"Проектная деятельность"
проект (старшая группа)
Представлен долговременный проект "Кисти в сторону, друзья", краткосрочный проект "Мастерская Деда Мороза", общесадовый проект мини музей "Русская изба".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kisti_v_storonu_druzya.docx | 26.12 КБ |
masterskaya_deda_moroza.docx | 25.19 КБ |
proekt_sozdaniya_mini_muzeya_russkaya_izba.doc | 763.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Кисти в сторону, друзья…»
(Нетрадиционные техники рисования – как средство развития художественно-творческих способностей детей)
Подготовительная группа компенсирующей направленности
ВОСПИТАТЕЛЬ: | |
ШАБУСОВА Л.С. |
Ачинск
Актуальность
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Цель проекта
Развивать художественно-творческие способности детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности.
- Познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
- Научить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности.
- Научить детей использовать различные изобразительные материалы для выразительного создания рисунка.
- Создать условия для освоения цветовой палитры.
- Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
- Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
- Развивать образное представление и восприятие.
- Повысить компетентность родителей по данной проблеме.
Срок реализации проекта: 2021 – 2022 учебный год.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественное творчество»
Планируемые результаты
- Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
- Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
- Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
- Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
- Умение объективно оценивать свою работу и работу других детей
Этапы проекта:
- Подготовительный
№ п/п | Процесс работы | Ответственные | Сроки |
1. | Изучение методической литературы | Воспитатель | Август |
2. | Подобраны материалы и задания направленные на развитие художественно-творческих способностей детей с использованием Интернет-ресурсов | Воспитатель | Август |
3. | Подобран материал для работы с родителями по данной теме | Воспитатель | Август |
4. | Диагностика уровня художественно-творческих способностей детей | Воспитатель | Сентябрь |
5. | Составление плана работы | Воспитатель | Сентябрь |
6. | Анкетирование родителей | Воспитатель | Сентябрь |
7. | Создание развивающей среды | Воспитатель | Сентябрь |
8. | Утверждение плана проекта на родительском собрании | Воспитатель | Сентябрь |
2. Основной
№ п/п | Процесс работы | Ответственные | Сроки |
Беседа «Волшебная страна красок» | Воспитатель | Сентябрь | |
НОД «Букет осени». (Восковые мелки + акварель) | Воспитатель | Сентябрь | |
Дидактическая игра «Подбери по цвету» | Воспитатель | Сентябрь | |
Беседа «Основные и составные цвета» | Воспитатель | Октябрь | |
Дидактическая игра «Назови основные и составные цвета» | Воспитатель | Октябрь | |
Экскурсия в осенний парк | Воспитатель | Октябрь | |
НОД «Осень вновь пришла» (тычок) | Воспитатель | Октябрь | |
Совместная с родителями выставка рисунков «Золотая осень» | Воспитатель родители | Ноябрь | |
Дидактическая игра «Собери гусеничку» | Воспитатель | Ноябрь | |
Вечер досуга «Отгадай-ка» (загадки о изобразительных материалах) | Воспитатель муз. руков. | Ноябрь | |
НОД «Пушистый медвежонок» (рисование поролоновыми губками) | Воспитатель | Ноябрь | |
НОД «Совы» (тычок) | Воспитатель | Ноябрь | |
13. | Игровое упражнение «Кто пробежал по дорожке» (сравнение свойств акварели и гуаши) | Воспитатель | Декабрь |
14. | НОД «Морозные узоры» | Воспитатель | Декабрь |
15. | Дидактическая игра «Цветовое лото» | Воспитатель | Декабрь |
16. | Экспериментирование с цветом «Апельсины для Чебурашки» | Воспитатель | Декабрь |
17. | Экскурсия в парк зимой | Воспитатель | Январь |
18. | НОД «Зимушка-Зима» (томпонирование) | Воспитатель | Январь |
19. | Экспериментирование с цветом «Елочки» | Воспитатель | Январь |
20. | Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок к 23 февраля | Родители, дети, воспитатель | Февраль |
21. | НОД «Снегири на ветках» (тычок) | Воспитатель | Февраль |
22. | Дидактическая игра «Правильно назови цвет» | Воспитатель | Февраль |
23. | Конкурс на изготовление игр руками родителей «Мы дружим с цветом» | Родители | Март |
24. | Праздничное развлечение «В страну волшебных красок» | Воспитатель, муз.руководитель | Март |
25. | НОД «Подарок маме» (тычок) | Воспитатель | Март |
26. | Экскурсия в музей на выставку «Природа Сосновского края» | Воспитатель | Март |
27. | Игра «Составь натюрморт» | Воспитатель | Апрель |
28. | Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» | Воспитатель | Апрель |
29. | НОД «Лети, ракета, к звездам» (печать по трафарету, набрызг) | Воспитатель | Апрель |
30. | Дидактические игры на закрепление цвета | Воспитатель | Апрель |
31. | Презентация детских рисунков «Юные художники» | Воспитатель | Апрель |
3. Заключительный
№ п/п | Процесс работы | Ответственные | Сроки |
1. | Диагностика уровня художественно-творческих способностей детей | Воспитатель | Май |
2. | Развлечение «В гостях у мастера Карандаша» | Воспитатель | Май |
3. | Открытое занятие для родителей «Березы весной» (тычок) | Воспитатель | Май |
4. | Анализ результатов диагностики | Воспитатель | Май |
Методическая литература
- Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
- О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – Воронеж, 2006.
- К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Т.С. Комарова. А.В. Размыслова. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования. – СПб.: КАРО,2007.
- Т.Н.Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
- Интернет-сайты:
- www. Festival.1september.ru - раздел: «Работа с дошкольниками»;
- www.7va.ru - раздел «Презентации для детей»;
- www.it-n.ru - раздел «Сеть творческих учителей»;
- www.solnet.ee Детский портал «Солнышко».
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в подготовительной группе компенсирующей направленности
«Мастерская Деда Мороза»
Воспитатели:
Карпова М.Г.
Шабусова Л.С.
Ачинск
Актуальность:
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.
Проектная деятельность направлена на совместное сотрудничество детей, родителей, воспитателей группы.
Основная цель:
Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.
Задачи:
-Способствовать расширению представлений у детей о празднике Новый год.
- Обеспечить знакомство с историей возникновения праздника, добиться усвоения умения бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям.
-способствовать развитию у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, приучать активно участвовать в подготовке к праздника.
-Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.
-Способствовать формированию интереса к народному творчеству, любовь к ручному труду.
-Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей.
-Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
-Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность: Краткосрочный (с 13 декабря 2021г. по 29 декабря 2021г.)
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный.
- Создание развивающей среды.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
II этап. Реализация проекта.
Виды деятельности, формы и содержание работы:
1.Интегрированное занятие «Новогоднее чудо» («Коммуникация» и «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»).
2.Беседа «Что такое Новый год?» (история и традиции встречи праздника).
3.Занятие -«В гостях у Деда Мороза»
4.Обрядовая символика и персонажи. Почему праздник проходит вокруг елки? Есть ли на свете Дед Мороз? Об истории Новогодней игрушки.
5. Мастерская Деда Мороза (изготовление елочки, новогодних игрушек)
6. Составление письма – рисунка Деду Морозу.
7. «Как празднуют Новый год в других странах».
8. «Санта Клаус и другие….»
IІІ этап. Заключительный.
1. Подведение итогов.
2.Оформление группы к Новому году.
3.Новогодний праздник.
Ожидаемый результат:
В процессе бесед, интегрированного тематического занятия расширить знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.
Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
Подготовительный этап:
- Подбор методической литературы.
- Подбор настольно-печатных игр.
- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, приспособления для рисования нетрадиционными техниками).
- Специально подобранная литература на зимнюю тему, о жизни птиц, животных, насекомых в это время года, растениях, описании природы, труда людей в быту и т.д. (стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки).
- Подбор аудио записей по теме.
-Подбор иллюстраций, репродукций картин на зимнюю и новогоднюю темы.
- Подбор презентаций на зимнюю и новогоднюю темы.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.
- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.
- Развитие творческих способностей детей.
- Запоминание детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности.
- Чтение наизусть стихотворений о зиме, о Новом годе, елочке, Дедушке Морозе
- Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Продукт проектной деятельности:
- Конкурс на выразительное чтение стихов о зиме, новогоднем празднике;
- Конкурс поделок из разного материала и в разных техниках «Мастерская Деда Мороза» (совместное творчество детей и родителей).
- Рисунки детей на заданные и свободные темы.
- Организация выставок детских рисунков «Новогодний сувенир», «С Новым годом!».
- Поделки из пластилина: «Новогодние ёлки», «Дед Мороз и Снегурочка», «Новогодние игрушки».
-Коллективная работа «Дед Мороз из ладошек»
Познание.
-Способствовать формированию целостной картины мира.
- Наблюдения за изменениями в природе, за красотой зимних деревьев.
-Привлечение внимания детей к тому, что некоторые деревья долго сохраняют плоды (рябина, ель).
- Наблюдение за птицами в кормушках.
- Систематизировать знания и умения у детей определять свойства снега (пушистый, рыхлый, мягкий, липкий, рассыпчатый и т.д.).
- Вызвать желание познакомиться с зимними праздниками (Новый год, Рождество), приметами зимы.
Познавательно – исследовательская деятельность.
- Опыты с водой и снегом, льдом.
- Изготовление льдинок.
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
«Снежные постройки» (на участке для прогулок).
«Домик для Деда Мороза» (строительный материал и детали конструктора).
Социализация.
1.Сюжетно-ролевые игры:
«Фабрика ёлочных игрушек»
«Магазин подарков»
3.Дидактические игры:
«Чудесный мешочек»
«Что лишнее?»
«Что перепутал художник?»
«Поможем зверям добраться до норок»
«Кто зимой спит?»
«Продолжи слово»
«Подбери цвет»
Чтение художественной литературы.
-Пословицы, поговорки, загадки о зиме и зимних явлениях.
-Чтение и заучивание стихотворений о зиме и новогоднем празднике; К. Чуковский «Елка»; Е. Карганова «Новогодние пожелания В. Кудлачев «Новогодние гости»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою..»; М. Лермонтов «На севере диком…»; С. Есенин «Пороша»; Б. Прохоров «Кормушка»; В. Степанов « Лосиное письмо», И. Бунин «Первый снег».
- Чтение рассказов отечественных и зарубежных писателей о зиме и Новом годе Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы», А Усачёв «Дед Мороз из
Дедморозовки», «Чудеса в Дедморозовке», П. Бажов «Серебряное копытце», В. Одоевский «Мороз Иванович», Бр. Гримм «Госпожа метелица», В. Бианки «Синичкин календарь», А. Гайдар «Чук и Гек», В. Осеева «На катке».
-Чтение народных сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев» (пер. со словацкого С. Маршака), «Снегурочка».
Музыка.
- Разучивание песен о зиме, Новом годе.
- П.И. Чайковский «Времена года».
- Аудио записи с новогодними песнями.
- Аудио записи «Звуки природы».
Культурно – досуговая деятельность.
- Конкурс – выставка детских работ «Мастерская Деда мороза».
- Новогодний праздник.
Совместная деятельность детей и родителей.
- Участие в выставке – конкурсе «Мастерская Деда Мороза».
-новогодний календарь
- Совместное украшение участка для прогулки, постройка снежных фигур, крепостей и горки.
- Подготовка к новогоднему празднику.
Формы проведения презентации:
1) Выставка совместных работ детей и родителей «Новогодний сувенир».
2) Новогодний утренник «Дед Мороз шагает по планете».
Итог:
Новый год – самый любимый, самый чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Что за «елка»? Кто придумал – назвать новогоднее представление именем дерева? Дети неплохо разобрались в данных вопросах в ходе реализации проекта «Мастерская Деда Мороза».
В результате данного проекта мы постарались уделить особое внимание
актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности у дошкольников. Поэтому мы основную идею проекта строили на идеях народной педагогики. Уделили особое внимание формированию у детей глубинных чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.
Предварительный просмотр:
МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 27»
ПРОЕКТ
мини музей «Русская изба».
г. Ачинск
Содержание проекта:
1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)
2. Актуальность выбранной темы
3. Цели и задачи проекта
4. Участники проекта.
5. Сроки реализации проекта.
6. Этапы реализации проекта
7. Обеспечение проекта
8. Оценка результатов проекта. Мониторинг
9. Предполагаемые результаты
Общие положения
Название проекта: Организация деятельности мини музея «Русская изба»
Законодательная часть:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон « О музейном фонде РФ и музеях РФ»;
- Положение о мини музеи «Русская изба» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27».
Актуальность темы
Человек не знающий и не любящий свою культуру
не уважает культуру других народов.
(Татарская пословица)
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура — чужды. У детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В противном случае процесс национальной идентификации как один из важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной ущербности, низкому уровню социальной успешности. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию. Одна из важных задач в дошкольном возрасте — приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа.
Одно из направлений воспитательной работы нашего учреждения — формирование духовности, нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры — путешествия, организация кружковой деятельности. Педагогическая практика воспитательной работы последних лет обозначила определенную проблему — недостаточность программно — методического обеспечения для организации кружковой работы по направлению нравственно — патриотического воспитания дошкольников, в частности по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Поэтому в нашем учреждении был организован мини музей «Русская изба».
Основная цель проекта создания мини музея «Русская изба» — приобщение детей дошкольного возраста, к культуре русского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.
Задачи проекта:
- создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культуре русского народа (действенный модуль развивающей предметной среды)
- приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.
- воспитание чувства гордости и уважения к нашим предкам;
- знакомство детей с познание быта и традиций русского народа;
-развитие связной речи детей; обогащение и активизация словаря
обучение детей свободно мыслить, фантазировать;
- создание возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности для детей;
- воспитание у дошкольников основ музейной культуры;
- развитие познавательного интереса детей.
Участники проекта
Администрация, педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, дети старшей речевой группы, родители.
Сроки реализации проекта
Деятельность мини музея «Русская изба» осуществляется в рамках реализации национально- регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста 1 раза в неделю (пятница) во вторую половину дня по 20 минут. Работа мини-музея «Русская изба» организована согласно календарно-тематическому планированию. Реализация курса обучения дошкольников рассчитана на 2 года ( 74 занятия).
Организация и деятельность проекта
Реализация курса обучения дошкольников, по средствам мини музея «Русская изба», предусматривает оптимальное сочетание видов детской деятельности (коммуникативную, игровую, учебную, речевую, двигательную, изобразительную, музыкальную). Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах В содержание занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны дошкольникам: «Одежда», «Жилище», «Фольклор», «Подвижные игры». К темам подобран и систематизирован разнообразный наглядно — иллюстративный материал, подготовлены альбомы, дидактические пособия, оформлены экспонаты для мини-музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы. на Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жили русский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой русского народа является познавательная деятельность детей, основанная на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия. Содержательной основой работы мини музея «Русская изба» является богатейший познавательно — исторический материал, который разделен на три тематических блока. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре. Наличие блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно — тематическому планированию процесса реализации основных задач. Национально — культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир национальной культуры (народного костюма, сказок, фольклора), через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми, развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного. Эмоционально — выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок.. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, длительность занятия 20 −25 минут. Усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые), играх-драматизациях, в собственном творчестве. Диагностика уровня усвоения материала проводятся два раза в год (сентябрь, май) в форме беседы с использованием иллюстративного материала. Организация и проведение национальных праздников осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве. На наш взгляд знакомство с историей, традициями, бытом, играми одно из важных условий сохранения культуры русского народа
Обеспечение проекта.
- экспозиция «Русская изба» в старшей речевой группе;
- альбомы, иллюстрации;
- дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ);
- национальные костюмы;
- аудио, видео материалы;
- методическая, краеведческая литература.
Этапы реализации проекта:
- подготовительный
- практический
- итоговый
Подготовительный этап реализации проекта включает в себя:
- подготовку к участию в проекте педагогов, детей, родителей;
- распределение обязанностей между участниками проекта по созданию мини- музея «Русская изба»;
- сбор материала по теме
- изготовление оборудования, сбор и группировка экспонатов, изготовление игр и макетов;
- накопление материала по теме (изучение теоретических вопросов по теме, составление календарно-тематического планирования, диагностических карт для выявления уровня освоения детьми пройденного материала)
- выбор места для экспозиции мини-музея;
- оформление мини музея.
Практический этап реализации проекта включает в себя:
- исходная диагностика детей;
- проведение занятий согласно перспективному планированию;
- постоянное пополнение мини музея материалами, экспонатами;
- работа с родителями;
Итоговый этап реализации проекта включает в себя:
- итоговую диагностику детей и анкетирование родителей;
- выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;
- обобщение и оформление материалов, презентация «Мини музей Русская изба»
Мониторинг
Итоговые задания для определения уровня сформированности знаний в рамках реализации проекта мини музея «Русская изба» у детей 5-6 лет.
Задание 1 «Интерьер избы»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о мебели и убранстве русской избы.
Материалы: экспозиция мини музея «Русская изба».
Методы: беседа, экскурсия
Ход проведения: Беседы и рассматривание экспозиции «Русская изба».
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет предметы мебели и убранства избы. Без труда объясняет их назначение. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о предметах мебели и их назначении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать предметы мебели и утвари избы. Затрудняется, постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 2 «Предметы утвари русской избы»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Экспозиция мини-музей в ДОУ «Русская изба».
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского утвари, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в мини музее « Русская изба». Рассказать о предметах утвари в избе.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы утвари, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название и их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы утвари. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы утвари. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 3. «Народные праздники наших предков»
Цель: Определить уровень знаний о народных праздниках. Назвать праздники, особенности празднования.
Предварительная работа: Беседы
Оборудование: Иллюстрации с изображением народных праздников
Методы: Беседа, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на иллюстрацию, назвать праздник и рассказать о нем.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название народного праздника. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает особенности празднования, традиции.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название праздников, но не может объяснить их особенности. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать праздника. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Итоговые задания для определения уровня сформированности знаний в рамках реализации проекта мини музея «Русская изба» у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Национальный костюм »
Цель: Определить уровень сформированности знаний о национальном костюме.
Предварительная работа: Беседы.
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о национальном костюме. Спрашивает: как можно описать, в каких цветовых красках можно изобразить русский костюм? Предлагает сыграть в Д/и «Чей костюм» и из всех предложенных найти русский национальный костюм.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно описывает национальный костюм, связно и последовательно рассказывая об особенностях и цветовой гамме. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к костюму. Правильно и самостоятельно выделяет национальный костюм от других костюмов.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к костюмам. Отказывается сыграть в игру «Чей костюм»
Задание 2. «Русские народные игры »
Цель: Определить уровень сформированности знаний о русских народных играх.
Предварительная работа: Беседы.
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о народных играх. Спрашивает: как можно поиграть в эти игры? Предлагает сыграть в иргу.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет народную игру, описывает правила игры и необходимые атрибуты. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эмоциональное отношение к игре.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эмоционального отношения к игре.
Задание 3 «Личностное отношение к собственным национальным истокам»
Цель: Определить отношения к собственным национальным истокам. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Как ты думаешь, какой национальности ты?»
- «А кто такие предки?», «Когда они жили?» «Какой национальности они были?»
-«Какие национальные традиции ты знаешь?»
- «Понравилось ли тебе посещать русскую избу?»
-«Что интересного ты узнал, посещая мини музей «Русская изба?»
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из занятий в мини музее «Русская изба». Ребёнок передает настроение, впечатление от занятий и игр и экскурсий..
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ)
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий
- Практический материал по всем видам детской деятельности
Заместитель заведующего по воспитательно –образовательной работе:
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Разработка анкет для родителей
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Разработка конспектов занятий досугов и т.п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Развивающая- предметно-простанственная среда:
Экспозиция мини музей «Русская изба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...