Тревожный ребёнок. Рекомендации родителям по взаимодействию.
статья

Пашкина Дарья Александровна

В данной статье рассматриваются признаки повышенной тревожности у детей и даны рекомендации родителям по взаимодействию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnyy_rebyonok.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожный ребёнок. Рекомендации родителям по взаимодействию.

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребенок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожного характера.

Признаки повышенной тревожности у детей

Суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность; желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание; трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности; боязнь любых, даже незначительных, перемен; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»).

Ваш ребенок может проявлять признаки тревожности, если:

  • У ребенка тонкая нервная организация, он чувствительный и впечатлительный.
  • Тревожное поведение свойственно вам, вы не уверены в себе, живете в ожидании негативных событий и последствий.
  • В семье происходят перемены, о которых ребенок ничего не знает, но чувствует и вынужден сам придумывать причины происходящих изменений, зачастую представляя себе реальность значительно более страшной, чем она есть.
  • Ребенок привык в основном опираться только на вас. Тогда любая ситуация, в которой он может оказаться без вашего участия или поддержки, будет для него тревожащей и небезопасной.
  • В вашей семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, за что ребенок получает наказание, за что – поощрение. Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов.
  • Вы требуете от себя и от ребенка безупречности, идеальности, совершенства. Ребенок осознает, что не сможет соответствовать вашим высоким критериям, и начинает бояться потерять вашу любовь и расположение.
  • Вы даете ребенку множество тревожных посланий: « Ты упадешь…Ты неловкий… У тебя всегда так…» В этом случае ребенок начинает воспринимать себя как неспособного справляться даже с простыми задачами.
  • Вы транслируете ребенку тревожно-негативные представления об окружающем мире: «Дети все хулиганы, незнакомые люди опасны, воспитательница заругает, милиционер заберет, тебя никто не будет любить» и т.д.
  • Ребенок пережил психологически травмирующее событие, с которым его психика не смогла справиться самостоятельно.

Родителям важно знать, что:

  • Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
  • Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.
  • В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребенка и так много перемен, поэтому важна стабильность, которую ему может дать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность устройства семейной системы, последовательность в воспитании.
  • Если перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних животных), стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т.п.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни – вечные источники тревоги.
  • Тревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно за какое-то время предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился.
  • Полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела.
  • Ребенку необходимы положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что предстоит ему в жизни. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребенку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей тревоги.
  • Важно формировать у ребенка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с окружающими.
  • Не надо заставлять ребенка делать то, что вызывает у него тревогу (например, непременно выступить на утреннике, принять участие в игре и т.п.). Подождите, пока он сам не захочет, не обретет внутреннюю готовность к каким-то действиям.
  • Для тревожных детей очень полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и т.д.), а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
  • Желательно постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (причем не только кисточкой, но и пальчиками), работой с пластилином и глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на «текучем», не строгом материале.
  • Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребенком, и он также вырастет в ощущении, что он – хорош и мир вокруг интересный и разный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословным и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти  в комнату, убрать игру...

Презентация "Работа с родителями гиперактивного ребёнка. Рекомендации родителям"

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка. Игры-упражнения...

Рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивными детьми

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда, желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или огра...

Рекомендациии родителям по взаимодействию с детьми с СДВГ

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ ...

19.07.2021 г Консультация для родителей «Безопасность ребёнка». Рекомендации родителям по безопасности. "Открытое окно-опасность для ребёнка!"

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными осо...

Тревожные дети рекомендации родителям

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям).1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши воспитатели понима...

Консультация для родителей: «Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с ЗПР»

Консультация для родителей: «Рекомендации по взаимодействию с детьми с ЗПР»...