Проект "Классическая музыка в детском саду"
проект (подготовительная группа)
Проект "Классическая музыка в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klassicheskaya_muzyka_v_dou_2.docx | 35.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Классическая музыка в детском саду»
Орлова Т.Н. музыкальный руководитель
Аннотация проекта
Самая сложная область музыкального искусства – классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание «классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков.
Проект «Классическая музыка в детском саду» предполагает организацию встреч детей с профессиональными музыкантами-исполнителями, а также посещение детских музыкальных театров и концертов классической музыки для родителей с детьми дошкольниками. В ходе реализации проекта проводятся беседы-концерты познавательного цикла с использованием мультимедийных презентаций, консультации для родителей и воспитателей. В результате реализации проекта расширится представление детей о музыкальной классике, композиторах, музыкальных инструментах, сформируется интерес к музыке и умение её слушать.
Описание проекта
Актуальность проекта.
Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство – период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию у воспитанников музыкальных эталонов. Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных занятий в нашем дошкольном учреждении. Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Классическая музыка для дошкольников», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.
Цель и задачи проекта
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.
Задачи:
- Расширять знания детей о классической музыке.
Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении. - Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.
- Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
- Привлечь родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
- Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.
Предмет проектирования: организация образовательной среды, обеспечивающей расширение представлений детей о классической музыке в живом исполнении.
Замысел проекта. Мы считаем, что систематическая работа по ознакомлению детей с лучшими образцами классической музыки, будет прививать интерес к музыкальному искусству, способствовать воспитанию художественного вкуса.
Факторы, обеспечивающие реализацию проекта:
– систематическая и планомерная работа по слушанию музыки на музыкальных занятиях в детском саду;
– ознакомление детей с классическими музыкальными произведениями разных эпох и стилей, высокохудожественными и доступными дошкольникам;
– использование адекватных возрасту детей методов работы с музыкальным репертуаром;
– специальная подготовка детей к встрече с профессиональными исполнителями классической музыки может проходить в форме бесед или литературно – музыкальных композиций, предваряющих восприятие концерта в детском саду;
– беседы с детьми о прослушанном концерте в последующие дни;
– создание условий для отражения, услышанного и увиденного на концерте в различных видах детского творчества (игре на ДМИ, активном слушании, детских рисунках).
Основные этапы реализации проекта
Планируемая работа | Ожидаемый результат |
Цель: самосовершенствование по данной теме. | |
Составление перспективного плана по реализации проекта.
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении задач проекта. | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. |
Цель: реализация проекта в образовательную практику. | |
Мониторинг эффективности. | Проявится и разовьётся устойчивый познавательный интерес к музыке, расширятся музыкально-эстетические потребности. Сформируется представление о музыкальных жанрах, музыкальной форме, средствах музыкальной выразительности. |
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | |
Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно - образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. |
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы
- Музыкальный руководитель
- Воспитатели и специалисты ДОУ
- Родители
Обеспечение проекта.
Материально – техническое:
- Аудиоаппаратура
- Материалы для продуктивной деятельности
Учебно-методическое:
- Методическая и нотная литература
- Музыкально-дидактические игры.
- Конспекты бесед о композиторах-классиках и музыкальных инструментах.
- Мультимедийные презентации о музыкальных инструментах и композиторах-классиках.
В основу работы легли следующие принципы:
- Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
- Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста.
- Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской музыкальной школой, семьей, библиотекой, музыкантами-исполнителями.
- Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.
- Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра на ДМИ).
Мониторинг эффективности.
Мониторинг музыкального воспитания осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальной НОД, концертов-бесед, развлечений.
Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:
– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку;
– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более содержательными;
– стали подбирать теплые и холодные цвета красок к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
– создавать ритмо-пластические этюды и импровизационные танцевальные композиции;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать фрагменты классической музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Положительным результатом своего опыта считаем достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДМШ на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.
Таким образом, эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников успешнее формируется при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований.
1. | Интервьюирование детей | «Что ты знаешь о классической музыке?» |
2. | Индивидуальные беседы с детьми | «Мои любимые классические музыкальные произведения» |
3. | Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей | |
4. | Анализ продуктивной деятельности (рисунки) | «В гостях у сказки» «Моя ласковая мама» «Времена года. Весна» |
Итогом реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» станет музыкальный праздник «Приглашаем вас на бал!».
Модель педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта.
№ | Направления | Содержание |
1. | Реализация цикла музыкально-литературных композиций, посвященных классической музыке с использованием | 1. 4. «Времена года в творчестве композиторов» Осень. П.И. Чайковский, А. Вивальди 2. «В гостях у сказки». П. Чайковский «Щелкунчик» 2. «Богатырская тема в произведениях русских композиторов М. П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова» З. «Образ матери в творчестве композиторов классиков А. Лядова, Г.Свиридова,А.Гречанинова,Ф.Шуберта, Ш. Гуно». 4. «Времена года в творчестве композиторов». Весна. П.И. Чайковский, А. Вивальди |
2. | Цикл бесед- концертов об инструментах симфонического оркестра «Навстречу музыке» | 1. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 1. |
3. | Посещение музеев и концертов классической музыки для родителей с детьми дошкольного возраста. | «В мире музыки» «Музыкальные инструменты народов мира» |
4. | Взаимодействие с ДМШ | Экскурсия «Хочу быть музыкантом!» Посещение отчётного концерта учащихся и преподавателей ДМШ |
5. | Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков. | «Музыкальные страницы» |
6. | Собрание файлотеки «Музыкальная классика – это интересно». Подбор и создание мультимедийных | Мультфильмы к произведениям композиторов – классиков П.И Чайковского, М.П. Мусоргского, фрагменты балетов и др. 1. Презентация «Симфонический оркестр» 2. Презентация к симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» 3. Презентация «Образ матери в творчестве композиторов – классиков» 4. Презентации «Времена года» |
7. | Приглашение в детский сад профессиональных музыкантов -исполнителей. | «Нежной скрипки звук прелестный» «Его величество фортепиано» «Волшебная флейта» |
8. | Интегрированная деятельность «Мы рисуем музыку» | «Музыкальная акварель» |
9. | Музыкальная гостиная | «Приглашаем вас на бал!» |
10. | Организация книжной выставки о музыке и музыкантах для дошкольников | «Навстречу музыке» |
11. | Организация выставки рисунков детей совместно с родителями | «Мы рисуем музыку» |
Модель реализации педагогической деятельности с родителями в условиях реализации проекта.
№ | Содержание работы |
1. | Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки. |
2. | Консультации «Дошкольник и классическая музыка» «Концерты классической музыки» для родителей с детьми дошкольного возраста. |
3. | Проведение родительского собрания «Классическая музыка в семье» |
4. | Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников. |
5. | Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной «Мы приглашаем вас на бал». |
6. | Участие в выставке совместных рисунков «Мы рисуем музыку» |
7. | Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки» в детском саду |
8. | Оформление информационного уголка: «Юные музыканты» в группах |
Ожидаемые результаты проекта
На уровне ребенка:
- Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
- Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
- Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
- Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
На уровне педагога:
- Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
- Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических проектов.
На уровне родителей дошкольников:
- Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально – технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Распространение результатов проекта.
Проект имеет практическое значение, не сложен в реализации. В связи с этим может использоваться педагогами других дошкольных образовательных организаций для реализации задач, связанных с развитием у детей интереса к восприятию классической музыки.
Устойчивость проекта.
Устойчивость проекта будет обеспечиваться в группе системой образовательной деятельности музыкально – эстетической направленности, разработкой и реализацией других проектов, поддерживающих активность и мотивацию детей в слушании классической музыки. Проект будет иметь положительные эффекты, не предполагает негативных последствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"
Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....
Книга «Музыка в детском саду». Первая младшая группа М. «Музыка» 1989 г.
Ред. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова «Музыка в детском саду». Первая младшая группа М. «Музыка» 1989г.Скачать здесь: https://yadi.sk/i/Xa48UI-ZnDdyC...
Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке
Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...
Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"
Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...
Проект по музыке в детском саду. Старший дошкольный возраст Проект «Музыка красок и радуга звуков!»
Проект по музыке в детском саду. Старший дошкольный возраст Проект «Музыка красок и радуга звуков!»...