консультация для педагогов "Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста"
консультация
«Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению.
Я познакомлю вас с учебно-игровыми пособиями — логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, играми Воскобовича, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими пособиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению.
Я познакомлю вас с учебно-игровыми пособиями — логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, играми Воскобовича, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими пособиями.
В педагогической практике современного детского сада данные пособия с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.
Определены задачи использования этих игровых пособий в работе с детьми:
-Развивать логическое мышление.
-Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
-Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
-Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
-Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
-Развивать пространственные представления.
-Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть
основами математики и информатики.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем. Имеют место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возраста и возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи (можно игрушки от киндера), обручи, веревочки и пр.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
ПАЛОЧКИ X. КЮИЗЕНЕРА
Дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они нужны для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на базе практической деятельности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию -соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...», научить делить целое на части, измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды зависимости, упражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел,помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность дидактического материала.
ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество.
Технология В. В. Воскобовича заключается в посторенние такой игровой деятельности, в результате которой развиваются все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь.
Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Важно помнить, что развивая мыслительные способности у детей, они вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение должны содержать несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку.
Литература
В. В. Новых, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
Б. Б. Финкельштейн «Посудная лавка» (игры с цветными палочками Кюизенера для детей 5-7 лет)
Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки»- альбом игра.
Новикова Валентина Павловна, Тихонова Лидия Ивановна "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет" Издательство: Мозаика-Синтез, 2008
Любовь Комарова «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет». Издательство: Гном, 2017 г.
Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Книга 1. Книга 2.Санкт – Петербург:
Харько Т.Г. Развивающие игры Воскобовича В.В. игровая технология «Сказочные лабиринты игры» - успехи и проблемы // Дошкольная Педагогика. 2002. № 3(7).
Интернет-источники
Блоки Дьенеша
https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/4.html
https://jili-blog.ru/logicheskie-bloki-denesha-igry-i-albomy-s-zadaniyami.html
https://onlymama.ru/razvitie-rebenka/sistemy-metodiki-tehniki/bloki-denesha/
https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/logicheskie-bloki-denesha/
Палочки Кюизенера
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/01/22/valentina-pavlovna-novikova-lidiya-ivanovna
https://razvivashka.online/metodiki/palochki-kyuizenera
https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/palochki-kyuizenera-opisanie-metodiki.html
https://infourok.ru/znakomstvo-s-palochkami-kyuizenera-509073.html
https://polonskaya-blog.ru/metodika-razvitiya-kyuizinera/
Технология В.В. Воскобовича
http://kobrin.edu.by/ru/main.aspx?guid=64401
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/tiekhnologhiiavvvoskobovichavdoshkolnomobrazovaniikakusloviieintielliektualnoghorazvitiiadoshkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспит...
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...
Консультация для педагогов «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»...
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей дошкольного возраста.Содержание:Введение«Что съела гусеница»«Золушка»«Отгадай цифру (букву)»...
Консультация «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержани...
Консультация для воспитателей «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержани...
- Мне нравится (1)