Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида
№23 «Солнышко»
ул. Набережная 24,г.Зеленогорск
Красноярский край, 663690, телефон: (391-69) 2-68-89
E-mail: mbdou23zgr@yandex.ru
Принято: Утверждаю:
ППк МБДОУ д\с №23 Заведующий МБДОУ №23
__________ протокол № ___ приказ №_______
от « » _________2021г. от « » _______________2021г
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования ребенка
с нарушением опорно-двигательного аппарата
(сентябрь 2021– май 2022)
Согласованно:
(подпись родителей,
законных представителей)_______________ _________________
(расшифровка)
Авторы:
Инструктор ФК: Ковалева Н.В.
Инструктор ЛФК: Григорчук Н.А.
Воспитатели: Тихонова Н.А., Шалаева Л.М.
г. Зеленогорск, 2021г
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||||
1.1. | Пояснительная записка | 3 | ||
1.1.1. | Характеристики, значимые для разработки и реализации а Программы | |||
1.1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 4 | ||
1.1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | |||
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | |||
1.3. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 5 | ||
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, по 5 образовательным областям | 5 7 | ||
2.2. | Взаимодействие взрослых с детьми | |||
2.3. | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с НОДА | |||
2.4. | Программа коррекционной работы с детьми НОДА | |||
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 8 | |||
3.1. | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка | |||
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |||
3.3. | Кадровые условия реализации Программы | |||
3.4. | Финансовое обеспечение Программы | |||
3.5. | Материально-техническое обеспечение Программы | |||
3.6 | Планирование образовательной деятельности | |||
3.7. | Режим дня и распорядок | |||
3.8 | Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы на 2020 - 2021 учебный год | |||
Приложение 1:Таблица «Мониторинг уровня сформированности навыков воспитанников по образовательным областям». | 9 |
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка АОП
Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя ребёнка:
Дата рождения:
Возрастная группа: средняя
Группа, которую посещает: компенсирующая 2 средняя
Ф.И.О родителей:
Сведения о Программе
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с основными законодательными и нормативными документами, с учетом АООП ДОУ для детей с НОДА д\с 23. Это программа психолого-педагогической поддержки, развития личности ребенка дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
АОП реализуется с учетом рекомендаций ПМПК города Зеленогорска.
Срок реализации АОП: 1 учебный год.
Заключение и рекомендации территориальной ПМПК
г. Зеленогорска от 28.09.2018 г. № 2.
1.1.1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития ребенка (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка).
Психолого-педагогическая характеристика
Девочка активная, подвижная, общительная, к другим детям проявляет интерес. Отношение детей к положительное. Дети принимают ее в игру. С удовольствием участвует в подвижных играх, сюжетно-ролевых играх, может развивать сюжет. В группу идет с желанием. В ДОУ выполняет правила. Обращается к взрослым с просьбой или за помощью. С удовольствием принимает участие в любом предлагаемом взрослым виде деятельности.
Физическое развитие. Развитие физических качеств и формирование основных видов движений соответствует возрастной норме. Мышцы разгибатели спины слабые, удерживает правильное положение тела непродолжительное время, затем сутулится. Ходит, опираясь на внутреннюю поверхность стопы. Общая и мелкая моторика развиты по возрасту.
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Игровая деятельность; КГН: соответствуют возрастной норме
1.1.2 Цели и задачи АОП:
Цель: Создание системы комплексной помощи ребенку с нарушением
опорно – двигательного аппарата, коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния, повышение защитных сил организма, его адаптивных возможностей, развитие жизненной компетентности, интеграция в среду сверстников в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Общие задачи соответствуют задачам АООП НОДА МБДОУ № 23.
Коррекционные задачи:
- Обеспечить оптимальный двигательный режим;
- Формировать устойчивость к простудным заболеваниям: укреплять дыхательную и СС системы организма;
- Коррекция правильного положения спины и закрепления его:
-укреплять мышцы разгибатели спины, растягивать мышцы антагонисты;
-учить понимать правильное положение спины в разных исходных положениях;
-укреплять мышцы живота, формировать «мышечный корсет»;
4. Исправление деформации стоп:
- ношение ортопедической обуви для достижения правильной постановки стопы и закрепления его;
- укреплять внутренние и расслаблять внешние мышцы стопы, укреплять мышцы голени;
- способствовать увеличению свода стопы.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Данный раздел соответствует одноименному разделу АООП НОДА.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений
Образовательные области:
Физическое развитие
Ребенок:
- Понимает, что правильная осанка это красиво и полезно;
- Понимает, для чего выполняет специальные упражнения на спину и стопы;
- Самостоятельно выполняет коррекционные упражнения по показу или названию упражнения;
- Держит спину правильно стоя и сидя у опоры
Родители
- информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка;
- информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по Программе
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности 3 раза в год.
Мониторинг детского развития в соответствии с результатами фиксируется в диагностических листах и в индивидуальной карте развития ребенка (Приложение 1).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с НОДА, представленными в пяти образовательных областях
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
Задачи (педагоги) | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально – коммуникатив- ное развитие | Художественно - эстетическое развитие | Физическое развитие |
Инструктор по ФИЗО | формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: ценностей здорового образа жизни, относящихся к общей культуре личности; | развивать речевую активность, закрепляя названия движений, пространственных отношений, характеристик объектов и т.д. | развивать способность организовывать совместную с детьми игровую и двигательную деятельность. Поощрять инициативу и самостоятельность в игровой деятельности. | совершенствовать выразительность движений: понимать и выражать в движении радость, удивление, огорчение, выполнять движения под музыку, стремясь удерживать спину в правильном положении. | формировать компенсаторные навыки позволяющие удерживать спину и стопы в правильном положении; адаптировать запрещенные для ребенка движения с учетом сотояния здоровья. |
Инструктора ЛФК | Воспитывать навык правильной осанки. | Знать и называть названия упражнений. | Умение действовать в коллективе и самостоятельно пользоваться оборудованием | Выполнять упражнения под музыку | Развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц спины, укреплять мышечный корсет, стабилизировать сколиотический процесс. |
Воспитатели | Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. | Развивать артикуляционную моторику. Развивать речевое дыхание. | Воспитание культурно-гигиенических навыков. | Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь. Развивать мелкую моторику кистей рук. | Контролируют правильную постановку стоп и спины ребенка; Не допускает долгого статичного положения. |
Родители | обеспечение ребенка ортопедической обувью или стельками; поддержание оптимального двигательного режима; контроль за правильной осанкой; |
Содержание педагогического сопровождения ребенка (исходя из заключения ПМПК и индивидуальных потребностей).
Особые образовательные потребности ребенка | Способы, средства, формы, методы образовательной деятельности специалистов с ребенком |
Слабые мышцы стоп, устает от статичных поз, положений. Необходим учет состояния работоспособности ребенка во время групповых и индивидуальных заданий. Нуждается в контроле за правильным положение спины, стоп.
| Частая смена деятельности: исключить долгие статические положения, например, долго сидеть на стуле и т.д.); занятия в исходном положении, лежа, сидя, стоя в упоре на коленях; Регулярный двигательный режим в чередовании с отдыхом; задания в игровой форме, игры с индивидуальным домиком чередуются с упражнениями на дыхание и расслабление; тренировки перед зеркалом - самоконтроль и взаимоконтроль – занятия у стены с детьми; занятия с предметами, ходьба ба по сенсорным дорожкам, массаж стоп, спины (дети друг другу); игры с правилами. |
2..2. Взаимодействие взрослых с детьми
Данный раздел соответствует одноименному разделу АООП НОДА д\с №23.
Специальные условия организации образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Специалисты сопровождения | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Инструктор ЛФК | подгрупповая | 1 раз в неделю по 20 минут. |
Инструктор по физической культуре | групповая | 3 раза в неделю (2 зал и 1 бассейн) по 20 минут. |
2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с НОДА
Данный раздел соответствует одноименному разделу АООП НОДА
№23.
2.4. Программа коррекционной работы с детьми НОДА
Коррекционная работа инструктора по физической культуре
направления | Содержание |
Коррекционная направленность в работе по формированию начальных представлений о ЗОЖ | знакомить ребенка на доступном восприятию уровне с условиями, необходимыми для нормального роста тела, позвоночника и правильной осанки, и средствами физического развития и предупреждения его нарушений (занятия на различном игровом оборудовании – для ног, рук, туловища); привлекать родителей к организации двигательной активности детей, к закреплению у детей представлений и практического опыта по основам ЗОЖ |
формирование правильной осанки | упражнения, направленные на регуляцию тонуса мускулатуры, развивая самостоятельный контроль за работой различных мышечных групп на основе контрастных ощущений; |
Формирование свода стопы | специальные игры и упражнения, стимулирующие формирование пяточно-пальцевого переката (ходьба по следам, разной поверхности – песку, мату; захват ступнями, пальцами ног предметов); игровые и закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы, сухие бассейны и пр. |
Укрепление ССС и ДС организма | развивать правильное физиологическое дыхание: навыки глубокого, ритмического дыхания с углубленным, но спокойным выдохом; правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах; упражнения на дыхание; |
Коррекционная работа воспитателя
В течение дня и НОД следить за осанкой ребенка, проводить пальчиковую и артикуляционную гимнастику, физминутки, динамическую гимнастику, закаливающие процедуры. Частая смена деятельности. Регулярный двигательный режим в чередовании с отдыхом. Ходьба по сенсорным дорожкам.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
(для обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений).
Данный раздел соответствует одноименному разделу АООП НОД
Приложение 1: «Мониторинг уровня формирования навыков
по образовательным областям».
ОО | Начало года | Середина года | Динамика развития | Конец года | Динамика Развития |
Физическое развитие | |||||
Речевое развитие | |||||
Познавательное развитие | |||||
Социально- коммуникативное развитие | |||||
Художественно- Эстетическое Развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...
Презентация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успе
Целью адаптированной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах для детей с...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ТНР
Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка 5-ти лет и до школы. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об...
Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ТНР
Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка 5-ти лет и до школы. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образова...
Индивидуальный образовательный маршрут составлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с интеллектуальными нарушениями
Составлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ИН:Учителем-дефектологом, учителем-логопедомВоспитателем комбинированной группы:Дядич...