
Выполнили воспитатели:
А.А.Варлыгина
Ю.С.Серганова
\
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: краткосрочный –последняя неделя .
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи:
- Актуализировать знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных космонавтах.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
- Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность:
Космос всегда привлекал внимание детей. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом, с раннего детства они знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не так. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Дети узнают о космосе из мультфильмов, совсем не задумываясь правда ли то, что рассказывается о космосе в них. Тем не менее, у современных дошкольников остаётся много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Проблема:
1.Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики.
2.Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- Воспитаны патриотические чувства и качества.
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный
Задачи: выявление уровня представлений детей о Космосе, сбор и анализ информации.
- Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
- Подготовить презентацию «Земля в ладонях»…Космонавтике посвящается.
- Подбор мультфильмов на тему космоса.
- Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
- Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
II этап – основной
Задачи: формировать познавательный интерес. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей великой профессии.
«Познавательное развитие» | «Художественно-эстетическое развитие» | «Социально-коммуникативное развитие» | «Речевое развитие» | «Физическое развитие» | Работа с родителями | |
понедельник | НОД: «История освоения космоса» - показ фото, картинок, презентация мультимедийная, аудиотека «звуки космоса». | 1.Пластилинография: «Космос»; 2.Прослушивание музыкальных произведений «До старта 14 минут… », «Земля в иллюминаторе» В. Мигули; 3.Чтение П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп? ». | 1.Дидактическая игра: «Найди лишнее»; | Разучивание стихотворения-считалочки: «Названия планет». | 1.Физкультминутка: «Солнышко»; 2.Пальчиковая гимнастика: «Звезды»; 3.Подвижная игра "Ждут нас быстрые ракеты". | 1.Консультация: «Как познакомить дошкольника с космосом»; |
1.НОД: Беседа о космонавтах; 2.Эксперимент :"Земной шар постоянно вращается" | 1.Раскраски о космосе; | 1.Сюжетно-ролевая игра: «Столовая для космонавта»; 3.Конструирование: «Ракета». | 1.Космические загадки; | 1.Самомассаж с помощью коврика «Травка» ; | Чтение дома по теме проекта, просмотр мультфильмов «Незнайка на луне», «Белка и Стрелка». | |
вторник | ||||||
среда | 1.НОД: «Армагедон – спасение планеты Земля» ; | 1.Коллективная работа по лепке: «Загадки космоса» ; | 1.Дидактические игры: «Много звёзд на небе», «Восстанови порядок в солнечной системе» ; | 1.Считалочка: «Звездочет» ; | 1.Подвижные игры: «Кто быстрее соберёт космический мусор»; | 1.Речевой материал по теме Космос»: предложить повторить с детьми названия планет. |
четверг | 1.Ситуация – сюрприз! Посещение мобильного планетария в детском саду; | 1.Конкурс «Ловкий карандашик» - раскраски о космосе. | 1.Сюжетно-ролевая творческая игра: «Путешествие на луну»; | 1.Дидактическая игра: «Подбери созвездие», «Куда летят ракеты»; | 1.Динамическая пауза: «Полет ракеты в открытый космос»; 3.Подвижная игра: «Солнце чемпион». | 1.Предложить поговорить о профессиях, связанных с изучением космоса. |
пятница | 1.Досуг – развлечение: «Возвращение Марсика домой». | 1.Коллективная работа – аппликация: «Солнечная система» ; | 1.Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, слайдов на тему: «Космос» ; | 1.Разучивание песен, стихов. | 1.Физкультминутка: «Мы космонавты» ; | 1.Выставка детского творчества; |
Итоговое мероприятие: досуг-развлечение: «Возвращение Марсика домой».
Коллективные работы: аппликация ,рисование , лепка: «Загадки космоса» «Солнечная система» «Космические фантазии», плакат «Космические просторы», коллаж «Мы – будущие космонавты».
Оформление книжек-малышек, сочинение авторских космических сказок.
Приложение 1.
Подвижные игры
1.«Ждут нас быстрые ракеты».
Воспитатель раскладывает обручи по залу меньше на один, чем детей.
Дети стоят, построившись в одну линию, и говорят слова:
«Ждут нас быстрые ракеты,
Для полета на планету,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет-
Опаздавшим места нет».
После слов дети стараются занять пустой обруч.
Тот, кто остался без обруча, садится на скамейку. Игра продолжается пока не останется один человек.
2. «Ракетодром».
Водящих в игре трое («Космонавты»).
Первый космонавт говорит слова:
«Мы сейчас все космонавты
Как Гагарин, как Титов
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов.
Старт».
Поднимает красный флажок, дети начинают двигаться по залу по кругу.
Далее второй космонавт поднимает желтый флажок. Дети начинают двигаться в обратную сторону. Когда третий космонавт поднимает синий флажок, дети останавливаются и садятся на корточки.
Игра проводится несколько раз, водящие смотрят, кто же был самым внимательным.
В конце игры дети говорят:
«Мы удачно приземлились, из полета возвратились».
3. «Кто быстрее соберет космический мусор».
По залу разбросаны мячики (космический мусор). На другом конце зала стоят корзины. Дети делятся на две команды.
По сигналу дети начинают бегать по залу, собирая мячики, Какая команда больше собрала, та и победила.
4.«Солнце чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
5. «Космонавты».
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд,
- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Приложение 2.
Дидактические игры
1.«Найди лишнее».
На столах перед детьми лежат картинки с изображением планет и солнца или луны.
Дети должны найти, что же здесь лишнее и обосновать свой ответ.
2.«Назови правильно планету».
Воспитатель показывает фотографии или иллюстрации планет, дети должны правильно назвать данную планету.
3.«Найди недостающую деталь ракеты».
Перед детьми лежат двойные карточки. На одной стороне нарисованы ракеты из геометрических фигур. У каждой ракеты, не достает одной детали. На второй стороне карточки представлены различные детали (геометрические фигуры). Ребенок должен соединить правильно ракету и ее деталь. Второй вариант. Нужно по цвету правильно соединить ракету и ее деталь.
4.«Много звезд на небе …»
Воспитатель раскладывает на столе разные по цвету, размеру звезды, сделанные из различных видов бумаги, пластика и др.
Дети берут себе по одной звезде. Каждый ребенок начинает описание свой звезды со слов «Много звезд на небе, но моя самая…» и подбирает различные эпитеты (большая, красивая, яркая, блестящая и др.
5.«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти.
Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем.
Все планеты должны занять своё место в системе.
В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
6.«Подбери созвездие».
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
7.«Найди недостающую ракету»
8.«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
Приложение3.
Космические загадки
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … (Комета).
Приложение 4
Стихотворения-считалочки
«Названия планет»
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон.
Приложение 5
Пальчиковая гимнастика:
«Звезды»
«Много звезд на небе нашем, (руки вверх)
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)
Днем ведь прячутся они, (закрываем ладонями глаза)
Ночью весело резвятся.» (двигаем пальцами обеих рук).
Приложение 6
Физминутки
"Солнышко"
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
«Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила».
Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
"Мы космонавты"
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
Приложение 7
Пальчиковая гимнастика
«Звездочёт»
На Луне жил звездочёт, (складываем руки, чтоб получился телескоп)
Он планетам вёл подсчёт. («считаем» указательным пальцем ведущей руки)
Меркурий – раз , (загибаем мизинец правой руки)
Венера – два-с, (загибаем безымянный палец правой руки)
Три – Земля , (загибаем средний палец правой руки)
Четыре – Марс, (загибаем указательный палец правой руки)
Пять – Юпитер, (загибаем большой палец правой руки)
Шесть – Сатурн, (загибаем мизинец левой руки )
Семь – Уран, (загибаем безымянный палец левой руки)
Восьмой – Нептун , (загибаем средний палец левой руки )
А девятым был Плутон , (загибаем указательный палец левой руки)
Кто не верит – выйди вон . (загибаем большой палец левой руки)
Приложение 8
Дыхательная гимнастика
«Покорители космоса»
Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:
а) «Полет на Луну» - на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают;
б) «Полет на Солнце» - также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся;
в) «Полет к инопланетянам» - на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно всплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной энергии».
Приложение 9
Приложение 10
Консультация для родителей
«Как познакомить дошкольников с космосом»
Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше, в дошкольном детстве, потому что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Перед нами, взрослыми, стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам шанс освежить в памяти то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир другими глазами.
Каждый ребенок с восхищением и интересом смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими, ведь они далеко от Земли.
Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему легче будет понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну и ребенок все поймет. Предложите ребенку стать главным звездочетом,
которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навык счета.
Когда ребенок интересуется космосом, лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.
Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется.
Приложение 11
Речевой материал по теме Космос»
- Повторить с детьми названия планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Юпитер, Плутон. Уточните, на какой планете есть жизнь. Как называют Солнце с планетами? (Солнечная система).
Повторить стихотворение, которое мы выучили в детском саду
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
2. Поговорите о профессиях, связанных с изучением космоса.
Вопросы для беседы.
· Как называют людей, летавших в космос?
· Кто полетел в космос первым?
· Как называют космические аппараты, летающие в космос?
·
Как называется прибор, в который наблюдают ученые за космическими объектами?
· Кто кроме человека летал в космос? (Собаки Белка и Стрелка).
3. Активизация словаря.
Попросить объяснить слова: земляне, марсиане, инопланетяне, ракета, космический корабль, орбитальная станция, метеорит, комета, телескоп, астроном, космонавт, звездолет.
Приложение 12
Опыт "Почему день сменяется ночью»
с детьми старшего дошкольного возраста.
Сутки это единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. В обиходе сутки часто называют днем. Дети знают, что сутки делятся на утро, день, вечер и ночь. Но почему происходит смена дня и ночи они хотели бы узнать.
Мы с детьми провели опыт "Почему день сменяется ночью" Мы сделали человечков, которые живут на Земном шаре (глобусе). Один человечек поселился в России Евразии, а второй в Южной Америке.
Мы выключили свет и отправились в Космос. Включили настольную лампу это Солнце, свет которой направили в сторону наших земных жителей. Одна сторона хорошо освещена - это день, на вторую свет падает очень плохо - там ночь. Мы обсудили с детьми, что земля движется против часовой стрелки.
Когда у жителя России день, то у жителя Америки - ночь. Мы крутили Землю и смотрели, как тень отступает, т.е. наступает "утро", а затем "день".
Опыт « Солнце и Земля».
Цель:
- объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли
Оборудование: большой мяч и бусина.
Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.
Опыт « Солнечная система».
Цель:
- объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.
Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты
Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..
- Солнцу помогает вечное движение.
- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.
Приложение 1
Эксперимент: «Земля- шар»
У нас есть небольшие мячи. Возьмите мячи и фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдёт всё время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.
Вывод: Земля - это шар.
Эксперимент :"Земной шар постоянно вращается"
Берём кусочек пластилина и катаем шар- это планета Земля. Зубочисткой прокалываем шар по центру- это ось Земли. На самом деле ось у Земли невидимая, воображаемая. А сейчас раскрутим шар, удерживая его за конец палочки. Вот так и вращается наша планета Земля. Посмотрите на свой макет Земли: в верхней точке, где ось входит в Землю, находится север, Северный полюс, в нижней точке, где ось выходит, Южный полюс. Восток находится справа от севера и юга .
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ключинский детский сад «Звездочка»
Педагогический проект
««Тимбилдинг как технология работы в воспитательном процессе»
Воспитатели: Ю. С. Серганова
А. А. Варлыгина
2023 – 2024 учебный год
Введение
«Мы так мало можем сделать поодиночке и так много – вместе»
Хелен Келлер
Инновационный аспект использования тимбилдинга в образовании – это возможность по-новому взглянуть на перспективы нового типа отношений между участниками образовательного процесса в ДОО посредством реализации технологии тимбилдинга. Для достижения нового качества дошкольного образования необходимо модернизировать не только содержание образования (что произошло с введением ФГОС ДО) и образовательных технологий, но и всю область отношений между воспитанниками, их родителями и педагогами ДОО.
Актуальность проблемы.
В современном дошкольном образовании изменился взгляд на сущность процессов воспитания и развития ребёнка-дошкольника.
В условиях реализации ФГОС ДО к структуре Федеральной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является то, что детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать.
Контингент родителей наших воспитанников — это молодые люди 21 века, которые знакомы с современными информационными технологиями, многие имеют творческие способности, высшее образование и желание участвовать в жизни ДОУ. Но чтобы направить это участие в нужном направлении, чтобы объединить усилия педагогов и родителей, мы решили внедрять новые технологии работы с детьми и родителями. Одной из них является тимбилдинг.
Тимбилдинг - при всей его конкретизации, специфики содержательной и технологической характеристик, способен превратить участников воспитательного процесса в мобильный, жизнеспособный, позитивно-направленный, развивающийся коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении друг к другу, а развитие каждого достигает успешной социализации.
Новизна данного проекта состоит в том, что технология тимбилдинга в дошкольном учреждении малоизучена, она поможет педагогам в планировании, разработке и внедрении элементов командообразования в своей практической деятельности. Упражнения и игры на командообразование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач, а также повышению сплоченности всех участников образовательных отношений.
Направленность проекта: повышение мотивации к
активному образу жизни, взаимодействие участников команды, направленное
на совместное решение творческих, интеллектуальных, спортивных задач.
Отличительные особенности проекта: для тимбилдинга используется авторское нестандартное оборудование.
Цель: создание условий для формирования команды единомышленников, повышение сплочённости всех участников образовательных отношений, стимулирование профессионального и личностного роста педагогов с помощью тимбилдинговой политики.
Задачи:
Дети
Создавать условия для:
-развития навыков позитивного сотрудничества, саморегуляции;
- проявления инициативы и двигательного творчества;
-обеспечения эмоционального благополучия дошкольников.
Способствовать:
-формированию нравственных и коммуникативных качеств;
- освоению приёмов взаимоконтроля и взаимопомощи;
- развитию навыков работы в команде.
Родители
- Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада, путём участия в совместных мероприятиях.
Педагоги
- Создавать условия для повышения профессиональной компетентности в вопросах реализации технологии командообразования и её внедрение в собственную педагогическую деятельность.
Тип проекта: долгосрочный, игровой, социально-значимый.
Срок проекта: сентябрь 2023 – апрель 2024 г.
Участники проекта:
1.Педагоги.
2 Дети дошкольного возраста.
3. Родители воспитанников.
Место проведения: группа, спортивная площадка.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
- предметно-развивающая среда в группе и на территории дошкольной организации;
- музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютер, копировально-множительная техника;
- методическая литература;
- интернет-ресурсы;
- нестандартное авторское оборудование;
Этапы реализации проекта:
I этап: организационно - подготовительный.
Сентябрь 2023 г.
- Анкетирование для родителей воспитанников «Играем вместе в подвижные игры».
-Формулировка проблемы и актуальности данного проекта.
-Составление перспективного плана.
-Подбор методической литературы, разработка мероприятий, картотек командных игр.
-Определение материально-технического обеспечения проекта, изготовление нестандартного оборудования.
-Ознакомление воспитателей, родителей и педагогов с образовательным содержанием.
II этап – практический.
Октябрь 2023 г. – март 2024 г.
Дети - активное участие в мероприятиях проекта.
Педагоги - привлечение родителей для реализации содержания проекта, участие в изготовлении нестандартного оборудования для проведения командных игр.
Родители - обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта, участие в совместных мероприятиях,
III этап – Аналитический.
Апрель 2024 г.
1. Определение результативности проведения проектной деятельности.
2. Подведение итогов и представление проекта в форме презентации в ДОУ.
3. Анализ эффективности условий, обеспечивших реализацию проекта.
4. Распространение опыта по реализации проекта.
5. Перспективы продолжения реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Педагоги
1.Повышен профессиональный уровень знаний педагогов в данной технологии.
2.Создана картотека игр для проведения командных игр и упражнений.
3.Пополнена нестандартным оборудованием развивающаяся предметно-пространственная среда ДОУ для воспитанников.
Дети
1.Сформирован интерес и желание участвовать в коллективных мероприятиях с использованием командных игр.
2.Приобретен опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3.Активизированы личностные качества: уверенность в себе и целеустремленность, инициатива, креативность.
Родители
1.Повысился уровень знаний у родителей по вопросу детского тимбилдинга. 2.Вовлечение семей воспитанников в образовательное пространство детского сада, путём участия в совместных мероприятиях.
Перспективный план реализации проекта
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Анкета для родителей воспитанников «Играем вместе в подвижные игры» (Приложение 1). Разработка плана реализации проекта. Составление картотеки командных игр (Приложение 2). Изготовление нестандартного оборудования, составление конспектов, сценариев мероприятий. |
Октябрь | Выступление на педагогическом совете ДОУ по разработке и реализации технологии тимбилдинга. Наглядно – информационная консультация для родителей «Что такое тимбилдинг?». Игровые упражнения для детей «Дружба, игра поможет детвора». |
Ноябрь | Мастер – класс для родителей «Играем вместе взрослые и дети». Семинар практикум для педагогов «Тимбилдинг - игры для сплочения коллектива» . |
Декабрь | Проведений командных игр «Мы команда» (с использованием элементов тимбилдинга – нестандартным оборудованием) . |
Январь | Совместное мероприятие со спортивным клубом «Исток» «Всё нам вместе по плечу» (с использованием элементов тимбилдинга) . |
Февраль | Итоговое спортивно-семейное развлечение с элементами тимбилдинга «Папа, мама и я дружная семья». |
Март | Представление результата проекта в форме: -Видеоролик «Тимбилдинг- эффективное средство сплочения детского коллектива»; - Фотовыставка «Игры и эстафеты, способствующие повышению сплоченности детского коллектива» ; -Обобщение информации для предоставления проекта на сайте ДОУ .
|
На окончании проекта среди детей-участников было проведено тестирование «Вместе мы сила». В тестировании приняли участие 22 ребёнка из одной возрастной группы. Тест состоял из нескольких заданий:
- Что ты выберешь: поиграть одному(ой) с любимой игрушкой или поиграть с ребятами в подвижную игру? Ответ ребёнок должен был нарисовать.
- Ты увидел(ла), что во время подвижной игры кто-то из ребят упал, что ты сделаешь? Ребёнок устно выбирает вариант ответа: а) помогу подняться, б) продолжу игру, в) расскажу воспитателю.
- Если ты увидишь, что твоя команда проигрывает в конкурсе, что ты сделаешь? Ребёнок устно выбирает вариант ответа: а) перестану играть в этой команде, б) буду болеть за свою команду, в) не знаю.
Результаты теста показали: 20% детей любят играть в одиночестве с игрушкой, 80% дети любят коллективные подвижные игры. 100% детей во время подвижной игры помогают друг другу. 95% детей ответили, что будут болеть за свою команду, 5% перестанет играть в команде.
Воспитатели организуют командные игры с детьми в режимных моментах и применяют нестандартное оборудование при организации детской деятельности. Родители знают достаточное количество подвижных командных игр, умеют организовать игры со своими детьми.
Вывод: таким образом, детский тимбилдинг помогает детям стать терпимее друг к другу, чаще играть вместе, меньше ссориться, а также превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.
Перспективы развития проекта.
1.Вносить изменения, дополнения и новшества в картотеки игр и упражнений, направленных на командообразование.
2. Продолжать взаимодействие с организациями поселка ( МКОУ Ключинская СШ, КДЦ п.Ключи, Спортивный клуб «Исток» для распространения опыта работы в данном направлении .
3.Запланировать на 2024-2025г. коллективные, игровые, развлекательные мероприятия для детей и взрослых с применением технологии «Тимбилдинг» на стадионе п.Ключи.
Таким образом, данный проект является актуальным, так как способствует выявлению у обучающихся лидерских способностей, активному взаимодействию и взаимоподдержке среди детей, родителей и педагогов в командообразующих играх. В результате реализации проекта формируется умение интересно организовывать свой досуг, повышается общая культура детей, кругозор, развивается интеллект, спортивные умения. Наряду с этим у детей повышаются способности: взаимодействовать, совместно с командой создавать планы действий, размышлять и принимать решения, анализировать удачи и неудачи в совместной деятельности, проявляется интерес к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию.
Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003. — 128 с.
- Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2015. — 187 с. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. — СПб.: Питер, 2012. -
3. Сулеева М. Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11645/ (дата обращения: 15.08.2019).
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/
Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.
5. Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании: руководство для тренеров. − М.: Вершина, 2006.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. –СПб.: Речь, 2011.
7. Свини Б. Л., Медоуз Д. Сборник игр для развития системного мышления − М.: Просвещение, 2007.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. − М.: Генезис, 1998.
9. Ресурсы сети Интернет.
Приложение 1
Анкета для родителей воспитанников «Играем вместе в подвижные игры»
Уважаемые родители!
Целью анкеты является обобщение и закрепление представлений об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Так же поможет понять Вам, что Вы такие же активные участники педагогического процесса, как ваши дети и педагоги. Эта анкета поможет, Вам и нам понять насколько Вы умеете играть и общаться со своим ребёнком. Анкета анонимна, но очень важна для нас. Отмечать кружочками и напишите там, где надо.
- Что такое игра, по Вашему мнению?
Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра — это вид деятельности, предназначенный для отдыха и забав. Игра — это основной вид деятельности, развития и обучения.
- Играете Вы дома со своим ребёнком?
Да
Нет
Иногда
- Кто бывает чаще инициатором игры?
Родители
Дети
- В какие игры Вы чаще играете с ребёнком?
Подвижные игры
Развивающие игры
Дидактические игры
Словесные игры
Сюжетные игры
Пальчиковые игры
- Отношение вашего ребенка от игры с вами
Удовлетворение
Обида
Отказ играть
Желание играть ещё
Радость от игры
Проявление интерес к игре
Анализ анкет показал следующее:
1. На вопрос «Что такое игра»
46% родителей отвечали, что это деятельность, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. 32% - что игра, это основной вид деятельности.
22% - вид деятельности, предназначенный для отдыха и забав. 2. 82% родителей отвечали, что чаще всего дети занимаются дома самостоятельно. 18% - родители играют с детьми.
- 57% родителей считают, что инициатором игр являются дети.42% - родители.
- 36% родители играют с детьми дома в развивающие и дидактические игры. 34% - словесные игры. 30 % - подвижные игры.
- На вопрос отношения вашего ребенка от игры с вами 60% родителей считают, что дети желают играть еще. 5% - обижаются от того, что проигрывают. 17% - проявляют интерес к игре. 18% - испытывают радость от игры.
Вывод: Анкетирование показало, что родители недооценивают детскую игру, как основной вид деятельности, предоставляют своим детям больше самостоятельности и не имеют большого представления для чего детям нужны игры и какие они бывают.
Приложение 2
Картотека по командным играм
Игры на командообразование позволяют обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно.
В картотеке предложены командные игры для совместной и самостоятельной двигательной деятельности старшего дошкольного возраста.
Цель данного пособия – оказать помощь в организации и проведении подвижных командных игр с детьми. Картотека является результатом систематизации материала, проведённого в различных литературных источниках по предложенной тематике. В картотеку вошли авторские и хорошо известные игры.
Командные игры, эстафеты на сплочение детского коллектива также могут быть использованы воспитателями, инструкторами физической культуры в учреждениях дошкольного образования и учителями начальных классов.
Игры и эстафеты, способствующие повышению сплоченности детского коллектива.
«Лабиринт»
Задачи:
Упражнять детей в пролезании через обручи и подлезании под них.
Развивать ловкость.
Оборудование: 3 обруча диаметром 60-80 см, скамейка высотой 35-40 см.
Описание игры
Дети строятся в колону по одному. Перед ними – горизонтальная дорожка из трех обручей, лежащих на двух стоящих рядом скамейках. Детям предлагают взяться за руки пройти дистанцию всем вместе. Сначала пролезать в один обруч сверху, в другой подлезать снизу. Затем дорожку устанавливают вертикально, и дети должны пролезать в обручи то правым, то левым боком, не касаясь обручей и пола руками. Выигрывают самые быстрые и ловкие.
Правила игры. Во время выполнения задания не толкайтесь, а помогайте друг другу. Примечания. Сначала дети должны разучить способы пролезания медленно. После выполнения активно потянуться вверх.
«Космическая карусель» Задачи:
Упражнять детей в быстром беге.
Способствовать профилактике плоскостопия у детей.
Развивать умение ориентироваться в пространстве и совместно действовать в игре. Оборудование: 4 больших обруча.
Описание игры
По углам зала кладут обручи на расстоянии не менее 2 м от стен. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая подгруппа встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг. Дети берутся за руки.
По сигналу (музыка) команды начинают двигаться по обручам вправо – «карусели вращаются». На свисток все игроки расцепляют руки и перебегают на противоположную сторону зала, занимая другие «карусели».
Выигрывает команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, - она получает очко. Подводятся итоги, и игра повторяется. Правила игры. Игрокам запрещается сталкиваться во время смены «каруселей». «Бассейн»
Задачи: развивать ловкость, координации движений.
Оборудование: мячики, две корзины, покрывало.
Описание игры
Участникам необходимо преодолеть дистанцию в 8 -10 метров. На старте игроки получают покрывало, на котором нужно перенести мячики. На сигнал «1-2-3- начали» вся команда, держась за покрывало переносят мячи. На финише стоит корзина, куда и помещаются мячики.
Правила игры. Важно, чтобы мячики не высыпались из покрывала во время преодоления дистанции.
«Собери мячи»
Задачи:
Развивать у детей быстроту реакции.
Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: обруч и мячи на каждого играющего.
Описание игры. Дети строятся по кругу и держат одной рукой обруч. На расстоянии вытянутой руки лежат маленькие мячи. По сигналу дети начинают передвигаться по кругу вправо или влево заданным способом. По сигналу собирают мячи, не отпуская руки от обруча.
Правила игры: нельзя останавливать движения во время игры. Брать мячик один в руки.
«Муравьиная тропа»
Задачи:
Развивать ловкость.
Воспитывать товарищество целеустремленность.
Оборудование: доски ш.-20см.
Описание игры: группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача - двум подгруппам поменяться местами. Если кто-то наступает на землю или касается земли, упражнение начинается с начала. Усложнение: доски заменить узкой рейкой.
«Ковер»
Задачи:
Формировать согласованность двигательных действий.
Оборудование: коврик
Описание: вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.
«Сиамские близнецы»
Задачи:
Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве;
Развивать умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия Описание: дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, чтото сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была
«дружной», ее можно скрепить веревочкой.
«Слепой и Поводырь» Задачи:
Развивать межличностные доверия, умения чувствовать других.
Описание: дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь». «Поводырь» должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся.
Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
Усложнение:
1.Два человека стоят, упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое - стоя лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. 2.группа из нескольких человек, стоящих в кольце.
«Гусеница» Задачи:
Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: воздушные шарики — по одному на каждого участника.
Описание: Участники игры встают в колонну друг за другом, воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого. Единой цепи, но без помощи рук должны пройти разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах, но с разным положением рук:
- руки каждого участника, лежат на плечах впередистоящего;
•руки на поясе;
- руки прямые вверх; первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Правила: дотрагиваться до воздушного шара (поправить, придержать и пр.) строго воспрещается;
Игра «Пролезь в обруч»
Задачи:
Воспитывать коллективизм и товарищество.
Оборудование: обруч
Описание: Дети стоят в кругу, держаться за руки. У одного игрока обруч. Дети по очереди перелезают в обруч, передавая его по цепочке, замкнутой в круг, при этом держась за руки и не разнимая их. Чтобы успешно пролезть в обруч, не разнимая рук, ребятам необходимо не только проявить ловкость и сноровку, но и воспользоваться помощью друга-соседа, который своими помогающими движениями содействует этому успеху. Усложнения: увеличить количества обруча.
Игра «Тяни-толкай»
Задачи:
Развивать силу, ловкость, выносливость.
Развивать координации коллективных действий.
Оборудование: Санки с длинной веревкой. Описание игры:
На снегу чертится круг. В середину круга на санках садятся два игрока одной команды. Но садятся они спиной друг к другу. Вся команда держит за веревку к санкам. По сигналу каждая команда тянет своего игрока за круг. Выигрывает команда, которая быстрее вытянет своего игрока на санках.
Игры с нестандартным оборудованием на командообразования.
В данной картотеке мною осуществлена подборка различных игр, направленных на сплочение детей в команде. С помощью данной подборки игр дети в веселой форме учатся взаимодействовать, поддерживать друг друга, работать вместе, чтобы достичь общей цели. Кроме того, в ходе данных игр дети борются с неуверенностью в собственных силах.
Цель подвижных игр с нестандартным оборудованием: формирование и развитие навыков командной работы.
Картотека направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей старшего дошкольного возраста.
В картотеке подобраны и систематизированы подвижные игры с нетрадиционным оборудованием, сделаны своими руками.
Данный материал будет полезен не только педагогам, но и родителям. Данные игры можно использовать для совместной и самостоятельной деятельности с детьми в режимных моментах и для организации праздников.
Игровое пособие «Чудо-парашют»
Игра «Не урони мяч» Держась за ручки яркого чудо - парашюта и создавая «волны», мальчики и девочки катают по его поверхности мячик, регулируя свои движения таким образом, чтобы не дать мячику упасть за пределы парашюта. Не беда, если мячик упадет на пол. Важно то, что дети стараются не дать ему упасть, согласовывают свои действия с партнерами, общаются, дают советы друг другу. Усложнение: увеличить количество мячей.
«Дружные ребята»
Командная игра с тканевыми парашютами. С одного поля необходимо перекинуть мяч другой команде, соответственно вторая команда должна поймать его, используя своё поле.
Игра «Надень кольцо на конус»
В игре участвуют от 4 и 6 игроков, в задачу которых входит надеть кольцо на спортивный конус, держась за ленты, привязанные к кольцу на равном расстоянии друг от друга. Игра - сложная, требующая слаженности движений, способствующая выявлению в четверке руководителя, лидера, который берет на себя роль координатора. Вариант игры: вместо кольца - резинка. Растянуть резинку, надеть на кубик и его перенести в определенное место, затем берем следующий и переносим туда, где лежит первый, и ставим на первый кубик, строя башню.
Воздушный бильярд.
Задачи:
развивать меткость, глазомер, мелкую моторику рук; Способствовать развитию командного духа.
Оборудование: нестандартное оборудование «воздушный бирьярд» - поле – полотно ткани с лузами (круглыми отверстиями как на столе в бильярде-6 шт.);6 мячей.
Описание: В игре участвуют 8 игроков. Вся команда располагается по периметру поля- полотна, держит его руками. Необходимо загнать по одному мячу в лузы (отверстия).
Мячи загонять с помощью полотна-поля.
Правило: Все лузы заполняются только одним мячом
Мяч руками нельзя не трогать. Если мяч упадет, поднять и продолжить дальше.
«Воздушный футбол»
Задачи:
Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: ткань прямоугольной формы, с нанесенными разметками футбольного поля. По краю отверстия –ворота. Маленький мяч из поролона.
Описание: одна команда в составе из 4 человек, располагается по периметру одной половины поля, другая команда на другой половине. За ткань держаться обеими руками. Задача командам- забить мяч в ворота противоположной команде.
«Муравьишки» Задачи:
Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: нестандартное оборудование «бревнышко» из поролона, длиной 3 м. Описание: Дети все вместе сообща переносят «бревнышко», с различным заданиями: пройти по мостику, перешагни через брусочки, пройти «змейкой», в полуприседе и т.д. Главная задача пройти всей командой, держась за «бревнышко», не уронив его.
«Веселые мячики»
Задачи:
Развивать ловкость и координации движений.
Оборудование: желоб из картонной трубы, теннисные мячики.
Описание: каждый участник команды получает «желоб». Команды выстраиваются в шеренги, держа его. По сигналу необходимо прокатить пластмассовые мячики, в количестве 5 штук, используя желоб.
Правила: мячики руками брать и поправлять нельзя, в местах соединения желоба, рук не должно быть! Желоба не должны накладываться друг на друга (вариант 2-прокатывание шарика по желобам в движении)
«Командные лыжи»
Задачи:
Формировать согласованность двигательных действий.
Описание: участники, одевают лыжи. Задача согласовать движение и пройти дистанцию, не сходя на землю по определенному маршруту.
«Лабиринт»
Участвуют 2 команды. Каждой команде предлагается лабиринт и один теннисный шарик. Задача команды: по сигналу одновременно поднять лабиринт и провести шарик из назначенного места, в предложенное отверстие.
«Гамочок»
Задачи: развивать ловкость, координацию движений, глазомер и чувство коллективизма Описание: несколько детей берут обруч с натянутой на него ткань с отверстиями. Двигают его таким образом, чтобы лежащий сверху мяч попал в отверстие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...