5 областей по ФГОС в ДОУ
учебно-методический материал
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_oblastey.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
- Задачи по познавательному развитию
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- Задачи по социально-коммуникативному развитию
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Задачи по речевому развитию
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Задачи по художественно-эстетическому развитию
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другие).
- Физическое развитие
- приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
- развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и другие).
Особенности реализации образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
В эпоху приоритета материальных ценностей над духовными, снижения уровня нравственности в обществе, основной задачей, стоящей перед педагогами, является воспитание человека, способного любить свою Родину, уважать культуру других народов, бережного относиться к природе, заботиться о семье. Поэтому одним из важных направлений в работе с детьми является социально-коммуникативное развитие. В.А. Сухомлинский писал: «Детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Понятие «социально-коммуникативное развитие» отражает взаимосвязь двух составляющих: социального и коммуникативного развития ребёнка. Ш. Г. Алиева в своей статье «Социальное развитие дошкольников» дает следующее определение: «Социальное развитие представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития социокультурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений» . Под коммуникативным развитием детей дошкольного возраста понимают целенаправленное обучение навыкам эффективного взаимодействия, совместной деятельности и общения. Таким образом социально-коммуникативное развитие детей в дошкольный период происходит под чутким руководством педагога, который постепенно знакомит его с миром социума. В процессе общения воспитанники усваивают важные нормы и правила поведения, учатся взаимодействовать с окружающими людьми.
Познавательное развитие
В дошкольном возрасте наиболее плодотворно формируется и развивается способность к познанию мира, предметов, явлений природы и многого другого. Основная задача педагога в этот благоприятный период жизни ребенка - поддерживать его стремление и интерес к познанию, поощрять любознательность и желание добыть информацию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что познавательный интерес ребенка – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека. Воспитатель должен создавать все условия для удовлетворения познавательных потребностей дошкольников и ни в коем случае не допускать их угасания. Существуют определенные негативные факторы, напрямую влияющие на ослабление познавательной активности воспитанников: авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком; угроза наказания за неуспешное действие; оценочный подход к действиям и личности ребенка; постоянная критика в адрес ребенка; эмоциональное отвержение ребенка; отсутствие творческой атмосферы. Вопросами развития познавательного интереса детей занимались такие известные ученые, педагоги-психологи как Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Запорожец, А.Г. Макаренко, Н.В. Рубинштейн, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин. Эта тема не исчерпала свои возможности и сегодня.
Речевое развитие
Во все времена большой популярностью пользовался человек, владеющий красивой и правильной речью. Это является актуальным и в настоящее время. Богатый словарный запас, живость и образность языка, гибкость и яркость интонаций, грамотное произношение – все это показатели высокой культуры человека . Д.С. Лихачев утверждал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума». С этим трудно не согласиться. Через общение человек реализуется как личность. Вот почему важно обращать внимание на то, как происходит речевое развитие в дошкольном детстве. В связи с глобальной компьютеризацией общества возникает проблема дефицита общения между людьми, в том числе между детьми и родителями. Поэтому основная работа по формированию навыков культуры речи ложится на плечи педагогов ДО. Начиная с младшего дошкольного возраста педагогам ДО необходимо учить детей внимательно слушать, анализировать и понимать речь других людей, внятно отвечать на вопросы, говорить с разной интонацией, обращать внимание на дыхание и т.д. Постоянно обогащать словарный запас ребенка новыми терминами, понятиями, предметами, явлениями живой и неживой природы. Обращать внимание на связи между предметами, их свойствами и действиями. В процессе совместной деятельности работать над формированием грамматически правильной речи и ее звуковой культурой. Знакомить с художественной литературой и воспитывать любовь к чтению.
Художественно-эстетическое развитие
Ни для кого не секрет, что с самого детства нужно воспитывать в маленьком человеке эстетические чувства и способность к творчеству. В дореволюционной России наряду с точными науками обязательными считались такие предметы как музицирование, занятие живописью и танцами. Многие исследования подтверждают благотворное влияние различных видов искусств на духовное и физическое развитие детей. Известный русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу». С этим трудно не согласиться. В настоящее время быть только образованным недостаточно, нужно еще уметь творчески мыслить и обладать широким кругозором. Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника. Развиваясь в этом направлении, ребенок учится познавать красоту природы и человека, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры . С самых первых лет жизни дети в дошкольном учреждении с удовольствием лепят, слушают сказки, эмоционально откликаются на музыкальные произведения, читают стихи, поют незамысловатые песенки. Становясь старше, ребята учатся анализировать художественные образы, давать им характеристику, высказывать свое мнение об услышанном или увиденном. Создавая что-то собственными руками, они учатся так же ценить творчество других людей.
Физическое развитие
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДО является охрана и укрепление здоровья детей, воспитание стремления к здоровому образу жизни. В.А. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте». Исследования ведущих ученых и педагогов свидетельствуют о том, что до семи лет закладывается фундамент психического и физического здоровья человека. В это время происходит интенсивное развитие всех функциональных систем организма. Вот почему важно, как можно раньше сформировать у ребенка привычку заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя следующие компоненты: приобретение детьми знаний о правильном питании, спорте, здоровом образе жизни; накопление и обогащение двигательного опыта, развитие физических качеств воспитанников, формирование полезных привычек и многое другое. Главная роль в физическом воспитании дошкольников принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Таким образом, физическая культура – не только средство развития физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО
Видео: http://youtu.be/LEyYKS-JAh8...
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.
ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...
Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...
Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО
Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ...
Все о ФГОС: Что это такое; причины ввода ФГОС; отличие ФГОС и ФГТ; требования; структура; предметная среда по ФГОС и др. Материал в слайдах.
Все о ФГОС - материал в слайдах....