Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических
консультация

«Использование ИКТ в образовательном процессе» 2020г.

«Ежедневный рефлексивный круг» 2020г.

Модифицированная образовательная программа «Экономика детям» 2020г.

«Формирование образа «Я» у детей дошкольного возраста 2021г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовская конференция педагогических работников «Управление качеством образования и воспитания в условиях цифровизации

учебно-воспитательного пространства»

«Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ»

                                                                             Подготовила:

воспитатель Мареева Яна Вадимовна

Август 2020г.

            Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

           На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

           Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

В своей работе воспитателя я использую ИКТ по четырем направлениям:

1. Ведение документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

2. Создание и хранение учебно-методического комплекта. Разрабатываю, систематизирую и собираю методические разработки и документацию (перспективные планы, консультации для педагогов, конспекты, игры, музыкальные подборки, мультимедийное оформление праздников). Например, для театральной постановки по сказке С. Маршака «Кошкин дом»  я разрабатывала презентацию, подбирала звуки природы, музыку, под которую выходят герои сказки. При знакомстве детей с творчеством Г.Х. Андерсена я также готовила материал в виде мультимедиа презентации.  При подготовке праздника «День Матери» делала видеонарезки с записями детей для передачи «Устами младенца».

           Ежемесячно на сайте ДОУ и на педагогических сайтах «Педпортал», «Маам.ру» размещаю свои методические разработки: конспекты, мастер классы, проекты; делюсь опытом работы с коллегами. Через педагогические сайты имею возможность обмениваться опытом, дидактическими материалами, методическими разработками со специалистами в области образования.

3. Организация воспитательно-образовательного процесса. Я подбираю иллюстративный и познавательный материал к занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий, создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, включая дидактические игры, викторины, кроссворды, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Ведь занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Так, создание презентаций в программе Microsoft  Рower Рoint помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры. Также мультимедиа-презентации позволяют разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствуют использованию разных способов подачи материала.

           Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Мною созданы серии презентаций к занятиям по познавательному развитию и речевому развитию, а также к праздникам и проектам.

4. Взаимодействие с родителями. Даю рекомендации в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр (Сколько ребенку можно по времени находиться за компьютером). На сайте ДОУ размещаем консультации для родителей. Образцом  работы с родителями может служить онлайн-анкетирование и сбор информации к началу учебного года. Так же, например, для закрепления материала по любой лексической теме, в рамках любой образовательной области можно создавать Web-квесты (онлайн-викторины). Родителям отправляется ссылка, по которой они переходят и совместно с детьми выполняют игровые задания онлайн - викторины на определенную тему, отгадывают загадки, просматривают небольшие видеоролики и мультфильмы в рамках самопроверки. Так, например, в своей группе мы проводили Web-квест "В гостях у русской сказки". Этот вид совместной работы очень нравится и детям, и родителям, и нам педагогам, т.к. выходит за рамки обычного занятия и больше приобретает форму обучающего развлечения, игры. Демонстрирую родителям презентации организации работы с детьми, а также итоговые результаты совместных проектов. Во время самоизоляции делилась с родителями мастер-классами. Организую итоговые выставки, фотовыставки с использованием слайд-шоу детских работ.

                  Минусы использования ИКТ в ДОУ

• Перенасыщение мероприятий анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;

• Недостаточная оснащенность ДОУ технической аппаратурой;

• Педагог не обладает достаточной квалификацией для работы с компьютером.

• По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут

 • Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.

• В конце занятия проводить гимнастику для глаз.

• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Вывод

           Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Педагогический совет №2

«Технология позитивной социализации»

Методическая консультация для педагогов

                        «Ежедневный рефлексивный круг»

                Подготовил:

воспитатель Мареева Я.В.

20 ноября 2020 года

п. Тучково

«Ежедневный рефлексивный круг»

Сегодня огромное внимание уделяется модернизации образования в целом и дошкольного образования в том числе.

В свете последних требований к обновлению дошкольного образования педагогическим сообществом активно разрабатываются инновационные технологии, методики и подходы к развитию ребенка. Однако, имеются давно известные образовательные технологии, использование которых актуально сегодня как никогда.

Современная технология «Эффективной социализации ребенка» Гришаевой Н.П. включает в себя 10 подтехнологий. Я остановлюсь на одной из них - это «Ежедневный рефлексивный круг».

«Рефлексивный круг» направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развитие умения выражать свои чувства и переживания публично, умения анализировать и делать выводы.

Цель педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» -  развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Основные задачи:

  • Создание более сплочённого коллектива.
  • Формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе.
  • Обсуждение планов на день, неделю, месяц.
  • Развитие коммуникативных навыков у детей.
  • Снятие эмоционального напряжения у детей.
  • Развитие взаимодействия дошкольного учреждения и родителей посредством интеграции технологий «Утренний рефлексивный круг» и «К родителям через детей».
  • Развитие уверенности в себе и способности выступать публично.
  • Развитие способности выслушивать друг друга, ждать своей очереди.

Согласно технологии Н.П. Гришаевой проведение утреннего рефлексивного круга подчиняется определённым правилам.

Правила проведения РК для взрослых

  • РК проводится каждый день (утром, вечером)
  • Круг начинается с речёвки
  • Время проведения (зависит от возраста ребёнка)
  • Атрибутика РК (мяч, колокольчик, свеча и т.д.)
  • Нельзя оценивать высказывания детей
  • Утренний круг всегда оканчивается вопросом к родителям через детей
  • Если не знаешь, как реагировать на высказывание ребёнка, спроси его о чувствах, покивай головой или скажи «Так бывает».

Правила проведения РК для детей

  • Правило поднятой руки.
  • Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
  • Отвечать на тот вопрос, который задан.
  • Не повторять уже сказанное другими детьми.
  • Нельзя оценивать высказывания детей.
  • Если не хочешь, можешь не говорить.

Структура утреннего круга

  • Приветствие.
  • Новости.
  • Обмен информацией.

Педагог приглашает детей на утренний сбор, используя колокольчик. Дети садятся или встают в круг лицом друг к другу. Утренний рефлексивный круг начинается с приветствия. Обсуждается эмоциональное состояние детей, настроение, с которым они пришли в детский сад. Если есть ребята, которые пришли в детский сад с плохим настроением, на это обращается внимание детей. Педагог с детьми пытаются совместно с ними понять причину грусти и недовольства, воспитывается чувство сопереживания и желания позаботиться о товарище. Обращается внимание на то, кто отсутствует в группе, по какой причине. В утренний отрезок времени происходит обсуждение планов на день, неделю, месяц.

В конце дня также проводится рефлексивный круг. Подводятся итоги прошедшего дня, отмечается, что было самое интересное, кто смог выполнить более сложную работу, чем вчера, новое упражнение и т. д. Дети учатся оценивать свою деятельность с помощью «языка чувств», вспоминают и дают оценку нравственным ситуациям, которые произошли с ними или с героями прочитанных художественных произведений.

Заканчивается рефлексивный круг прощанием, добрыми пожеланиями перед уходом домой.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Педагогический совет №2

«Технология позитивной социализации»

Методическая консультация для педагогов

«Ежедневный рефлексивный круг»

https://i.pinimg.com/736x/44/c4/90/44c490ee75c19269915456bc83e9b1e1.jpg

Подготовил:

воспитатель Мареева Я.В.

20 ноября 2020 года

п. Тучково

                         



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Педагогический совет №3

«Экономическая грамотность»

Методическая консультация для педагогов

«Вариативная программа экономического воспитания дошкольников «Экономика для малышей»»

                Подготовил:

воспитатель Мареева Я.В.

февраля 2021 года

п. Тучково

«Вариативная программа экономического воспитания дошкольников «Экономика для малышей»»

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано.

Экономика и дошкольник на самом деле тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на День рождения конверт с купюрами. На сегодняшний день существует ряд авторских программ по экономическому воспитанию дошкольников. Это программа «Дошкольник и экономика», которая является авторской программой Шатовой Анны Демьяновны. Другая программа «Занимательные финансы. Азы для дошкольников», авторы: Стахович Людмила Валентиновна, Семенкова Екатерина Владимировна, Рыжановская Людмила Юрьевна.

Цель:

- формирование экономического мышления, финансовой грамотности и культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- формирование основ экономической и финансовой грамотности;

- приобретение и развитие знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) через проведение разнообразных игр: дидактических, настольно-печатных, ролевых;

- формирование представлений о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России, других стран;

- приобретение знаний в форме элементарных сведений: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснение взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

Виды экономических занятий в ДОУ

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.                                                                                                          В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). В занятия также стоит активно включать дидактические игры. Экономика — замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.                                                                                                               

Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:

  • «Лисичка со скалочкой»;
  • «Каша из топора»;

Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:

  • Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
  • Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;

   Экономическое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога — на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.                                                                                             



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Методическое объединение педагогов ДОУ №1

«Социально-личностное развитие старших дошкольников»

Консультация для воспитателей

«Формирование образа «Я» у детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Мареева Я.В.

Тучково

13.12.2021г.

Формирование образа «Я» у детей дошкольного возраста

 Проблема «Я» становится в наши дни во все большей степени одной из наиболее актуальных. Она прочно связана с потребностью определения степени важности человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, и наконец, определения последним себя как части социума. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.

 Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

 На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

 Недостаточное развитие знаний о себе, их неадекватность делает ребенка беззащитным перед отрицательными внешними оценками. Он принимает их на веру, что порой ведет к развитию негативного отношения к себе, блокирует его активность. Неадекватная самооценка осложняет жизнь, является причиной конфликтов как с самим собой, так и с окружающими.

 Ребенок младшего дошкольного возраста спонтанно проживает свою персональность в наслаждении жизнью во всех ее проявлениях, в полноте чувств, горюя и радуясь. Его отношения направлены на мир в целом — он осваивает пространства, предметность мира, благодаря феноменологической открытости, не имея знаний, он все-таки постигает его сущность. Если даже его собственное существование в мире не является защищенным, он относится к окружающему доверчиво и доброжелательно. У всех детей к пяти годам начинаются важные изменения в картине себя и мира, которые затрудняют это спонтанное персональное бытие ребенка. С развитием интеллекта и способностей ребенок начинает сначала отделять себя от мира, а затем противопоставлять себя ему и выносить суждения о мире, других детях, а также и о себе. Важными для развития личности становятся отношения со сверстниками.

  Можно выделить три этапа отношений детей-дошкольников к сверстникам.

   Первый этап. Для младших групп ДОУ характерно поведение детей по отношению друг к другу, которое можно описать как индифферентно-доброжелательное. Дети еще не вовлечены личностно в отношения со сверстниками. Они спокойно принимают действия сверстника и то, какую оценку этим действиям дает взрослый (воспитатель). Трехлетние дети легко отдают свои игрушки и уступают права другим детям, как правило, при этом они слушают взрослого и следуют его рекомендации (отдать игрушку, уступить очередь в игре). Подарки дети делают также взрослым, а не сверстникам. Сверстник еще не играет важной роли в жизни ребенка: он не обращает внимания на настроение сверстника и его действия, однако сам факт присутствия рядом другого ребенка существенно и заметно повышает активность трехлетки. Он повторяет те же движения, что сверстник и быстро заражается его эмоциональным состоянием, имеет место некая физически-эмоциональная общность, подобно описанной выше соматической и эмпатийной общности ребенка со взрослым, обнаруженной, начиная с 18-месячного возраста. Дети — просто особая данность, часть мира, которая обладает свойством «зажигать» их собственную витальность и делать их активнее.

   Второй этап. В 4–5 лет происходит качественное изменение отношения ребенка к сверстнику. Возрастает заинтересованность в действиях другого, активно начинается оценка этих действий. Обостряются реакции на оценку взрослым этих действий. Успехи сверстников, как правило, вызывают огорчение детей, а их поражения — нескрываемую радость. Именно в этом возрасте впервые наблюдаются такие феномены, как жадность, ревность, обида, зависть. Эта смена отношения к сверстнику естественна, поскольку она отражает момент развития нового механизма формирования «Я» — механизма самооценивания. Оценка собственных действий пока возможна только на фоне другого и посредством сравнения себя с другим. Поэтому общение дошкольника 4–5 лет тотально конфликтно. Его «Я» активно начинает отстаивать собственное, однако делает это пока неумело, потому что еще отсутствуют необходимые для этого личностные структуры и недостаточно развит интеллект. Из-за неразвитых еще самооценочных механизмов ребенок этого возраста своим поведением напоминает человека со сложным характером. Для него характерны многочисленные конфликты, хвастовство, демонстративность, нарочитость, конкурентность, использующее прагматическое отношение к окружающим и пр. Однако в отличие от фиксированного на подобном поведении взрослого пятилетка довольно быстро изменяется в лучшую сторону, примерно к шести годам.

   Третий этап. Старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстников, эмоционально в них включаются. Даже рискуя нарушить правила игры, они часто стремятся помочь сверстнику, подсказывают правильный ход и т.п. Если 4–5-летние дети охотно присоединяются к критике сверстника со стороны взрослого, то 6-летки, скорее, объединяются против взрослого, отстаивая права товарища. В триаде ценностей «Взрослый–Правила–Сверстник» приоритет отдается именно сверстнику. У многих 6-летних детей мы наблюдаем спонтанное бескорыстное желание помочь другому ребенку или сделать ему подарок, уступить, проявить великодушие. Исчезают конкурентность и злорадство, дети сопереживают сверстнику, причем не только сострадают ему, но и порадуются. Создается впечатление, что другой ребенок — сверстник — из орудия для запуска механизма оправдания себя (само ценности) превращается в ценность. Ребенок в глазах другого ребенка больше не средство самоутверждения и предмет сравнения с собой, не только предпочитаемый партнер по общению и совместной деятельности, но и самоценная личность, важная и интересная, независимо от своих достижений и своих предметов.

 Можно с уверенностью сказать, что именно отсутствие этого здорового естественного чувства собственной ценности и является причиной «плохого» поведения детей (и взрослых). Для достижения этого чувства взрослеющий дошкольник должен научиться соотносить свое Я с миром, как-то оценивать ситуации, в которых происходят конфликтные встречи интересов, и использовать при этом весь инструмент способностей, которым ребенок в своем возрасте наделен. Эту работу выполняет Я. В самом деле, рано или поздно человек сталкивается с необходимостью отстаивать собственное, защищать то, что для него важно. Защищать от внешних притеснений или атак: «Не отдам! Это мое!», «Сейчас моя очередь!», «Нет! Нельзя!». Тот, кто не научился этого делать, будет иметь множество проблем в жизни, потому что, только научившись защищать собственное, он сможет распознать, что оно, что-то свое, у него есть. Защита собственного — естественный процесс. Природа детского развития такова, что наступает момент, когда ребенок отделяет себя от мира и свое собственное впервые обнаруживает как отдельное. Это время кризиса 2–3 лет, с его характерным пристрастием к отказам. «Нет!» — ребенок не просто произносит это слово, он получает от процесса настоящее удовольствие. Счастье, испытываемое ребенком, который учится отказывать и защищаться, облегчает формирование Я. А мы, став взрослыми, понимаем, что за каждым «Нет» лежит «Да». Если я чему-то отказываю, то я делаю это ради чего-то более ценного для меня. Значит, у меня есть иерархия предпочтений, мне не «все равно», и я могу чувствовать, что сейчас важнее. «Я не пойду гулять, мне нужно писать конспекты по химии», «Я не приду к тебе в гости, у меня заболел ребенок», «Я не согласен с вашим мнением, потому что считаю моего друга честным человеком» и т.д. Так говорит взрослый человек, который уже знает, что для него важнее, ребенок пока еще не рефлексирует, он на уровне переживаний обнаруживает ценное — то, что ему нравится, что он ощущает, как хорошее, приятное. Интересно, что неценное — то, что обладает противоположными характеристиками, — он тоже спонтанно и просто обнаруживает, эмоционально выделяет из всего остального — того, к чему он равнодушен. Эта область ценностей не всегда и не сразу — только к подростковому возрасту — становится объектом рефлексии, обдумывания, критического анализа.

В дошкольном детстве она просто формируется и дифференцируется, становясь все богаче и разнообразнее, или, при неблагоприятном развитии — оставаясь довольно бедной, суженной. Ценностная сфера определяет то, что трогает этого человека, к чему он неравнодушен. При этом неважно, «нравится» ему что-то или «не нравится», — и в первом и во втором случае это его трогает, заставляет эмоционально резонировать с ситуацией: хорошее защищать, с плохим бороться или защищаться от него самому. То, что спонтанно хочет защитить мое «Я», называется самостью.

 Таким образом, когда мы говорим «нарушения самости», то мы имеем в виду, что у некоторых людей существуют специфические нарушения ценностно-смысловой сферы личности, некоторый перекос, дисбаланс приоритетов. Но сознательное поведение появляется гораздо позднее детского возраста. Дошкольник пока не рефлексивен, но зато он открыт миру — и мир наполняет его ценностными и не ценностными содержаниями. Он с открытой душой вступает в диалог с миром и резонирует с ценностными основаниями мира, постольку, поскольку его что-то затронуло. Почему один ребенок более чувствителен к одному, а другой — к другому, по большому счету так и остается тайной, характеризующей непознаваемость человеческой души. Мы лишь можем замечать здоровый или нарушенный «порядок любовей», свойственный тому или иному дошкольнику.

 Из всех этих сложных рассуждений следует, что мы, взрослые, не можем непосредственно влиять на процесс выращивания само ценности. Парадоксальным образом и отрицательные оценки ребенка, и его постоянное возвышение через похвалу ведут к одному и тому же плачевному результату — снижению само ценности! И как следствие — к формированию приспособительных искривленных стратегий защиты личности, которые и становятся со временем личностными расстройствами.

 Взрослый может оказать существенную помощь в формировании опосредующего процесса — рассматривания, понимания и оценивания происходящего с ребенком и вокруг него. Взрослый нужен ребенку для формирования «Я».

 Для того чтобы «Я» ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия: 1) уважительное внимание; 2) справедливая оценка; 3) признание безусловной ценности его личности. Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек. При нормальном развитии самости феномены «плохого» поведения, наблюдаемые в 4–5-летнем возрасте, к шести годам бесследно проходят. И закрепляются в личности в том случае, если даже при интенсивном общении и повышенном внимании качество взаимодействия не соответствует требуемому. Тогда процессы формирования само ценности замедляются или полностью блокируются, а все силы ребенок начинает направлять на формирование защитных механизмов личности. Они-то и проявляют себя как нарушения личности разной степени тяжести. Дети дошкольного возраста еще не имеют ясной картины себя и развитого отрефлексированного достойного поведения — у них низкая само ценность проявляется в тех самых феноменах эгоцентричного, агрессивного или зависимого поведения, в неспособности сопротивляться недостойному обращению с собой со стороны других детей, в жадности, зависти и властолюбии.

 К нарушенной самости ребенка приводят такие «стратегии воспитания», как: игнорирование, обесценивание, злоупотребление, соблазнение, насилие, но также и чрезмерное восхваление, нарциссическое любование, воспитание по типу кумира семьи. Во всех этих случаях ребенка не видят в его сущности и нуждах. Чтобы защититься от боли утраты себя, ребенок становится агрессивным или зависимым, то есть начинает «плохо» себя вести.

 Таким образом, развитие личностного «Я» - одно из центральных звеньев становления личности. Только увидев в себе индивидуальность, научившись распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением относиться к окружающим. Развитие позитивного образа «Я» дошкольника должно быть одной из приоритетных целей современного дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ, СЕМИНАРАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

1. Консультация для воспитателей «Готовность детей 7-го года жизни к школе»2. «Приобщение детей к театрализованным играм в ДОУ»3. Интеллектуально-творческая игра...

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19522953","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21102...