Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников
материал
Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skr.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников.
Дошкольное детство - самоценный период в жизни каждого человека. В истории педагогики и психологии идея уникальности, самоценности детства рассматривалась в работах многих педагогов. Сегодня детство привлекает к себе интерес многих наук и это связанно с переходным периодом в системе дошкольного образования, который затрагивает значимую для будущего общества категорию населения - детей. Поэтому самоценность детства является значимым и ценным ориентиром ХХ века. Детство — это не просто период жизни, это не период глобальной подготовки к школе, это та основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни.
В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития -от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нём.
Информационное пространство стремительно и зачастую бесконтрольно расширяет социальное пространство, в котором оказывается несозревшая личность. Хаотичный поток информации, идущей из телевизора, интернета, делает менее значимыми знания, получаемые в семье от родителей, воспитателей, учителей.
Уже более пяти лет назад педагоги младшей группы обратили внимание на то, что рассказы с примерами про ягодки и грибочки детей мало интересуют, более того некоторые из воспитанников сами способны рассказать про Антарктиду и Арктику. Встречаются такие дети, которые уже в три года умеют читать, а в пять лет их любимое литературное произведение «Маленький принц».
Д.И.Фельдштейн в статье «Ребенок в современном мире» отмечает, что ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал другим!». И конечно, педагоги не могут не учитывать эти факты. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощенными, инициативными, но в тоже время они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита мелкая и крупная моторика, эмоциональная сфера, все, что связанно с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками, дети стали более эгоистичными, капризными, несдержанными, неуправляемыми. Многие из них не умеют говорить шепотом, говорят громко, неестественным голосом, что свидетельствует о неограниченном просмотре мультфильмов. Сами ребята рассказывают о большом увлечении компьютерными играми, о том, как часто они играют на планшетах, телефонах и компьютерах. При этом многие родители не имеют представления о содержании мультфильмов и компьютерных игр. Все это пагубно влияет на физическое и психическое здоровье детей, ведет к появлению психологических и неврологических проблем.
В той же статье Д. И. Фельдштейн отмечает: «...наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям. В их числе низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима».
Несформированность вышеперечисленных процессов в младшем возрасте ведет к тому, что к старшему дошкольному возрасту дети, играя, не способны договориться о совместных действиях, об их последовательности, не умеют видеть другого ребенка, слышать, понимать, помогать ему. Дети тяжело воспринимают объективную критику, легко могут обидеться, заплакать. Большой информационный поток ежедневно захлестывает детские умы. Они «разбираются» в вопросах экономики, политики, спорта и так далее. Между тем основной вид детской деятельности, игра, отходит на второй или даже на третий план. Конечно, нельзя сказать, что дети совсем перестали играть, но, учитывая вышеперечисленные факты, намечается тенденция к снижению детского интереса к совместной игровой деятельности.
В связи с этим необходимо вспомнить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог В. С. Мухина говорила, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в жизни.
Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.
Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка.
К большому сожалению, ситуация такова, что многие родители, желая видеть своих детей умными, успешными и образованными, не хотят приложить усилий для элементарной беседы, тем более для игры с ребенком. Неотъемлемой частью повседневной жизни во многих семьях стал телевизор, планшет или компьютер и именно на эти предметы направленно все общение и свободное время родителей и детей. Большинство современных родителей являются высокообразованными людьми, они много читают и знают о развитии детей. Они готовы водить детей во все возможные кружки, секции и специализированные школы, оплачивать услуги нянь и репетиторов, но проблема заключается в том, что у них самих совершенно не остается времени для того, чтобы уделить внимание воспитанию и развитию своего ребенка. Ребенок не получает необходимого ему общения в семье, у него не формируются коммуникативные способности, то есть те умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.
Оттого у современных детей наблюдаются большие проблемы с развитием речи и это как следствие нарушения общения и взаимодействия с окружающими, агрессия или замкнутость. А ведь ребенок всему учится в общении со взрослыми: ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.
Нельзя отрицать, что сегодня существует проблема в социально-коммуникативном развитии детей, об этом предупреждают многие психологи и педагоги.
Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость, находить общий язык и взаимодействовать с окружающими, добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Необходимой составляющей самореализации человека, его успешности в деятельности, расположенности к нему людей, является его общительность, умение контактировать, выстраивать отношения с окружающими. Формирование этих способностей - одна из основных задач подготовки ребенка к дальнейшей жизни, а также важное условие нормального психологического развития ребенка.
Так же необходимо вспомнить еще об одной составляющей - социализация, которая является важным условием гармоничного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО
В статье рассмотрены основные особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста, имеющиеся педагогические подходы к проблеме социализации детей, а также требования, п...
Особенности социально- коммуникативного развития детей 4- 5 лет.
Главная цель социально-коммуникативного развития дошкольников состоит в их своевременной и безболезненной социализации с помощью приобщения к принятым в данном обществе нормам общения....
Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Детство – этап подготовки к будущей жизни ребёнка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии....
Консультация «Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей...
Статья: «Особенности социально – коммуникативного развития дошкольников».
Статья: «Особенности социально – коммуникативного развития дошкольников»....
Презентация "Особенности социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет"
В презентации кратко раскрыты особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста...
Статья на тему "Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов"
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных...