Методическая разработка "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста".
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Анастасия Сергеевна

Методическая разработка по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по которым идёт информация в части мозга, где и перерабатывается. Иначе говоря, сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует её. В раннем возрасте развития, на третьем году жизни, сенсорное воспитание является основным. Все остальные направления развития (умственное, физическое, эстетическое) базируются на сенсорной основе. Насколько совершенно маленький человек слышит, видит, осязает окружающий мир, настолько успешно у него формируется полноценное восприятие действительности. Восприятие – чувственное отражение окружающего мира в сознании. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой оболочки полости рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходимо с самого рождения тренировать органы чувств. Стоит соответственным образом обустроить окружающее ребёнка культурное пространство и профессионально поддержать малыша, и развитие восприятия начнёт оказывать огромное влияние на становление человеческого разума. Уровень восприятия сенсорных раздражителей у людей не одинаковые. Это зависит от некоторых факторов:

  1. Наследственность;
  2. Состояние органов чувств;
  3. Развитие органов чувств и восприятия.

На каждом возрастном этапе ребёнок чувствителен к каким-либо воздействиям. Поэтому каждый возраст благоприятен для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение для него имеет чувственный опыт. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на этапе раннего детства. Психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер) разработали систему сенсорного воспитания в дошкольном детстве. В основу этой комплексной программы легли четыре принципа:

1. Начиная с раннего возраста, предполагается формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении (ознакомление с цветом, формой, величиной, совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства).

2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей (ребёнок ориентируется на свойства и качества предметов – величина и цвет плодов свидетельствуют об их зрелости).

3. На этом этапе детям даются обобщающие знания и умения, связанные с ориентировкой в окружающей среде.

4. Этот принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются эталонами обследования любого предмета. Пользуясь данной системой, педагоги предлагают в программе «От рождения до школы» реализовать следующие задачи по развитию предметной деятельности детей: - совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух, обоняние; - способствовать обогащению чувственного опыта детей через разные виды деятельности; - побуждать детей обследовать предметы, выделять цвет, форму, величину; - воспитывать умение называть свойства предметов; - формировать самостоятельность и целенаправленность предметной деятельности детей. Перечисленные задачи решаются при помощи различных форм работы: индивидуальная работа, групповая и подгрупповая. В раннем возрасте быстрота запоминания названий предметов зависит в значительной степени от влияния окружающих ребёнка людей. Взрослые должны говорить внятно, размеренно, грамотно. У детей третьего года жизни очень часто наблюдается случайное употребление слов. Называя какой – либо из цветов, дети не связывают это название с конкретным цветом. Полное слияние слов-названий цвета с их содержанием произойдёт только к пяти годам. В раннем возрасте мы знакомим детей с сенсорными эталонами. Это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами цвета являются 7 цветов спектра; эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны величины – метрическая система мер; в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты; во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький); в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые. Детей в возрасте 2-3 лет нужно познакомить с цветом (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный и белый); формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости) и т. д. Основная задача занятий по сенсорному развитию - накопление сенсорного опыта. На следующих этапах опыт позволит систематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях. Поскольку дети в раннем возрасте испытывают острую психологическую потребность в общении с взрослым, то на первый план выступает роль педагога в сенсорном развитии, ведь малыши большую часть времени проводят в детском саду. Словесные инструкции правил поведения детьми не будут услышаны, им трудно регулировать своё поведение с помощью вербальных методов воспитания. Слова воспитателя должны иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться жестами и движениями. Педагог воспитывает не словами, а чувствами и справедливыми поступками. При планировании взаимодействия с детьми по обогащению чувственного опыта, следует учитывать, что у детей раннего возраста внимание непроизвольное, они действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, если детям не интересно. А значит, предметы для обследования должны быть яркими, крупными. Попасть в руки они должны не обычным способом, а через использование педагогом сюрпризного момента. «А!!!!!!!!!!!!!!! Посмотрите – посмотрите! Сумочку нашла я, дети. Сумка вся звездами блещет, красным цветом аж трепещет. Что же в сумочке найдёшь? Это наша карта флешь». Включаем компьютер. И смотрим пособия по сенсорике. (Презентация). Зрительное восприятие. При помощи зрения мы получаем большую информацию из внешнего мира.

1.Я предлагаю игру «День и ночь». Цель игры: развитие зрительных ощущений, формирование понятий о свете и темноте.

2. В тёмное время суток хорошо играть с тенями на стене.

3. Очень нравится детям занятия при свече. Мы часто читаем сказки у свечи. За окном рассматриваем сумерки, видим сказочный лес. Именно в этот отрезок времени ребята хорошо усваивают новые слова. Ну и, безусловно, следует провести занятие и не одно по ОБЖ. Нельзя баловаться с огнём, зажигают свечу только взрослые…

Цвет. Цвет является значимым свойством предмета. Именно на него мы обращаем внимание в первую очередь. И можем выделить объект среди других.

1. Игра «Подбери по цвету». блоки Д

2. Игра «Цветная вода».

Форма. Форма – это очертание предмета. Оно может близко к эталону, а может быть оригинальным. Фигуры рассматриваем плоские и объёмные геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус…). В раннем возрасте не настаиваем на запоминании названий объёмных тел, но произносим. Дети запоминают звучание, а кто-то и повторяет. Так происходит активизация словаря.

Игра «Фигурки по местам»

Игра «Построим башни». (называю основание)

«Найди такую же фигуру»?

Величина. Величину мы очень часто измеряем на глаз, сравнивая с другими объектами. Она получается относительной. Один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким, смотря с чем мы его сравниваем. Сопоставлять предметы можно по высоте, ширине, длине. Матрёшки. Ворота для машин.

Количество. Это категория, которая характеризует предметы со стороны числа, т.е. сколько? На раннем этапе развития мы формируем понятие «один - много – ни одного». Игра с мишками «один – много»

Расположение в пространстве. Пространство – это свободное место, где можно что-нибудь расположить. На стадии раннего развития необходимо научить ребёнка понимать (далеко – близко, справа –слева, сверху – снизу). Развитие слухового восприятия. Предполагается знакомство с самыми различными звуками, улавливание звуков при удалении. Это даёт возможность лучше ориентироваться в пространстве. Игра «Узнай по звуку». Сенсорный коврик.

Развитие осязания. Осязание – восприятие окружающего мира, осуществляемого при помощи рецепторов, расположенных на коже. Главный инструмент осязания – руки (ладони и пальцы). Я предлагаю вам осязать форму. Игра «Найди свою пару».

 Обоняние и вкус. Ощущения запаха и вкуса тесно связаны между собой. Вкусовые рецепторы находятся на языке, улавливающие запах расположены в носовой полости. Различные участки языка различают вкус по- разному. Кончик языка воспринимает сладкое и солёное, область у корня языка – горькое, боковые части языка – кислое. В следующем виде деятельности мы постараемся задействовать максимальное количество рецепторов для усовершенствования нашей сенсорной системы.

 Рекомендуемая работа с родителями. Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.

  1. Беседа - метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.
  2.  Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.
  3. Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.
  4. Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.
  5. Сочинение – метод исследования точки зрения автора по вопросам.
  6. Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.
  7. Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.

Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни.

- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.

- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом. - Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.

- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…

- Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)

- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.

- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета. Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Совместная образовательная деятельность по развитию речи в группе четвёртого года жизни ТЕМА: Закрепление произношения звука «у». Программное содержание: Продолжать приучать детей обследовать предмет, называть цвет, форму, величину, особенности внешнего вида, материал из которого сделан. Готовить детей к описанию рассказов. Добиваться правильной артикуляции, длительного произнесения звука «у». Продолжать учить пользоваться силой голоса, соотносить силу звука с размером предмета, изображённым предметом на картинке. Развивать речевой слух, отрабатывать дикцию, темп речи. Развивать произвольное внимание. Активизировать словарь словами: короткая, красивая, разноцветная, гладкая, деревянная, шероховатая. Методы и приёмы: игровой; образец рассказа воспитателя; поощрения; индивидуальная работа; подвижная игра «поезд»; дидактическая игра «близко – далеко»; дидактическое упражнение «кто лучше сделает дудочку». Предварительная работа: знакомить детей с органами артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нёбо). Объяснение артикуляции звука «у». Изучение правила подвижной игры и слов к ней. ХОД ЗАНЯТИЯ. В гости к детям пришёл заяц Стёпа. За спиной у него « чудесный мешочек». В нём дудочка и картинки для дидактических игр. - Заяц: Здравствуйте, дети! Меня зовут Стёпа. А вас как зовут? - дети называют свои имена. - Заяц: У меня в мешочке есть загадка. Вы ни за что не угадаете что это. Разрешаю вам пощупать предмет в мешочке. Что чувствуете? - Дети: что-то твёрдое, длинное, круглое. - Заяц: правильно. Посмотрите ( достаёт из мешочка дудочку), как называется предмет? - Дети: Это дудочка - Воспитатель: Ребята, я придумала рассказ о Стёпиной дудочке. Зайчик, садись, пожалуйста, с детьми и послушай мой рассказ. «Стёпе купили дудочку. Она очень красивая, разноцветная, деревянная, гладкая, округлая. Стёпа любит на ней играть». Какая дудочка у стёпы? - Дети: красивая, круглая, деревянная, разноцветная, гладкая. - Воспитатель: Дети, кто может повторить мой рассказ? - Дети пересказывают рассказ (три человека). - Заяц: Молодцы, детки. А я вам сыграю на своей дудочке (заяц пытается поиграть, но она не звучит, заяц расстроился). - Воспитатель: Стёпа, не огорчайся. Дети помогут тебе поиграть на дудочке. Давайте, ребята, сделаем дудочку из наших пальцев и поиграем. Проводится дидактическое упражнение «Кто лучше сделает дудочку». Дети складывают пальчики у рта и поют. - Заяц: Спасибо, малыши! Вы меня порадовали! А знаете, я приехал к вам на поезде. В нём было много ребят. Нам было очень весело вместе ехать! Давайте поиграем в поезд?! Вставайте друг за другом, возьмите товарища за плечи. Поехали! (Проводится подвижная игра «Поезд») «Вот поезд наш едет, колёса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. ЧУ_ЧУ_ЧУ_ЧУ – бежит паровоз, далёко-далёко ребят он повёз. Но вот остановка. Давайте вставать! Выходим, ребята, пойдёмте гулять!» Дети бегают врассыпную. Потом «садятся в поезд» и уезжают. - Заяц: Отличная игра! Весело было! А у меня ещё есть для вас игра. (Заяц достаёт из мешочка 3 картинки с изображением паровозов разной величины). Как гудит большой паровоз? - Дети вместе с воспитателем произносят звук «у» низким голосом. - Заяц: Как гудит маленький паровоз? (показывает картинку маленького паровоза). - Дети поют звук «у» высоким голосом. - Заяц: как гудит средний паровоз? (показывает картинку). - Дети поют звук «у» обычным голосом. - Заяц: Молодцы, дети! К сожалению, мне пора отправляться в лес. Помогите, пожалуйста, моему поезду погудеть и уехать! До свидания! - проводится дидактическая игра «близко – далеко». Меняется сила голоса по мере удаления зайца в поезде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx224.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по которым идёт информация в части мозга, где и перерабатывается. Иначе говоря, сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует её. В раннем возрасте развития, на третьем году жизни, сенсорное воспитание является основным. Все остальные направления развития (умственное, физическое, эстетическое) базируются на сенсорной основе. Насколько совершенно маленький человек слышит, видит, осязает окружающий мир, настолько успешно у него формируется полноценное восприятие действительности. Восприятие – чувственное отражение окружающего мира в сознании. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой оболочки полости рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходимо с самого рождения тренировать органы чувств. Стоит соответственным образом обустроить окружающее ребёнка культурное пространство и профессионально поддержать малыша, и развитие восприятия начнёт оказывать огромное влияние на становление человеческого разума. Уровень восприятия сенсорных раздражителей у людей не одинаковые. Это зависит от некоторых факторов:

  1. Наследственность;
  2. Состояние органов чувств;
  3. Развитие органов чувств и восприятия.

На каждом возрастном этапе ребёнок чувствителен к каким-либо воздействиям. Поэтому каждый возраст благоприятен для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение для него имеет чувственный опыт. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на этапе раннего детства. Психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер) разработали систему сенсорного воспитания в дошкольном детстве. В основу этой комплексной программы легли четыре принципа:

1. Начиная с раннего возраста, предполагается формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении (ознакомление с цветом, формой, величиной, совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства).

2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей (ребёнок ориентируется на свойства и качества предметов – величина и цвет плодов свидетельствуют об их зрелости).

3. На этом этапе детям даются обобщающие знания и умения, связанные с ориентировкой в окружающей среде.

4. Этот принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются эталонами обследования любого предмета. Пользуясь данной системой, педагоги предлагают в программе «От рождения до школы» реализовать следующие задачи по развитию предметной деятельности детей: - совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух, обоняние; - способствовать обогащению чувственного опыта детей через разные виды деятельности; - побуждать детей обследовать предметы, выделять цвет, форму, величину; - воспитывать умение называть свойства предметов; - формировать самостоятельность и целенаправленность предметной деятельности детей. Перечисленные задачи решаются при помощи различных форм работы: индивидуальная работа, групповая и подгрупповая. В раннем возрасте быстрота запоминания названий предметов зависит в значительной степени от влияния окружающих ребёнка людей. Взрослые должны говорить внятно, размеренно, грамотно. У детей третьего года жизни очень часто наблюдается случайное употребление слов. Называя какой – либо из цветов, дети не связывают это название с конкретным цветом. Полное слияние слов-названий цвета с их содержанием произойдёт только к пяти годам. В раннем возрасте мы знакомим детей с сенсорными эталонами. Это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами цвета являются 7 цветов спектра; эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны величины – метрическая система мер; в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты; во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький); в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые. Детей в возрасте 2-3 лет нужно познакомить с цветом (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный и белый); формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости) и т. д. Основная задача занятий по сенсорному развитию - накопление сенсорного опыта. На следующих этапах опыт позволит систематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях. Поскольку дети в раннем возрасте испытывают острую психологическую потребность в общении с взрослым, то на первый план выступает роль педагога в сенсорном развитии, ведь малыши большую часть времени проводят в детском саду. Словесные инструкции правил поведения детьми не будут услышаны, им трудно регулировать своё поведение с помощью вербальных методов воспитания. Слова воспитателя должны иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться жестами и движениями. Педагог воспитывает не словами, а чувствами и справедливыми поступками. При планировании взаимодействия с детьми по обогащению чувственного опыта, следует учитывать, что у детей раннего возраста внимание непроизвольное, они действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, если детям не интересно. А значит, предметы для обследования должны быть яркими, крупными. Попасть в руки они должны не обычным способом, а через использование педагогом сюрпризного момента. «А!!!!!!!!!!!!!!! Посмотрите – посмотрите! Сумочку нашла я, дети. Сумка вся звездами блещет, красным цветом аж трепещет. Что же в сумочке найдёшь? Это наша карта флешь». Включаем компьютер. И смотрим пособия по сенсорике. (Презентация). Зрительное восприятие. При помощи зрения мы получаем большую информацию из внешнего мира.

1.Я предлагаю игру «День и ночь». Цель игры: развитие зрительных ощущений, формирование понятий о свете и темноте.

2. В тёмное время суток хорошо играть с тенями на стене.

3. Очень нравится детям занятия при свече. Мы часто читаем сказки у свечи. За окном рассматриваем сумерки, видим сказочный лес. Именно в этот отрезок времени ребята хорошо усваивают новые слова. Ну и, безусловно, следует провести занятие и не одно по ОБЖ. Нельзя баловаться с огнём, зажигают свечу только взрослые…

Цвет. Цвет является значимым свойством предмета. Именно на него мы обращаем внимание в первую очередь. И можем выделить объект среди других.

1. Игра «Подбери по цвету». блоки Д

2. Игра «Цветная вода».

Форма. Форма – это очертание предмета. Оно может близко к эталону, а может быть оригинальным. Фигуры рассматриваем плоские и объёмные геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус…). В раннем возрасте не настаиваем на запоминании названий объёмных тел, но произносим. Дети запоминают звучание, а кто-то и повторяет. Так происходит активизация словаря.

Игра «Фигурки по местам»

Игра «Построим башни». (называю основание)

«Найди такую же фигуру»?

Величина. Величину мы очень часто измеряем на глаз, сравнивая с другими объектами. Она получается относительной. Один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким, смотря с чем мы его сравниваем. Сопоставлять предметы можно по высоте, ширине, длине. Матрёшки. Ворота для машин.

Количество. Это категория, которая характеризует предметы со стороны числа, т.е. сколько? На раннем этапе развития мы формируем понятие «один - много – ни одного». Игра с мишками «один – много»

Расположение в пространстве. Пространство – это свободное место, где можно что-нибудь расположить. На стадии раннего развития необходимо научить ребёнка понимать (далеко – близко, справа –слева, сверху – снизу). Развитие слухового восприятия. Предполагается знакомство с самыми различными звуками, улавливание звуков при удалении. Это даёт возможность лучше ориентироваться в пространстве. Игра «Узнай по звуку». Сенсорный коврик.

Развитие осязания. Осязание – восприятие окружающего мира, осуществляемого при помощи рецепторов, расположенных на коже. Главный инструмент осязания – руки (ладони и пальцы). Я предлагаю вам осязать форму. Игра «Найди свою пару».

 Обоняние и вкус. Ощущения запаха и вкуса тесно связаны между собой. Вкусовые рецепторы находятся на языке, улавливающие запах расположены в носовой полости. Различные участки языка различают вкус по- разному. Кончик языка воспринимает сладкое и солёное, область у корня языка – горькое, боковые части языка – кислое. В следующем виде деятельности мы постараемся задействовать максимальное количество рецепторов для усовершенствования нашей сенсорной системы.

 Рекомендуемая работа с родителями. Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.

  1. Беседа - метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.
  2.  Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.
  3. Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.
  4. Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.
  5. Сочинение – метод исследования точки зрения автора по вопросам.
  6. Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.
  7. Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.

Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни.

- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.

- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом. - Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.

- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…

- Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)

- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.

- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета. Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Совместная образовательная деятельность по развитию речи в группе четвёртого года жизни ТЕМА: Закрепление произношения звука «у». Программное содержание: Продолжать приучать детей обследовать предмет, называть цвет, форму, величину, особенности внешнего вида, материал из которого сделан. Готовить детей к описанию рассказов. Добиваться правильной артикуляции, длительного произнесения звука «у». Продолжать учить пользоваться силой голоса, соотносить силу звука с размером предмета, изображённым предметом на картинке. Развивать речевой слух, отрабатывать дикцию, темп речи. Развивать произвольное внимание. Активизировать словарь словами: короткая, красивая, разноцветная, гладкая, деревянная, шероховатая. Методы и приёмы: игровой; образец рассказа воспитателя; поощрения; индивидуальная работа; подвижная игра «поезд»; дидактическая игра «близко – далеко»; дидактическое упражнение «кто лучше сделает дудочку». Предварительная работа: знакомить детей с органами артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нёбо). Объяснение артикуляции звука «у». Изучение правила подвижной игры и слов к ней. ХОД ЗАНЯТИЯ. В гости к детям пришёл заяц Стёпа. За спиной у него « чудесный мешочек». В нём дудочка и картинки для дидактических игр. - Заяц: Здравствуйте, дети! Меня зовут Стёпа. А вас как зовут? - дети называют свои имена. - Заяц: У меня в мешочке есть загадка. Вы ни за что не угадаете что это. Разрешаю вам пощупать предмет в мешочке. Что чувствуете? - Дети: что-то твёрдое, длинное, круглое. - Заяц: правильно. Посмотрите ( достаёт из мешочка дудочку), как называется предмет? - Дети: Это дудочка - Воспитатель: Ребята, я придумала рассказ о Стёпиной дудочке. Зайчик, садись, пожалуйста, с детьми и послушай мой рассказ. «Стёпе купили дудочку. Она очень красивая, разноцветная, деревянная, гладкая, округлая. Стёпа любит на ней играть». Какая дудочка у стёпы? - Дети: красивая, круглая, деревянная, разноцветная, гладкая. - Воспитатель: Дети, кто может повторить мой рассказ? - Дети пересказывают рассказ (три человека). - Заяц: Молодцы, детки. А я вам сыграю на своей дудочке (заяц пытается поиграть, но она не звучит, заяц расстроился). - Воспитатель: Стёпа, не огорчайся. Дети помогут тебе поиграть на дудочке. Давайте, ребята, сделаем дудочку из наших пальцев и поиграем. Проводится дидактическое упражнение «Кто лучше сделает дудочку». Дети складывают пальчики у рта и поют. - Заяц: Спасибо, малыши! Вы меня порадовали! А знаете, я приехал к вам на поезде. В нём было много ребят. Нам было очень весело вместе ехать! Давайте поиграем в поезд?! Вставайте друг за другом, возьмите товарища за плечи. Поехали! (Проводится подвижная игра «Поезд») «Вот поезд наш едет, колёса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. ЧУ_ЧУ_ЧУ_ЧУ – бежит паровоз, далёко-далёко ребят он повёз. Но вот остановка. Давайте вставать! Выходим, ребята, пойдёмте гулять!» Дети бегают врассыпную. Потом «садятся в поезд» и уезжают. - Заяц: Отличная игра! Весело было! А у меня ещё есть для вас игра. (Заяц достаёт из мешочка 3 картинки с изображением паровозов разной величины). Как гудит большой паровоз? - Дети вместе с воспитателем произносят звук «у» низким голосом. - Заяц: Как гудит маленький паровоз? (показывает картинку маленького паровоза). - Дети поют звук «у» высоким голосом. - Заяц: как гудит средний паровоз? (показывает картинку). - Дети поют звук «у» обычным голосом. - Заяц: Молодцы, дети! К сожалению, мне пора отправляться в лес. Помогите, пожалуйста, моему поезду погудеть и уехать! До свидания! - проводится дидактическая игра «близко – далеко». Меняется сила голоса по мере удаления зайца в поезде.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/18/20191018_140835.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...