Консультация для педагогов на тему: "Компетентностно - ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста"
консультация

Жукова Наталья Константиновна

Мир меняется все быстрее и быстрее, все быстрее исчерпываются ресурсы, казалось бы неисчерпаемые, невозможное становится возможным, а незыблемое казалось бы, вдруг исчезает, оставляя след лишь в людской памяти… Наш мир динамичен, в связи с чем постоянно требуется смена знаний в любой предметной области. Отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые. Меняется культура. На современном этапе развития общества нужна личность, способная выжить в постоянно меняющихся условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов 

на тему: «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Компетентностно-ориентированный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Мир меняется все быстрее и быстрее, все быстрее исчерпываются ресурсы, казалось бы неисчерпаемые, невозможное становится возможным, а незыблемое казалось бы, вдруг исчезает, оставляя след лишь в людской памяти… Наш мир динамичен, в связи с чем постоянно требуется смена знаний в любой предметной области. Отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые. Меняется культура. На современном этапе развития общества нужна личность, способная выжить в постоянно меняющихся условиях.

Традиционная система образования, призванная передать ребёнку лишь определенную сумму знаний, умений, навыков, оказывается несостоятельной

в сложившейся ситуации. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного

процесса, должны стать средством развития новой личности ребенка. Это касается и дошкольного образования. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения (в нашем случае

– дошкольного), который не только приобретет за время нахождения в детском саду определенный объём знаний умений и навыков, но и научится

ими пользоваться.

Компетентностно-ориентированное образование, являясь приоритетной задачей дошкольных образовательных учреждений на современном этапе, направлено на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста, т.е. способов деятельности, приобретенных через проживание ситуаций, решение проблем, рефлексию опыта, которые позволят ребёнку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. В дошкольном возрасте формирование ключевых компетентностей должно проходить внутри и на основе активной деятельности. Следует отметить, что дошкольное образование, как никакая другая ступень системы образования, поддерживает идею деятельностного подхода к формированию личности ребенка. Только в деятельности у детей формируются самостоятельность, активность мышления, творческое отношение к окружающей действительности, а это базисные составляющие ключевых компетентностей, которые в более полной мере будут сформированы в процессе школьного обучения. Поэтому необходимо таким образом организовывать виды деятельности дошкольника, чтобы эти базисные составляющие формировались с наивысшей степенью эффективности. Необходимо формировать у детей некие исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нестандартные проблемы, никогда прежде не встречавшиеся; обучать работе с информацией; обучать коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Ведь впереди у ребёнка школьная жизнь: новая деятельность, новые обязанности и новые потребности. Овладение ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимание того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также способствует успешному обучению в школе.

Выделены три группы компетентностей, которые должны быть сформированы у выпускника дошкольного образовательного учреждения:

1 Технологическая компетентность включает в себя:

• умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;

• умение планировать этапы своей деятельности;

• умение понимать и выполнять алгоритм действий;

• умение устанавливать причинно-следственные связи;

• умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;

• умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.);

• умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;

• умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;

• умение организовать рабочее место;

• умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

2 Информационная компетентность включает в себя:

• умение ориентироваться в некоторых источниках информации

(книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника,

рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.);

• умение делать выводы из полученной информации;

• умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

• умение задавать вопросы на интересующую тему;

• умение получать информацию, используя некоторые источники;

• умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем и окружающей средой.

3 Социально–коммуникативная компетентность включает в себя:

• умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;

• умение получать необходимую информацию в общении;

• умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

• умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

• умение спокойно отстаивать свое мнение;

• умение соотносить свои желания, стремления с интересами

других людей;

• умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);

• умение уважительно относится к окружающим людям;

• умение принимать и оказывать помощь;

• умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Для формирования данных компетентностей педагоги дошкольных образовательных учреждений используют технологии, формы, методы обучения, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

К технологиям, поддерживающим компетентностный подход в образовании относятся:

• технология метода проектов. Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у воспитанников всех трех компетентностей. В основу данной технологии положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы;

• технология развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с

детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым (в прямой или опосредованной форме).

Технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью взрослого и самостоятельно. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели, инструкции и т.д.;

• технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста раскрывает все параметры технологической компетентности. Происходит обогащение представлений и впечатлений детей о произведениях искусства. Совершенствуются разнообразные способы продуктивной деятельности. Развиваются мыслительные операции (сравнение и уподобление). Дети учатся организовывать свое рабочее место, подготавливать все необходимое для занятий творческой деятельностью, учатся выделять новые качества в объектах и предметах, использовать различные приемы в создании художественного образа.Художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий. Проанализировав педагогические технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, с точки зрения соответствия их заказу компетентностно-ориентированного образования, можно назвать ещё ряд технологий, широко применяемых в дошкольных учреждениях:

• технология детского экспериментирования;

• технологии, основанные на ТРИЗ

- ОТСМ

(Теория решения изобретательских задач – Основы теории сильного мышления);

• технология проблемного обучения;

• технология развития театрализованной деятельности и др.

Любая компетентностно-ориентированная технология направлена на формирование у ребёнка способности регулировать свои действия и умения

рефлексировать, что, в свою очередь, будет являться основой его успешной

адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и     воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Рассмотрим условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида....

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...