Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине, форме.
материал (средняя группа)

Обухова Светлана Сергеевна
Д/игра «Ягоды». Задачи: Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству Материал: 2 корзинки разной величины, ягоды разной величины. Деятельность детей: Дети рассматривают корзинки и располагают их по величине: большая, маленькая. Затем вместе с воспитателем подбирают

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Величина предметов».

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.

Д/игра «Матрешка».

Задачи: Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой», маленький» Развитие умения соотносить два предмета одинакового цвета по величине.

Материал:

Игрушка матрешки, круги двух размеров (большой и маленький) одинакового цвета из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети собирают матрешку и устанавливают различие между кругами: один круг большой, другой маленький

Д/игра «Ягоды».

Задачи: Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству

Материал:

2 корзинки разной величины, ягоды разной величины.

Деятельность детей:

Дети рассматривают корзинки и располагают их по величине: большая, маленькая. Затем вместе с воспитателем подбирают к каждой корзинке ягоду.

Д/игра «Уложим собачек спать».

Задачи: Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.

Материал:

Кубики, кирпичики, большая и маленькая собачки.

Деятельность детей:

Дети рассматривают собачек и определяют их размер. Совместно с воспитателем приходят к выводу, что для большой собачки надо построить большую кровать, а для маленькой – маленькую. Дети самостоятельно строят большую и маленькую кровать.

Д/игра «Посади бабочку на цветок».

Задачи: Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер).

Материал:

Большая бабочка красного цвета, маленькая бабочка синего цвета, большой цветок розового цвета, маленький цветок голубого цвета

Деятельность детей:

Дети рассматривают бабочек и цветы. Затем «рассаживают» бабочек на цветы идентично по их размеру и цвету.

Д/игра «Куклы».

Задачи: Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.

Материал:

Игрушки куклы, чайная посуда, шапки и шарфики трех размеров.

Деятельность детей:

Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой Затем дети играют, выполняя поручения: «Угости кукол чаем», «Одень кукол на прогулку»

Д/игра «Разложи мишкам мисочки».

Задачи: Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой.

Материал:

Картинка с изображением 3 мишек, стоящих по росту, 3 мисочки разного размера; по 3 мисочки из картона разного размера на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети вместе с воспитателем рассматривают, как стоят мишки (по росту, говорят, какой мишка самый большой, какой поменьше и какой самый маленький. Далее вместе с воспитателем играют - раскладывают миски в соответствии с величиной медведей.

Д/игра «Башни для медведя, лисы и мышки».

Задачи: Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой.

Материал:

Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; по 3 квадрата разной величины на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети располагают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка, по-порядку: самый большой, поменьше (средний, самый маленький. Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их "домиков" (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей из картонных квадратов.

«Форма предметов».

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1).

Задачи: Знакомство детей с кругом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Материал:

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети рассматривают форму «круг», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» круглой формы.

Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2).

Задачи: Знакомство детей с квадратом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Материал:

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы квадрата (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети рассматривают форму «квадрат», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» квадратной формы.

Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3).

Задачи: Знакомство детей с треугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Материал: Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы треугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Игра проводится аналогично предыдущей игре, дети закрывают «окна» треугольной формы.

Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4).

Задачи: Знакомство детей с прямоугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Материал:

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы прямоугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети рассматривают форму «прямоугольник», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» прямоугольной формы.

Д/игра «Подбери домик для фигуры»

Задачи: Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Материал:

Карточки с контурами четырёх геометрических фигур, фигуры каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Деятельность детей:

Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе. Дети называют фигуру и закрывают «окна» круглой, квадратной и треугольной, прямоугольной формы.

Д/игра «Угостим фигурки»

Задачи: Закрепить умение различать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Материал:

Большие круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с нарисованными "лицами" - "фигурки-человечки" По 2-3 круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе; называют имена человечков. Затем дети играют: Фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для круга - печенья круглой формы и т. д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм.

Д/игра «Почини коврики»

Задачи: Закрепить умение детей различать и называть цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Материал:

Рамка-вкладыш в виде силуэтов ковриков, вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Деятельность детей:

Дети подбирают заплатки и залатывают дырки. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка на какую геометрическую фигуру похожа заплатка.

Д/игра «Потерялись»

Задачи: Развивать умение группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал:

Альбомные листы бумаги с изображением круга и квадрата («домики» фигурок-человечков); круги и квадраты разных цветов и размеров на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и квадрата с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (их домики): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети играют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и квадрата (кружки и квадраты меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев (т. е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все квадраты - на лист бумаги с изображением квадрата).

Д/игра «Найди предмет такой же формы»

Задачи: Закреплять представления о геометрических фигурах, развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша.

Материал:

Геометрические фигуры круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, по 2 предмета каждой из этих форм.

Деятельность детей:

Дети рассматривают образец формы, предложенной воспитателем, затем выбирают предмет такой же формы среди игрушек и предметов, лежащих на столе, кладут его рядом с образцом.

Д/игра «Чудесный мешочек – 1»

Задачи: Закреплять умение определять знакомые геометрические формы (шар, куб, кирпичик, призма) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Материал:

Мешочек, геометрические формы: шар, куб, кирпичик.

Деятельность детей:

В мешочке лежат геометрические формы. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

Д/игра «Чудесный мешочек – 2»

Задачи: Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе зрительно – осязательного обследования и называть их.

Материал:

Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма; плоскостные изображения круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

Деятельность детей:

Ребенку показывают определенную плоскостную геометрическую фигуру, он ищет в мешочке объемную фигуру, называет ее и вынимает. Дети выполняют задание, находя в мешочке каждый раз новую фигуру.

«Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака».

Лото «Цвет и форма»

Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины).

Материал:

Карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета: вырезанные фигуры 4-х форм 6-ти цветов.

Деятельность детей:

Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.

Лото «Величина и форма».

Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величина и форма) с отвлечением от третьего признака (цвета).

Материал:

Карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного размера; вырезанные фигуры 4-х форм 6-ти цветов.

Деятельность детей:

Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.

Д/игра «Магазин»

Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины).

Материал:

Игрушки и предметы разной формы и разного цвета.

Деятельность детей:

Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, не называя (какого она цвета, формы, чтобы "продавец узнал и продал ее. Например: "Дайте, пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую" (мяч).

Д/игра «Домики»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и величину) с отвлечением от третьего признака (формы)

Материал:

Коробочки –домики разного цвета, разной величины, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета и величины.

Деятельность детей:

Дети раскладывают фигуры в большую розовую коробочку все большие розовые фигуры, в маленькую розовую все маленькие розовые фигуры, и т. д.

Далее детям можно предложить сортировку и с другими цветами спектра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-презентация"Поможем Буратино назвать предметы одним словом"

Задачи:1. Вызвать желание помочь Буратино.2. Уточнить и закрепить  знания детей об обобщающих понятиях таких как: «игрушки», «овощи», «животные», «фрукты», « птицы», « одежда», «посуда», « мебель...

методическое пособие на тему "Дидактические игры по рисованию на соотнесение с цветом"

методическое пособие на тему: "Дидактические игры по рисованию на соотненсение с цветом с детьми раннего дошкольного возраста"...

Конспект по ФЭМП в средней группе по теме: «Упражнение и закрепление счета до пяти. Соотношение формы предмета с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Сравнение предметов по величине, форме и цвету».

Цель занятия: Продолжать формировать навыки счета по порядку. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.Задачи:Упражнять в счете и отсчете на слух, на ощупь (в пределах 5); учить ...

Занятие на тему "Сравнение предметов по величине, форме и цвету"

Занятие на тему "Сравнение предметов по величине, форме и цвету"...

Интерактивная дидактическая игра на различение звуков [C] и [Ш] "Четвёртый лишний".

Интерактивная игра - это очень интересная и современная форма работы с детьми, которая превращает образовательный процесс в интересную игру, решая при этом задачи педагога и ребёнка одновременно. Эту ...