Формирование профессиональной компетенции педагога навыков самообразования в условиях ФГОС ДО.
учебно-методический материал
Формирование профессиональной компетенции педагога: навыков самообразования в условиях ФГОС ДО.
В условиях глобальных образовательных реформ и введения профессиональных стандартов значительно повышаются требования к качеству результата на каждой ступени системы образования, что закреплено в ряде российских законодательных актов. Наряду с этим наблюдаются тенденции, обусловливающие преобразование системы педагогического образования и повышения квалификации специалистов. Охарактеризуем некоторые из них.
В профессиональном стандарте рассматриваются требования к современному специалисту через обновленные характеристики таких понятий, как квалификация педагога, профессиональные компетенции, трудовая функция, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, обучение, проектирование и др.
Кафедра дошкольного образования ГБОУ ВО МО «Академии социального управления» на протяжении многих лет осуществляет повышение квалификации и переподготовку специалистов дошкольного образования. Однако, учитывая указанные выше тенденции, формальных форм профессионального совершенствования, коими являются курсы повышения квалификации, сегодня недостаточно. Необходимо внедрение комплексной системы сопровождения непрерывного развития и самообразования педагога на протяжении всего периода трудовой деятельности.
Такое требование определило тему научно-исследовательской работы кафедры, а именно: теоретическое обоснование, разработка и апробация модели непрерывного развития профессиональной компетентности педагога до- школьной образовательной организации.
Приоритетными направлениями в рамках решения поставленной проблемы яв- ляются:
- содействие повышению уровня профессионального развития педагогов;
стимулирование педагогического саморазвития;
- содействие развитию системы педагогических сообществ;
- создание условий для построения индивидуальной траектории непрерывно- го
- профессионального развития и саморазвития педагогов.
Ключевые понятия указанной исследовательской работы: квалификация, компетентность, компетенции.
Квалификация (от англ. quality – качество) в контексте профессионального стандарта определяется как уровень профессионального образования работника и его готовность к труду в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Компетентность определяется как владение определенными компетенциями, совокупность личностных, предметных и инструментальных компонентов. По мнению исследователей, обладания знаниями для современного специалиста недостаточно, важно постоянно стремиться к их обновлению в соответствии с меняющимися условиями. Так, И.А. Зимняя подчеркивает, что компетентность – это опыт социально-профессиональной деятельности человека, основывающийся на некотором объеме знаний. В исследовании А.В. Хуторского одной из важнейших составляющих компетентности является личностное отношение специалиста к предмету своей профессиональной деятельности.
Углубленную характеристику рассматриваемых нами составляющих позволяет дать федеральный государственный образовательный стандарт до- школьного образования, раскрывающий специфическое содержание и фор- мы, в которых оно реализуется.
Научное обоснование нашей классификации позволили дать исследования
таких ученых, как В.Н. Введенский, В.А. Болотов, И.В. Гришина, С.А. Дружилов, Н.А. Зимина, изучавших компетентностный подход в образовании.
Таким образом, в авторскую классификацию составляющих профессиональной компетентности педагога дошкольного образования входят:
- Общекультурная компетентность, включающая следующие характеристики:
- личностная зрелость;
- высокий уровень общей культуры, воспитанности, интеллигентности;
-готовность к постоянному личностному и профессиональному росту и саморазвитию;
-сформированность адекватной самооценки;
-эмоциональная зрелость.
- Правовая компетентность:
-наличие системы знаний в области международного, российского и регионального законодательства в сфере образования;
-сформированные умения по применению имеющихся знаний в сфере профессиональной деятельности.
- Коммуникативная компетентность:
-высокий уровень речевого развития;
-сформированность коммуникативных навыков;
-знание закономерностей формирования взросло-детских сообществ;
-знание особенностей семейных, родительско-детских взаимоотношений;
-умение общаться с детьми, уважая их достоинство, безусловное понимание и принятие ребенка;
-умение создавать детско-взрослые общности детей, их родителей и специалистов ДОО, поддерживая деловую, дружелюбную атмосферу.
- Гностическая компетентность:
-знание истории образовательных систем и технологий;
-знания в области возрастной психологии, педагогики, психологии родительско-детских, супружеских и других специфических взаимоотношений;
-знание законов и принципов дидактики.
- Информационная компетентность:
-способность педагога добывать, обрабатывать и структурировать необходимую информацию; применять ее для обогащения своего профессионального опыта, а также для обеспечения эффективности педагогического процесса;
-умение применять в работе информационно-коммуникационные технологии.
- Технологическая компетентность:
-владение системой форм, методов, приемов и средств работы с воспитанниками;
-владение технологией организации образовательного взаимодействия с участниками педагогического процесса;
-владение технологией организации игровой деятельности как ведущей в дошкольном периоде детства;
-владение технологией организации различных видов самостоятельной деятельности.
- Социальная компетентность:
-готовность к повышению качества образовательного процесса через социальное партнерство ДОО с другими институтами образования и культуры;
-владение навыками партнерства, сотрудничества и взаимодействия в образовательном процессе.
- Проектировочная (прогностическая) компетентность:
-готовность и адекватность самооценки собственной профессиональной деятельности и оценки ее результатов через призму результатов воспитанников;
-умение прогнозировать образовательный процесс на основе полученных результатов;
-готовность к определению индивидуальной траектории развития воспитанника на основе комплексной оценки;
-способность проектировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО;
-высокий уровень развития деятельности планирования;
-способность проектировать и отражать в локальных актах ДОО ключевые позиции, в соответствии с которыми будет выстраиваться образовательный процесс.
Наиболее эффективными формами повышения собственной профессиональной компетентности педагога считают курсы повышения квалификации, самообразование и гостевой обмен опытом. Первая относится к формальному обучению, две другие – к неформальному.
Остановимся подробнее на самообразовании современного специалиста.
Данная форма самосовершенствования педагога не является инновационной, она зарекомендовала себя на протяжении нескольких десятилетий как высокоэффективная. В начале учебного года каждый специалист ДОО выбирает тему и, сообщив ее методисту (старшему воспитателю и т.д.), определяет формы ее реализации и варианты представления результатов работы в конце отчетного периода. Следует подчеркнуть, что эффективность самообразования зависит от организационно методических условий, значимое место среди которых занимает планирование. Оно должно осуществляться систематически и основываться прежде всего на профессиональных интересах и потребностях педагогов. Если опытный воспитатель может сделать это самостоятельно и представить методисту в готовом виде, то с молодым специалистом на первых порах методист или старший воспитатель выполняет совместное проектирование работы по самообразованию.
Еще один важный этап изучения темы самообразования – диагностический, в ходе которого педагог определяет на основе самоанализа собственную профессиональную готовность к решению задач, степень актуальности проблемы для родителей воспитанников, а также проявления заданных характеристик (умений, знаний, навыков) у дошкольников. Кроме того, следует владеть приемами оформления результатов каждого из этапов исследования. Аналитические навыки также понадобятся воспитателям при анализе практических результатов своей работы по проблеме, поэтому важно привлекать максимальное число специалистов к открытым просмотрам и коллективным обсуждениям.
Не менее важным моментом является создание условий для самообразования специалистов ДОО. Наряду с консультативной поддержкой и методическим со- провождением к таким условиям относятся оснащение библиотечного фонда и создание электронной базы достоверных, проверенных источников.
Библиотечный фонд должен состоять из подбора профессионально ориентированной литературы и периодических изданий, соответствующих специфике данной ступени образования. Основными разделами могут быть педагогика, психология, основы методик по направлениям (образовательным областям) в соответствии с реализуемой программой. Для удобства желательно иметь картотеку, бумажную или электронную.
Библиотечная карточка включает, как правило, Ф.И.О. автора, название книги, место и год ее издания; хорошо, если на этой же карточке будет и краткая аннотация о том, чему посвящена книга, какому читателю адресована.
В библиотеке должны быть периодические издания, публикующие теоретические статьи и материалы о передовом опыте по дошкольному образованию. Необходима картотека, изготовленная по вышеописанному принципу, или указатели статей по годам. Как показывает практика, второе педагоги считают более удобным в использовании. Следует отметить, что столь большое внимание работе с литературой уделено неслучайно: психологопедагогическая наука и практика не стоят на месте, и современному педагогу важно владеть актуальной информацией.
Литература:
Дубровина Т.Л. Технологии организации неформального образования педагогов СПО: Метод. рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2013.
Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра // Вестник Тогирро. 2014. № 2 (29).
Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра // Вестник ТОГИРРО. 2014. № 2(29).
Соломенникова О.А., Гладкова Ю.А., Прищепа С.С. Структурнофункциональная модель развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации // Вестник РМАТ. 2017. № 34.
Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12.
Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональной компетенции педагога: навыков самообразования в условиях ФГОС ДО.
В условиях глобальных образовательных реформ и введения профессиональных стандартов значительно повышаются требования к качеству результата на каждой ступени системы образования, что закреплено в ряде российских законодательных актов. Наряду с этим наблюдаются тенденции, обусловливающие преобразование системы педагогического образования и повышения квалификации специалистов. Охарактеризуем некоторые из них.
В профессиональном стандарте рассматриваются требования к современному специалисту через обновленные характеристики таких понятий, как квалификация педагога, профессиональные компетенции, трудовая функция, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, обучение, проектирование и др.
Кафедра дошкольного образования ГБОУ ВО МО «Академии социального управления» на протяжении многих лет осуществляет повышение квалификации и переподготовку специалистов дошкольного образования. Однако, учитывая указанные выше тенденции, формальных форм профессионального совершенствования, коими являются курсы повышения квалификации, сегодня недостаточно. Необходимо внедрение комплексной системы сопровождения непрерывного развития и самообразования педагога на протяжении всего периода трудовой деятельности.
Такое требование определило тему научно-исследовательской работы кафедры, а именно: теоретическое обоснование, разработка и апробация модели непрерывного развития профессиональной компетентности педагога до- школьной образовательной организации.
Приоритетными направлениями в рамках решения поставленной проблемы яв- ляются:
- содействие повышению уровня профессионального развития педагогов;
стимулирование педагогического саморазвития;
- содействие развитию системы педагогических сообществ;
- создание условий для построения индивидуальной траектории непрерывно- го
- профессионального развития и саморазвития педагогов.
Ключевые понятия указанной исследовательской работы: квалификация, компетентность, компетенции.
Квалификация (от англ. quality – качество) в контексте профессионального стандарта определяется как уровень профессионального образования работника и его готовность к труду в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Компетентность определяется как владение определенными компетенциями, совокупность личностных, предметных и инструментальных компонентов. По мнению исследователей, обладания знаниями для современного специалиста недостаточно, важно постоянно стремиться к их обновлению в соответствии с меняющимися условиями. Так, И.А. Зимняя подчеркивает, что компетентность – это опыт социально-профессиональной деятельности человека, основывающийся на некотором объеме знаний. В исследовании А.В. Хуторского одной из важнейших составляющих компетентности является личностное отношение специалиста к предмету своей профессиональной деятельности.
Углубленную характеристику рассматриваемых нами составляющих позволяет дать федеральный государственный образовательный стандарт до- школьного образования, раскрывающий специфическое содержание и фор- мы, в которых оно реализуется.
Научное обоснование нашей классификации позволили дать исследования
таких ученых, как В.Н. Введенский, В.А. Болотов, И.В. Гришина, С.А. Дружилов, Н.А. Зимина, изучавших компетентностный подход в образовании.
Таким образом, в авторскую классификацию составляющих профессиональной компетентности педагога дошкольного образования входят:
- Общекультурная компетентность, включающая следующие характеристики:
- личностная зрелость;
- высокий уровень общей культуры, воспитанности, интеллигентности;
-готовность к постоянному личностному и профессиональному росту и саморазвитию;
-сформированность адекватной самооценки;
-эмоциональная зрелость.
- Правовая компетентность:
-наличие системы знаний в области международного, российского и регионального законодательства в сфере образования;
-сформированные умения по применению имеющихся знаний в сфере профессиональной деятельности.
- Коммуникативная компетентность:
-высокий уровень речевого развития;
-сформированность коммуникативных навыков;
-знание закономерностей формирования взросло-детских сообществ;
-знание особенностей семейных, родительско-детских взаимоотношений;
-умение общаться с детьми, уважая их достоинство, безусловное понимание и принятие ребенка;
-умение создавать детско-взрослые общности детей, их родителей и специалистов ДОО, поддерживая деловую, дружелюбную атмосферу.
- Гностическая компетентность:
-знание истории образовательных систем и технологий;
-знания в области возрастной психологии, педагогики, психологии родительско-детских, супружеских и других специфических взаимоотношений;
-знание законов и принципов дидактики.
- Информационная компетентность:
-способность педагога добывать, обрабатывать и структурировать необходимую информацию; применять ее для обогащения своего профессионального опыта, а также для обеспечения эффективности педагогического процесса;
-умение применять в работе информационно-коммуникационные технологии.
- Технологическая компетентность:
-владение системой форм, методов, приемов и средств работы с воспитанниками;
-владение технологией организации образовательного взаимодействия с участниками педагогического процесса;
-владение технологией организации игровой деятельности как ведущей в дошкольном периоде детства;
-владение технологией организации различных видов самостоятельной деятельности.
- Социальная компетентность:
-готовность к повышению качества образовательного процесса через социальное партнерство ДОО с другими институтами образования и культуры;
-владение навыками партнерства, сотрудничества и взаимодействия в образовательном процессе.
- Проектировочная (прогностическая) компетентность:
-готовность и адекватность самооценки собственной профессиональной деятельности и оценки ее результатов через призму результатов воспитанников;
-умение прогнозировать образовательный процесс на основе полученных результатов;
-готовность к определению индивидуальной траектории развития воспитанника на основе комплексной оценки;
-способность проектировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО;
-высокий уровень развития деятельности планирования;
-способность проектировать и отражать в локальных актах ДОО ключевые позиции, в соответствии с которыми будет выстраиваться образовательный процесс.
Наиболее эффективными формами повышения собственной профессиональной компетентности педагога считают курсы повышения квалификации, самообразование и гостевой обмен опытом. Первая относится к формальному обучению, две другие – к неформальному.
Остановимся подробнее на самообразовании современного специалиста.
Данная форма самосовершенствования педагога не является инновационной, она зарекомендовала себя на протяжении нескольких десятилетий как высокоэффективная. В начале учебного года каждый специалист ДОО выбирает тему и, сообщив ее методисту (старшему воспитателю и т.д.), определяет формы ее реализации и варианты представления результатов работы в конце отчетного периода. Следует подчеркнуть, что эффективность самообразования зависит от организационно методических условий, значимое место среди которых занимает планирование. Оно должно осуществляться систематически и основываться прежде всего на профессиональных интересах и потребностях педагогов. Если опытный воспитатель может сделать это самостоятельно и представить методисту в готовом виде, то с молодым специалистом на первых порах методист или старший воспитатель выполняет совместное проектирование работы по самообразованию.
Еще один важный этап изучения темы самообразования – диагностический, в ходе которого педагог определяет на основе самоанализа собственную профессиональную готовность к решению задач, степень актуальности проблемы для родителей воспитанников, а также проявления заданных характеристик (умений, знаний, навыков) у дошкольников. Кроме того, следует владеть приемами оформления результатов каждого из этапов исследования. Аналитические навыки также понадобятся воспитателям при анализе практических результатов своей работы по проблеме, поэтому важно привлекать максимальное число специалистов к открытым просмотрам и коллективным обсуждениям.
Не менее важным моментом является создание условий для самообразования специалистов ДОО. Наряду с консультативной поддержкой и методическим со- провождением к таким условиям относятся оснащение библиотечного фонда и создание электронной базы достоверных, проверенных источников.
Библиотечный фонд должен состоять из подбора профессионально ориентированной литературы и периодических изданий, соответствующих специфике данной ступени образования. Основными разделами могут быть педагогика, психология, основы методик по направлениям (образовательным областям) в соответствии с реализуемой программой. Для удобства желательно иметь картотеку, бумажную или электронную.
Библиотечная карточка включает, как правило, Ф.И.О. автора, название книги, место и год ее издания; хорошо, если на этой же карточке будет и краткая аннотация о том, чему посвящена книга, какому читателю адресована.
В библиотеке должны быть периодические издания, публикующие теоретические статьи и материалы о передовом опыте по дошкольному образованию. Необходима картотека, изготовленная по вышеописанному принципу, или указатели статей по годам. Как показывает практика, второе педагоги считают более удобным в использовании. Следует отметить, что столь большое внимание работе с литературой уделено неслучайно: психологопедагогическая наука и практика не стоят на месте, и современному педагогу важно владеть актуальной информацией.
Литература:
Дубровина Т.Л. Технологии организации неформального образования педагогов СПО: Метод. рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2013.
Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра // Вестник Тогирро. 2014. № 2 (29).
Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра // Вестник ТОГИРРО. 2014. № 2(29).
Соломенникова О.А., Гладкова Ю.А., Прищепа С.С. Структурнофункциональная модель развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации // Вестник РМАТ. 2017. № 34.
Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12.
Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...
Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»
Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....
«Формирование профессиональной компетенции педагогов ДОО по интеграции образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС».
Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на ЗОЖ, осоз...
Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству обра...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...
Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций
Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....